Идейные взгляды Нестора Махно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:11, контрольная работа

Описание

Махно Нестор Иванович – крестьянин, родившийся 27 октября 1889 года и выросший в селе Гуляй Поле Александровского уезда Екатеринославской губернии, сын бедной крестьянской семьи. На одиннадцатом месяце жизни он лишился отца, оставшись вместе с четырьмя маленькими братьями, на руках матери. Детство подростка, рано ставшего сиротой, было трудным. Вот что он писал много лет спустя: «Отец мой – бывший крепостной помещика Мабельского, жившего в одном из своих имений в деревне Шигаревой, что в семи верстах от села Гуляйполе Александровского уезда Екатеринославской губернии.

Содержание

Введение………………………………………………….……….3
1. Идейные взгляды Нестора Махно……………………….…5
2. Образование Киевской Руси……………………………….14
Заключение………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………..…….20

Работа состоит из  1 файл

истор полит учений.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

    Введение………………………………………………….……….3

    1. Идейные взгляды Нестора Махно……………………….…5

    2. Образование Киевской Руси……………………………….14

    Заключение………………………………………………………19

    Список  использованной литературы…………………..…….20

 

     Введение 

    Характерной   особенностью древнерусской литературы  является рукописный характер ее бытования и распространения.

    Значение  той или иной  рукописной  книги  оценивалось  с  точки зрения ее практического назначения, полезности.

    Другой  особенностью  нашей древней литературы  является имперсональность  ее произведений.  В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным,  а  порой  и скрыться за авторитетным именем  того  или  иного  "отца  церкви"  - Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.

    Биографические   сведения   о   известных   нам   древнерусских писателях, объеме их творчества, характере общественной деятельности весьма и весьма скудны. Поэтому если при изучении литературоведы  широко  привлекают  биографический  материал, раскрывают характер политических, философских, эстетических взглядов того или иного писателя, используя авторские рукописи,  прослеживают историю создания произведений, выявляют творческую  индивидуальность писателя, то  к  памятникам  древнерусской  письменности  приходится подходить по-иному.

    В средневековом обществе  не  существовало  понятия  авторского права, индивидуальные  особенности  личности  писателя  не  получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени. 

    Литература  прославляет  моральную  красоту  русского  человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное  торжество  добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель менее всего был склонен  к  беспристрастному изложению фактов, "добру и злу внимая равнодушно". Любой  жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание  житие или церковная проповедь, как правило, включает в  себя  значительные элементы публицистики. Касаясь  преимущественно  вопросов  государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам  с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков  сохранились в памяти поколений и чтобы потомки  не  повторяли  горестных  ошибок своих дедов и прадедов.

    Литература  Древней Руси выражала  и  защищала  интересы  верхов феодального общества. Однако она не могла не показать  острой  классовой борьбы, которая выливалась либо  в  форму  открытых  стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых  искала опоры в народе.

    И поскольку прогрессивные силы  феодального  общества  отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с  интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.

 

      1. Идейные взгляды Нестора Махно  
 

      Махно Нестор Иванович – крестьянин, родившийся 27 октября 1889 года и выросший в селе Гуляй Поле Александровского уезда Екатеринославской губернии, сын бедной крестьянской семьи. На одиннадцатом месяце жизни он лишился отца, оставшись вместе с четырьмя маленькими братьями, на руках матери. Детство подростка, рано ставшего сиротой, было трудным. Вот что он писал много лет спустя: «Отец мой – бывший крепостной помещика Мабельского, жившего в одном из своих имений в деревне Шигаревой, что в семи верстах от села Гуляйполе Александровского уезда Екатеринославской губернии. Большую часть своей жизни он прослужил у того же помещика то конюхом, то воловником. Ко времени моего рождения он оставил уже службу у помещика и поступил кучером к гуляй-польскому заводчику, богатому еврею Керперу. Отца своего я не помню, так как он умер, когда мне было только 11 месяцев. Пятеро нас братьев – сирот, мал, мала меньше, остались на руках  несчастной матери, не имевшей ни кола, ни двора. Смутно припоминаю свое ранее детство, лишенное обычных для ребенка игр и веселья, омраченное сильной нуждой и лишениями, в каких пребывала наша семья, пока не поднялись на ноги мальчуганы и не стали сами на себя зарабатывать. На восьмом году мать отдала меня во вторую Гуляй польскую начальную школу. Школьные премудрости давались мне легко. Учился я хорошо. Учитель меня хвалил, а мать была довольна моими успехами».

