Характеристика древних государств Восточной цивилизации. Роль церкви в эпоху Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:35, реферат

Описание

Цель исследования: изучить предмет настоящего исследования.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать учебную и научную литературу по теме исследования;
2) рассмотреть историю возникновения и развития древних государств Востока;
3) определить роль церкви в эпоху Средневековья;
4) охарактеризовать окончание Смутного времени в России;
5) дать характеристику политике «военного коммунизма» в годы гражданской войны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика древних государств Восточной цивилизации……………..4
2. Роль церкви в эпоху Средневековья…………………………………………13
3. Окончание Смуты. Народное ополчение в России в XVII веке.
Изгнание польских захватчиков из Москвы……………………………………17
4. Политика «военного коммунизма» в годы гражданской войны.
Почему большевики были вынуждены отказаться от нее в 1921 году……….21
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………....27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная. История. Вариант 7..doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, подводя  итог данной части настоящего исследования, можно сделать следующий вывод: изгнание польских захватчиков из Москвы в октябре 1612 года стало возможным  благодаря консолидации усилий всех патриотически настроенных сил  русского общества: церкви, земщины, боярства, купечества, и, конечно же, народного ополчения.

 

 

4. Политика  «военного коммунизма» в годы  гражданской войны. Почему большевики  были вынуждены отказаться от  нее в 1921 году

 

Политика «военного  коммунизма», хотя и проводилась в годы гражданской войны, не была порождением условий войны. Она вытекала из большевистской доктрины, являлась выражением её сути, её представлений об экономике, политической системе социализма, методах его строительства. Гражданская война лишь способствовала тому, что режим «военного коммунизма» приобретал законченные формы.     Важными составными политики «военного коммунизма» являлись: национализация крупной, средней и части мелкой промышленности, ликвидация значительного слоя собственников; установление продовольственной диктатуры, введение продразверстки; милитаризация общества, введение всеобщей трудовой повинности; замена торговли государственным распределением продовольствия, предметов потребления, услуг; широкое применение неправовых, чрезвычайных мер, насилия и репрессий25.

Советское государство в условиях гражданской войны стало еще  более централизованным, деспотичным, оно уничтожило все независимые  от государства институты, ликвидировало демократические свободы, запретило газеты. Коммунизм в России, по выражению Н.Бердяева, «принял форму крайнего этатизма, охватывающего железными тисками жизнь огромной страны». Была ликвидирована свобода вероисповедания, независимость суда, запрещено инакомыслие. Декретом Совнаркома в январе 1918 г. имущество церкви было объявлено народным, т.е. государственным достоянием. Были разграблены, разрушены церкви, синагоги, мечети, расстреливались служители всех конфессий.

Верхом беззакония, насилия и  террора была деятельность ВЧК, созданного 7 декабря 1917 г. Она получила право внесудебной расправы, сосредоточила в своих руках арест, следствие, вынесение приговора и его исполнение, 5 сентября 1918 г. декретом Совнаркома был введен «красный террор» против врагов революции, предусматривающий и взятие заложников. Это произошло через неделю после ранения Ленина близкой к эсерам Фанни Каплан и убийства председателя петроградского ЧК М.С.Урицкого. За эти теракты большевики взяли несколько сот заложников из числа представителей имущих классов и случайных людей и расстреляли их26.

Своеобразный характер носила идеология  военного коммунизма. Это был массированный  натиск по внедрению в умы людей  элементарных и примитивных азов коммунизма. Большевики придавали огромное значение политической работе в массах, привлекая к ней тысячи пропагандистов и агитаторов, все культурные силы, занятые в советских учреждениях. Руководил этой работой Наркомпрос и его многочисленные отделы. Активную деятельность развернул также Пролеткульт - массовая организация, ставившая своей целью скорейшее создание новой коммунистической культуры. В его рядах было немало талантливых писателей, художников, артистов. Пролеткульт делал ставку на открытое классовое содержание культуры, разрушение старого культурного наследия, поиск новых образов и идеалов. На этой основе формировался революционный авангард в литературе и искусстве. На площадях и улицах крупных городов разыгрывались грандиозные, красочные спектакли, мистерии, шествия, приуроченные к торжественным дням. Они предусматривали массовое действо, т. е. активное участие зрителей в проводимых мероприятиях27.

