Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:35, реферат
Цель исследования: изучить предмет настоящего исследования.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать учебную и научную литературу по теме исследования;
2) рассмотреть историю возникновения и развития древних государств Востока;
3) определить роль церкви в эпоху Средневековья;
4) охарактеризовать окончание Смутного времени в России;
5) дать характеристику политике «военного коммунизма» в годы гражданской войны.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика древних государств Восточной цивилизации……………..4
2. Роль церкви в эпоху Средневековья…………………………………………13
3. Окончание Смуты. Народное ополчение в России в XVII веке.
Изгнание польских захватчиков из Москвы……………………………………17
4. Политика «военного коммунизма» в годы гражданской войны.
Почему большевики были вынуждены отказаться от нее в 1921 году……….21
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………....27
Чжаньго («Борющиеся царства») был периодом завершения трансформации древнекитайского общества. Это было время серьезных сдвигов во всех сферах жизни Китая, от производительных сил до идейных споров, от ведения войн до заселения окраин. Именно в период Чжаньго окончательно отрабатывалась та модель общества и государства, которая более других претендовала на универсальность.
Создание империи Цинь было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. Этот процесс во многом был стимулирован активной деятельностью реформаторов-легистов, выступавших как против центробежных тенденций наследственной знати, так и против ослаблявших централизованную структуру деятельности частных собственников, «стяжателей», рыцарей «второстепенных» занятий (по определению Шан Яна)15.
Империя Цинь просуществовала совсем недолго (221 – 207 гг. до н.э.), однако именно с нее начинается отсчет истории именно имперского Китая. Первым императором Поднебесной стал Цинь Ши-хуанди, который после своей смерти был захоронен в гробнице вблизи древней столицы Китая – Сианя. Именно в это гробнице во время раскопок в 1970-х гг. было обнаружено знаменитое «терракотовое войско» первого императора Китая.
Император умер в 210 г. до н. э., а уже в августе 209 г. началось восстание против введенных им в стране порядков. Непопулярный и слабый Эр Ши-хуанди не смог противостоять взрыву народного возмущения. Повстанческое движение ширилось, охватив вскоре всю страну. В 207 г. до н. э. династия Цинь пала. Началась ожесточенная борьба предводителей восставших за власть, в ходе которой одолел своих противников и вышел на передний план крестьянин Лю Бан, который в 202 г. до н. э. провозгласил себя императором новой династии – Хань.
Древнекитайский вариант становления
государственности завершает
Таким образом, подводя итог данной части настоящего исследования, можно сделать следующий вывод: во всех ранних государствах и протогосударствах Востока существовала лишь одна форма ведения хозяйства, которую можно было бы назвать общинно-государственной. Ее сущность сводится к тому, что коллектив производителей, земледельцев и скотоводов, традиционно относится к средствам производства и ресурсам как к своим, т. е. владеет ими, тогда как распоряжается этим общим достоянием от имени коллектива его глава, от старшего в семье и клане или старейшины общины до племенного вождя и государя. В ранних государствах в зависимости от обстоятельств этот генеральный тип хозяйства варьирует, порождает ряд модификаций. В целом, однако, речь идет именно о модификациях единой формы хозяйства.
Единство этой генеральной формы в том, что земледельцы имеют наследственно гарантированное право и обязанность обработки земли и использования нужных им ресурсов, от воды и пастбищ до леса, рыбы, дичи и т. п. В то же время право владения и распоряжения землей и ресурсами, постепенно трансформирующееся в право собственности, находится в руках оторванного от производства пищи аппарата власти, от храма до государства. Материальным выражением признания этого права является выплата коллективом производителей избыточного продукта представителям власти. Эти выплаты могут иметь различную форму (труд представителей коллектива на общих полях или полях храма; выделение части или определенного фиксированного количества урожая; отработки типа трудовой повинности и т. п., вплоть до казарменно-коммунистических структур), но в любом случае политэкономически представляют собой ренту-налог, за счет которой только и могло существовать неевропейское государство.
