Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:24, контрольная работа
В условиях древности определились два основных (глобальных) типа цивилизации: западный, включающий европейскую и северо-американскую, и восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую. Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т.д.
Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала переломной.
После 1036 года объединенная Русь наконец смогла обрести собственного митрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987-989 годах Византию на колени. Ярослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-визанстийские отношения в «после смутное время» и стабилизировало международные связи Руси.
Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составления нового летописного свода – были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.
«Русская Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым
российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который
упоминается в договорах Руси с Византией.
Общность норм «Закона Русского», «Русской Правды» Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним их наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создал свою «Правду», не имея в виду Новгорородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 года. «Закон Русский» и западные Правды также аппелировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс, который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего» на землю и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.
С большим упорством и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича. Ярослав предпринимал неоднакратные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его походы на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.11
“Русская Правда”
Редакции “Русской Правды” |
“Краткая Правда”, “Пространная Правда”, “Сокращенная Правда |
Руководство при кодификации |
нормы обычного права (кровная месть, круговая порука) и княжеская судебная практика |
“Русская Правда” как кодекс частного права |
1) нет преступлений против государства, личность князя
рассматривается в качестве физического
лица; |
Направления кодификации |
1) защита частной собственности,
регламентация порядка ее |
Нормы, определяющие правовое
положение групп населения |
1)нормы ответственности
за совершенное преступление; |
Система наказаний по “Русской Правде |
отсутствие упоминания о смертной казни, “поток и разграбление”, “вира |
Основные категории свободного и зависимого населения Древней Руси по «Русской правде».
|
1) Свободное население:
привилегированное (князья, бояре,
княжьи мужи, княжеские тиуны,
огнищане); |
Одной из причин феодальной раздробленности послужил раздел древнерусских земель между наследниками великого киевского князя Ярослава Мудрого, скончавшегося в 1054 году, и последовавшая затем междоусобная борьба князей. Но вряд ли этот факт являлся главной причиной. Ведь первый раздел киевских земель начался задолго до этого, еще при Владимире Красное Солнышко, чьи сыновья уже в начале XI века затеяли бесконечные распри. Междоусобицы на Руси издавна были обычным делом, но они не приводили к полному распаду раннефеодальной империи, какой была Киевская Русь.
Во второй половине XII века население юго-западных киевских земель стало покидать освоенные места и передвигаться на северо-восток, в междуречье Оки и волги. Это было связано, прежде всего, с безопасностью, поскольку в таких глухих местах можно было укрыться от внешних врагов, а также с возможностью приобрести свободные, достаточно плодородные земли. Тут происходила постепенная ассимиляция славянских племен с местными угро-финскими племенами, в результате чего сформировалась русская нация.
В середине XII века здесь образовалось Владимиро-Суздальское княжество во главе с Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха, а позже во главе с сыновьями Долгорукого, Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо. Город Владимир на Клязьме стал центром самого сильного русского княжества, сюда переместился политический и экономический центр Древней Руси.
В новом краю формировалось активное сельское население при очень небольшом удельном весе городского населения. Люди занимались ремеслом, рыболовством, охотой. Торговля, в отличие от Киевской Руси, не имела такого же влияния, поэтому хозяйство долгое время оставалось натуральным.
В результате русской колонизации Волжско-Окских земель здесь стали создаваться иные формы отношений между князем и населением. Если многолюдные городские общины в Киеве, Новгороде и др. зачастую приглашали к себе князей на престол, чтобы они организовывали военную оборону города, следили за внутренним порядком, то на северо-востоке Руси процесс обратным. Сначала князь начинал владеть достаточно малолюдными земельными пространствами, а потом приглашал к себе колонистов для заселения этих земель. Князь выступал в качестве хозяина – собственника земельных угодий, распоряжался ими, завещал наследникам.12
С XII-XIII веков в феодальной земельной собственности Владимиро-Суздальского княжества утвердилась иерархическая структура землевладения. Во главе иерархической лестницы стоял старший князь, который являлся верховным владельцем по отношению к феодалам, занимавшим более низкую вассальную ступень и непосредственно зависящим от старшего князя. Эти, в свою очередь, тоже могли иметь своих вассалов. Старший князь мог передать вассалам в условное владение часть своих земельных угодий взамен оказания ими определенной помощи, например, участия в военных походах.