В идеологии военного коммунизма делалась ставка на безжалостность и беспощадность к врагам, проповедовались  революционная стойкость и фанатизм, беззаветное мужество перед лицом  смертельной угрозы, жертвенность во имя светлого завтра. На этом зиждилась героическая традиция, к которой впоследствии очень часто апеллировали большевики28.

Политика «военного коммунизма» в конце гражданской войны встретилась с массовым недовольством крестьян продразвёрсткой, нежеланием дальше отдавать задаром хлеб, терпеть произвол властей. С августа 1920 г. в Тамбовской и Воронежской губерниях полыхало крестьянское восстание, возглавляемое А.С.Антоновым. На его подавление были направлены войска под командованием Тухачевского, применившего крайне жестокие меры, в т.ч. газы, аресты и расстрелы заложников и др. Потребовалось три года, чтобы, залив кровью Там-бовщину, подавить восстание. Повстанцы действовали на Украине, в Поволжье, на Дону, Кубани, Западной Сибири. Нарастало недовольство рабочих в городах, а моряки Кронштадта выступали за Советы без коммунистов, за свободу слова и печати, свободу политзаключенных, свободу торговли и т.д. 7-я армия во главе с Тухачевским после неоднократных штурмов взяла крепость и жестоко расправилась с мятежниками: к расстрелу были приговорены 2,1 тыс., к различным срокам наказания - 6,5 тыс. человек. О масштабах восстаний, охвативших едва ли не всю страну, свидетельствует тот факт, что потери Красной Армии при их подавлении за 1921 г. превысили 171 тыс. человек, не считая потерь ВЧК и милиции29.

Именно это и стало  основной причиной отказа большевистских властей от политики «военного коммунизма».

Таким образом, подводя  итог данной части настоящего исследования, можно сделать следующие выводы:

- основными составляющими политики «военного коммунизма» являлись: национализация крупной, средней и части мелкой промышленности, ликвидация значительного слоя собственников; установление продовольственной диктатуры, введение продразверстки; милитаризация общества, введение всеобщей трудовой повинности; замена торговли государственным распределением продовольствия, предметов потребления, услуг; широкое применение неправовых, чрезвычайных мер, насилия и репрессий;

- причиной отказа большевиков  от политики «военного коммунизма» явилось сопротивление его методам населения страны (в первую очередь крестьянства), выражавшееся в вооруженных восстаниях и бунтах;

- «военный коммунизм» оставил тяжёлые последствия для будущего страны, негативно сказался на всех преобразованиях 20-30-х годов: коллективизации, раскулачивании, ликвидации нэпманов, культурной революции. Военно-коммунистическая идеология и психология захватила большевиков и часть рабочих, формируя представления о возможности быстрейшего решения любой, самой трудной проблемы. Она стала источником конфронтации, насилия и чрезвычайщины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе проведения настоящего исследования были сделаны следующие  выводы.

1. Во всех ранних государствах и протогосударствах Востока существовала лишь одна форма ведения хозяйства, которую можно было бы назвать общинно-государственной. Ее суть заключается в том, что земледельцы имеют наследственно гарантированное право и обязанность обработки земли и использования нужных им ресурсов, от воды и пастбищ до леса, рыбы, дичи и т. п. В то же время право владения и распоряжения землей и ресурсами, постепенно трансформирующееся в право собственности, находится в руках оторванного от производства пищи аппарата власти, от храма до государства. Материальным выражением признания этого права является выплата коллективом производителей избыточного продукта представителям власти. Эти выплаты могут иметь различную форму, но в любом случае политэкономически представляют собой ренту-налог, за счет которой только и могло существовать неевропейское государство.

2. Упадок культуры в период раннего средневековья объяснялся в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства. Аскетизм проповедовался с церковных кафедр и пропагандировался в специальной литературе того времени.

Особенно сильным было влияние церкви на мировоззрение человека в раннее средневековье (V - VIII вв.), когда в обществе установилась монополия церкви на интеллектуальное образование. Церковь подчинила своему господству все области знания.

3. Изгнание польских захватчиков из Москвы в октябре 1612 года стало возможным благодаря консолидации усилий всех патриотически настроенных сил русского общества: церкви, земщины, боярства, купечества, и, конечно же, народного ополчения.