Одной фразой данный общий принцип, положенный в основу любого государственного образования Древнего Востока можно выразить следующим образом: сильное государство – слабый собственник.
2. Роль церкви в эпоху Средневековья
Христианская религия и церковь сложились в эпоху глубокого кризиса римского рабовладельческого общества. Являясь первоначально религией угнетенных, христианство учило, что страждущие и униженные в земном мире будут блаженствовать в загробном царстве. Тем самым оно, как и другие религии в классовом обществе, способствовало духовному порабощению эксплуатируемых масс. Именно поэтому мировая рабовладельческая империя нуждавшаяся в единой монотеистической религии, признала христианство и сделала его государственной религией.
Христианство пережило крушение рабовладельческого строя, сохранив свои социальные и идеологические функции в феодальном обществе. При этом оно, естественно приспосабливалось к нуждам формирующегося феодального строя. Церковь стала неотъемлемым элементом феодальной системы, подчиняя своему господству духовную жизнь, культуру, науку, мораль, образование. Церковь приобрела большое экономическое и политическое значение. Сосредоточив в своих руках огромные земельные богатства, церковь, и духовенство оказывали влияние на государственную власть и закрепили за собой важные политические прерогативы. Каноническое право и церковная юрисдикция успешно соперничали со светским правом и светским феодальным правосудием в подчинении отдельных групп населения, в том числе и высших сословий. Церковные учреждения - епископства, аббатства - пользовались судебно-административными правами и привилегиями наряду со светскими феодальными сеньориями16.
Уже в Римской империи церковь стала составной частью аппарата политического господства. На церковные учреждения, помимо идеологических функций, возлагались и чисто политические задачи. Церковная иерархия была подчинена деспотической власти императоров. Эта форма взаимоотношений светской власти с церковью, сложившаяся уже во времена Константина, продолжала существовать в Восточной Римской империи (Византии). На Западе после гибели Римской империи обстановка коренным образом изменилась. На развалинах этой империи образовалось множество варварских королевств. Христианизация варваров происходила в разное время и по разному вероисповеданию - арианскому, правоверному. Тем не менее церковь сохранила созданную ранее организацию, которая все более укреплялась. С переходом варваров (готов, лангобардов) от арианства к римскому правоверию римская церковь стала единым мощным иерархически организованным учреждением17.
Церковь, включавшаяся органически в феодальную государственную систему, действовала обычно в союзе со светскими властями, помогая им своим авторитетом в деле подчинения и обуздания масс. Вместе с тем церковь создавала культ «священной власти», неповиновение которой объявлялось тяжким грехом. Но в то же время между церковью и государством, духовными и светскими феодалами, существовали противоречия, приводившие нередко к открытым конфликтам. Для ограждения своих интересов и борьбы с врагами феодального строя церковь выработала систему наказаний: отлучение, ставившее человека вне церкви и лишавшее его возможности получить «спасение» на «том свете»; интердикт, запрещавший отправление культа в пределах всей страны; анафему - публичное предание проклятию - и разного рода покаяния и епитимьи. Этим оружием церковь и ее глава - папа - поражали не только простых людей, но и власть имущих - королей. Папство пользовалось им в целях подчинения светской власти и создания теократии.
Папы пытались подчинить своему влиянию церковь во вновь обращенных славянских странах, в частности в Болгарии. На этой почве между папой Николаем I (858 - 867) и константинопольским патриархом Фотием возник острый конфликт, приведший к фактическому размежеванию западной и восточной церквей в области догматики и культа. Для обоснования своих домогательств на вселенскую и теократическую власть папской канцелярией сочинялись фальшивые грамоты и ложные постановления.
Поводом к окончательному разрыву между западной и восточной церквами послужил спор из-за подчинения церкви в Южной Италии. Эта область долгое время принадлежала Византии, но папа считал ее своим леном. Не добившись признания своих прав в ходе длительных переговоров, папа Лев IX направил в 1054 г. в Константинополь легатов, которые должны были провозгласить проклятие по адресу константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Патриарх в свою очередь провозгласил от имени церковного собора проклятие в адрес папских легатов. После этого уже не было больше примирения между Римом и Константинополем18.