Наследники старшего князя, получившие в полную собственность земли, становились «удельными князьями», а их владения назывались «уделами». Кстати, эти термины в Киевской и Новгородской Руси были совершенно неизвестны. Такие наследные землевладельцы становились полновластными господами в своих уделах по отношению к живущим на их территории земледельцам, у них появлялись юридические полномочия собирать подати, разрешать судебные споры и т.д. Подобная вассальная система достаточно крепко удерживала власть над крестьянами.*
В период господства вотчинного хозяйства все более заметное место стало занимать поместное или условное землевладение. Князья, бояре, монастыри все чаще приглашали к себе на военную службу различных людей: младших княжеских и боярских детей, разорившихся феодалов. За выполнение службы землевладельцы давали им участки земли – «поместья» - в условное пользование на период служения собственнику земли. После окончания срока службы поместье могло быть отобрано. Из таких приглашенных формировалось новое сословие «служилых людей», которые по отношению к крестьянству приобретало такие же права, как и феодалы. Зачастую феодалы направляли служилых людей в свои отдаленные деревни и села в качестве управляющих, организаторов производства и за это были вынуждены предоставлять им часть своего владения в виде поместья на определенных условиях. Позже феодалы стали давать служилым людям в награду право им самим собирать налоги («кормы») с крестьян, то есть заниматься «кормление», что означало усиление экономической зависимости населения. Служилые люди составляли так называемый «двор» князей и бояр, поэтому позже их стали называть «дворяне».13
Таким образом, в результате
синтеза различных укладов
Однако, в развитии западно-европейских
обществ и Древней Руси имеются
и существенные различия. Западно-европейские
варварские племена в процессе Великого
переселения столкнулись с
Основные черты:
1. На Руси феодальные
отношения существовали около
1000 лет с 9 в. – 1861г., но и
после некоторые элементы
2. Феодальная экономика
в Русском государстве
3. Эволюция форм феодальной
земельной собственности,
Земельная собственность:
- Право земельной собственности принадлежит феодалу;
- Феодальная собственность изменялась;
- В дофеодальный период свободный общинник «сидел» на свободных землях, но уже в Киевской Руси появился пример феодального хозяйства – вотчина – была главной формой феодальной земельной собственности в период феодальной раздробленности (вотчина = аллоду).
В период ликвидации
феодальной раздробленности
Помещик владел землей, но не мог дарить или продавать, а только менять (за обменом скрывалась купля-продажа).
Владельцы земельной собственности: дворяне, бояре, гости (купцы), придворные слуги.
К 16 веку поместье стало преобладающей формой землевладения, опричнина подорвала вотчину. Постепенно различия между вотчиной и поместьем исчезали, этому способствовали: - Соборное уложение 1649г. признавало право наследственной передачи дворянином своего поместья сыну, при условии, что он будет служить так же, как и отец.
- Указ Петра I 1714 года о единонаследии.
Хотя и после этого условность собственности сохранялась.
Особенности церковного землевладения: – не подвергалась отчуждению. Источники церковного землевладения: завещание (пожертвование), покупка, захват земель общинников, жалования церковными нестяжателями.
- Секуляризация 1764 г.
Процесс эволюции феодальной ренты на Руси: за право пользования землей крестьяне несли феодальную ренту, формы ренты аналогичны европейским, по-другому шел процесс коммутации: в Киевской Руси – отработочная рента, в период феодальной раздробленности – натуральная рента, к 16 в. возрастает роль отработочной ренты (преобладала до середины 18 в.). Связь с рынком через феодала.
Зависимое население: - смерды, платили дань, несли повинность в пользу государства.
Пути закрепощения:
1. Посредством экономического принуждения: временно зависимые, но т. к. вернуть долг не удавалось => постоянно зависимые.
- Закуп – брал ссуду
- Рядович – заключал договор на ссуду.
2. Внеэкономическое:
- закрепощение с помощью государства
- рабство (холопство) – военнопленные, должники, женитьба на холопке.
«Русская правда»
Процесс формирования крепостничества:
1. Судебник 1497 г. Ограничил период ухода крепостных крестьян неделей от Юрьева дня, при этом надо заплатить пожилое и выполнить все повинности.
2. 1581г. «Указ о заповедных летах». Запрещен переход крестьян в определенные годы.
3. Конец 16 в. «Указ об урочных летах».
4. Соборное Уложение 1649 г. Полностью запретило переход крестьян
Вывод: К концу 17 в. большинство крестьян были закрепощены, и процесс феодализации завершился.
Вотчина – древнейший вид земельной собственности на Руси, преходящий по наследству.
Поместье – Условное землевладение на Руси конца 15 – начала 18 вв., предоставляемое государством за несение военной и государственной службы, не подлежало продаже, обмену, наследованию.