4. Основными составляющими политики «военного коммунизма» являлись: национализация крупной, средней и части мелкой промышленности, ликвидация значительного слоя собственников; установление продовольственной диктатуры, введение продразверстки; милитаризация общества, введение всеобщей трудовой повинности; замена торговли государственным распределением продовольствия, предметов потребления, услуг; широкое применение неправовых, чрезвычайных мер, насилия и репрессий.

Причиной отказа большевиков  от политики «военного коммунизма»  явилось сопротивление его методам  населения страны (в первую очередь  крестьянства), выражавшееся в вооруженных  восстаниях и бунтах.

«Военный коммунизм» оставил тяжёлые последствия для будущего страны, негативно сказался на всех преобразованиях 20-30-х годов: коллективизации, раскулачивании, ликвидации нэпманов, культурной революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Боханов, А.Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века. В 3 книгах. Книга 1: История России с древнейших времен до конца XVII века/ А.Н. Боханов, М.М. Горинов. – М.: АСТ, 2001.

2. Валиуллин, К.Б. История России. ХХ век. Часть 2: Учебное пособие/ К.Б. Валиуллин, Р.К. Зарипова. – Уфа: РИО БашГУ, 2002. – 234 с.

3. Васильев, Л.С. История Востока. В 2 т. Т.1. – М.: Высшая школа, 1994. – 495 с.

4. Виппер. Р.Ю. История Древнего мира. История Средних веков/ Р.Ю. Виппер, А.А. Васильев. – М.: Республика, 1993. – 511 с.: ил.

5. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ,  2000. – 496 с.

6. Древние цивилизации/ С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.: Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина, - М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил.

7. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. - М.: Высшая школа, 2001. - 560 с.: карты.

8. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. - М.: Просвещение, 1986. – 575 с.: ил.

9. Крывелев, И.А. История религий. Очерки в двух томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1975.

10. Нефедов, С.А. История древнего мира. – М.: Владос, 1996.  – 389 с.

11. Соколов, А.К. Курс советской истории, 1917 – 1940: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ,  2000. – 496 с. С. 19.

2 Древние цивилизации/ С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.: Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина, - М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил. С. 36.

3 Виппер. Р.Ю. История Древнего мира. История Средних веков/ Р.Ю. Виппер, А.А. Васильев. – М.: Республика, 1993. – 511 с.: ил. С. 19.

4 Древние цивилизации/ С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.: Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина, - М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил. С. 37 - 44.

5 Виппер. Р.Ю. История Древнего мира. История Средних веков/ Р.Ю. Виппер, А.А. Васильев. – М.: Республика, 1993. – 511 с.: ил. С. 32 - 33.

6 Древние цивилизации/ С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.: Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина, - М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил. С. 89.

7 Виппер. Р.Ю. История Древнего мира. История Средних веков/ Р.Ю. Виппер, А.А. Васильев. – М.: Республика, 1993. – 511 с.: ил. С. 35.

8 Васильев, Л.С. История Востока. В 2 т. Т.1. – М.: Высшая школа, 1994. – 495 с. С. 83 – 85.

9 Древние цивилизации/ С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.: Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина, - М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил. С. 219.

10 Васильев, Л.С. История Востока. В 2 т. Т.1. – М.: Высшая школа, 1994. – 495 с. С. 97.

11 Древние цивилизации/ С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.: Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина, - М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил. С. 221.

12 Васильев, Л.С. История Востока. В 2 т. Т.1. – М.: Высшая школа, 1994. – 495 с. С. 114.

13 Древние цивилизации/ С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.: Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина, - М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил. С. 251.

14 Нефедов, С.А. История древнего мира. – М.: Владос, 1996.  – 389 с. С. 103.

15 Васильев, Л.С. История Востока. В 2 т. Т.1. – М.: Высшая школа, 1994. – 495 с. С. 132.

16 История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. - М.: Просвещение, 1986. – 575 с.: ил. С. 332.

17 История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. - М.: Просвещение, 1986. – 575 с.: ил. С. 332 - 333.

18 История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. - М.: Просвещение, 1986. – 575 с.: ил. С. 334.

Информация о работе Характеристика древних государств Восточной цивилизации. Роль церкви в эпоху Средневековья