Образовались две христианские церкви - римско-католическая и православная (греко-католическая). Первая являлась суверенной, и ее глава римский папа притязал на теократию. Вторая находилась в подчинении императорской власти.
В православной церкви в целом вследствие ее относительной слабости и политической малозначимости никогда не было массовых гонений типа «святой» инквизиции, хотя это не означает, что она не преследовала еретиков и раскольников во имя укрепления своего влияния на массы19.
Таким образом, подводя
итог данной части настоящего исследования,
можно сделать следующие
- глубокий кризис позднеантичног
- религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, когда не были известны точные науки и силы природы казались грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире;
- особенно сильным было влияние церкви на мировоззрение человека в раннее средневековье (V - VIII вв.), когда в обществе установилась монополия церкви на интеллектуальное образование. Церковь подчинила своему господству все области знания.
3. Окончание Смуты. Народное ополчение в России в XVII веке. Изгнание польских захватчиков из Москвы
В июне 1610 г. гетман Жолкевский нанес поражение царским войскам под командованием бездарного Д. Шуйского у с. Клушино близ Можайска. Сражение не отличалось упорством: иноземцы изменили, русские не собирались стоять насмерть за Василия Шуйского. Жолкевский двинулся на Москву. В это время из Калуги к городу приблизился Лжедмитрий II, обратившийся к жителям с призывами открыть ворота «природному государю». Сложилась крайне неопределенная ситуация. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпуновым, братом Прокофия Ляпунова, свергли В. Шуйского с престола.
Страна оказалась на краю гибели. Государственность
была разрушена. Общество расколото на
враждебные лагеря. Преобладала рознь,
сословный эгоизм. В сердце России, Москве,
стоял польский гарнизон, страной управляло
марионеточное правительство. Приближалась
к концу осада изнемогавшего Смоленска.
Свержение Шуйского освободило руки Швеции
и королю Карлу IX, противнику Сигизмунда III.
Шведы оккупировали значительную часть
северо-запада Московского государства.
В эти трагические месяцы «безгосударева
времени» огромную роль
сыграла церковь и церковные деятели,
прежде всего патриарх Гермоген и,
позднее, настоятель Троице-Сергиева монастыря
Дионисий. Патриарх возглавил национально-религиозную
«партию» и первый, ссылаясь на нарушение
польской стороной договоренности (прежде
всего о православии государя и уходе
«литовских людей» за пределы государства)
призвал к сопротивлению20.
Церковь дала национально-освободительному
движению национальную
идею - защиту православия и восстановление
православного царства. Вокруг
этой идеи началась консолидация здоровых
сил общества. Решающую роль в
освободительном движении сыграла земщина,
традиции которой, как оказалось, не были
подорваны предыдущими царствованиями.
Вдохновляемая позицией Гермогена, которого,
по преданию, за неуступчивость польская
партия уморила «гладом» в 1612 г., и грамотами
Дионисия, земщина призывами «стояти заодно»
объединила патриотические силы, привлекла,
материально обеспечила дворянские служилые
корпорации и отряды «вольных казаков» -
реальную воинскую силу, которая могла
изгнать интервентов.
В стране созревает идея созыва всенародного
ополчения. Его созданию
способствовала гибель в декабре 1610 г.
Лжедмитрия II. Отряды «вольных
казаков» под предводительством И. Заруцкого
и князя Дм. Трубецкого
присоединились к дворянским отрядам
Прокопия Трубецкого и образовали I
ополчение. Ляпунов, призывая всех воинских
людей принять участие в
освобождении Москвы, сулил «волю и жалованье».
Весной 1611 г. ополчение осадило Москву.
Накануне его появления, в
марте, в столице вспыхнуло восстание.
Завязались упорные бои на улицах.
Активным участником восстания стал Д. М. Пожарский,
который был ранен и
вывезен в свою нижегородскую вотчину.
Не имея сил для того, чтобы
справиться с москвичами, поляки выжгли
часть посада.
Ополчение создало высший временный орган
власти страны - Совет всея земли. Но действовал
он нерешительно, скованный внутренними
разногласиями и взаимными подозрениями.
Для преодоления их по инициативе Ляпунова
30 июня 1611 г. был принят «Приговор всей
земли», который предусматривал восстановление
прежних крепостнических порядков21.
«Приговор» не удовлетворил вольное
казачество. Известия о расправе
дворян над 28 казаками переполнили чашу
их терпения. 22 июля 1611 г.
вызванный на казачий «круг» Ляпунов был
убит. Убийство Ляпунова привело к массовому
отъезду из-под Москвы дворян и даже приборных
служилых и фактическому распаду I ополчения22. Казаки Трубецкого и Заруцкого продолжили
осаду, но они не были достаточно сильны,
чтобы справиться с польским гарнизоном.
Эти события совпали с падением Смоленска
в начале июня 1611 г.
Сигизмунд III открыто объявил о своем намерении
сесть на московский
престол. Активизировали свои действия
и шведы. 16 июля был занят Новгород, власти
которого пошли на соглашение с Карлом IX,
предусматривавшее избрание царем его
сына, принца Карла Филиппа. Казалось,
что страна на краю пропасти, - не случайно
самые распространенные публицистические
жанры этого времени - «плачи» о погибели
Русской земли.
Но земщина вновь показала свою способность
к возрождению. В
провинциальных городах началось движение
за организацию II ополчения.
Осенью 1611 г. староста Нижегородского посада
Кузьма Минин обратился с
призывом пожертвовать всем ради освобождения
Родины. Под его началом
городской совет собрал средства для призыва
ратных людей. Патриотический порыв, готовность
к самопожертвованию охватили массы. Был
избран и воевода, отличавшийся «крепкостоянием»
и честностью, - Д.М. Пожарский.
Последний вместе с «выборным человеком»
Кузьмою Мининым возглавил новый Совет
всей земли23.
II ополчение не сразу выступило к Москве.
Поднявшись вверх по Волге,
оно более четырех месяце простояло в
Ярославле, формируя свое правительство
и основные приказы. Это необходимо было,
чтобы, во-первых,
опираясь на менее разоренные северные
города, собраться с силами и
средствами и, во-вторых, договориться
с вольными казаками. Между тем в подмосковных
«таборах» произошел раскол. Честолюбивый
И. Заруцкий, мечтавший о самостоятельной
роли, ушел со своими сторонниками в Коломну,
где находилась Марина Мнишек и ее сын
от Лжедмитрия II Иван, «воренок», по определению
современников. Имя Ивана Дмитриевича,
«законного» наследника престола, давало
Заруцкому желаемую свободу действий
и независимость.
В августе 1612 г. II ополчение пришло под
Москву. В сентябре
подмосковные воеводы договорились Москву
«доступать» вместе и «Российскому государству
во всем добра хотеть безо всякой хитрости».
Было образовано единое правительство,
выступавшее отныне от имени обоих воевод,
князей Трубецкого и Пожарского.
В 20-х числах августа ополченцы отразили
попытку гетмана Хоткевича
освободить осажденный польский гарнизон.
Однако поляки упорствовали. Им
было жалко расставаться с богатой добычей,
награбленной в Кремле. Сильно
надеялись они на помощь короля. Но Сигизмунд III
столкнулся с целым рядом трудностей:
шляхта, в частности, опасалась самодержавных
устремлений короля, усиленных ресурсами
Москвы, ограничивала его силы. Сигизмунд III
отступил. Польские и литовские люди изнемогали.
22 октября был взят Китайгород. Четыре
дня спустя, 26 октября 1612 г. капитулировал
кремлевский гарнизон. Москва была освобождена24.