      Скоро учебу пришлось бросить и начать работать. Мальчик сполна испытал  на себе тяготы эксплуатации: «Летом я  нанимался к богатым хуторянам  пасти овец или телят. Во время молотьбы гонял у помещиков в арбах волов, получая по 25 копеек в день». К хозяевам он рано начал испытывать чувство ненависти. И но мстил как мог. Купец Тупиков, выгнавший Нестора из своего магазина, рассказывал потом односельчанам: «Это был настоящий хорек: молчаливый, замкнутый, сумрачно смотревший на всех недобрым взглядом необыкновенно блестящих глаз. Он одинаково злобно относился как к хозяину, так и к покупателям. За три месяца его пребывания в магазине, я обломил на его спине и голове совершенно без всякой пользы около сорока деревянных аршинов».

      Большую роль в формировании бунтарской натуры подростка сыграли рассказы старых гуляйпольцев о казачьей вольнице Запорожской  Сечи, о легендарных походах украинских гетманов, воспоминания о которых  передавались из поколения в поколение. В 1903 году «поднявшись и немного окрепнув», как он выразился, Махно поступил чернорабочим на чугунолитейный завод  М. Керпера. На заводе существовал любительский театральный кружок,  и Нестор, желая стать артистом и «смешить зрителей», поступил на это предприятие.

      До  16 лет он не соприкасался с политическим миром. Его революционные и социальные воззрения складывались в небольшом кругу односельчан, таких же пролетариев – крестьян, как он сам. Первая российская революция в считанные дни изменила жизнь провинциального Гуляй Поля. Энергичный и жаждущий деятельности Нестор не остался в стороне но жадно вслушивался в разговоры односельчан, которые они вели на базарах, улицах и предприятиях, впитывал без разбора и анализа диаметрально противоположные рассуждения и мнения, верил различным невероятным слухам, которые расползались по Гуляй Полю. Для усмирения беспорядков туда прибыли казаки и усиленные полицейские наряды. Были арестованы несколько социал – демократов, которые вели революционную пропаганду на селе.

      Вскоре  в Гуляй Поле развернула деятельность группа анархистов – коммунистов  «Союз бедных хлеборобов» во главе  с братьями Александром и Прокопием  Семенютами и Вольдемаром Антони. Действовала она с 5 сентября 1906 года по 9 июля 1908 года. По воспоминаниям Антони, члены организации читали любую литературу, где встречались слова «революция» и «социализм», смутно понимая анархизм в трактовке П. Ж. Прудона, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина. Главной их целью являлись экспроприации, «безмотивные» расправы с полицией и чиновниками на селе. Крестьянство ассоциировало деформированный до уровня их понимания анархизм с былой запорожской вольницей.

      Махно попытался вступить в «Союз», но сначала получил отказ, так как  его члены боялись, что отличавшийся непредсказуемыми действиями Махно может раскрыть организацию.

      Но  однажды он выследил анархистов и  сказал, что или вы возьмете меня с собой или убейте на месте. Экспроприаторы взяли настырного юношу «на дело». Случилось это 10 октября 1906 года.

      Вскоре большинство членов «Союза бедных хлеборобов» было арестовано. 26 августа на станции Гуляйполе, во время стоянки поездов, курсировавших между Александровском и Екатеринославом был арестован Махно. Суд приговаривает его к повешению, измененному затем, ввиду его несовершеннолетия был заменен бессрочной каторгой. Всю каторгу Махно отбывал в Московской центральной пересыльной тюрьме.

      Махно постарался использовать свое время  на каторге в целях самообразования. Он изучил русскую грамматику, занимался  математикой, русской литературой, историей культуры и политической экономикой. Каторга, собственно, была единственной школой, где Махно почерпнул исторические и политические знания послужившие ему огромным подспорьем в его революционной деятельности.

      С собратьями по несчастью Нестор держался отчужденно, за что и обрел кличку «Скромный». На каторге Махно подорвал свое здоровье. Упорный, он не мог примириться с полным бесправием личности, которому подвергался каждый осужденный на каторгу, он всегда спорил с тюремным начальством и очень часто сидел за это по холодным карцерам, нажив себе, таким образом, туберкулез легких. За «недоброжелательное поведение» он в течение девяти лет, до последнего дня заключения, пробыл закованным по рукам и ногам, пока, наконец, восстанием московского пролетариата не был освобожден второго марта 1917 года наряду с остальными политическими заключенными.

      Махно устроился маляром на завод «Богатырь». Рядом с ним работали еще не стряхнувшие с себя груз деревенских  традиций селяне. В Гуляйполе тогда не было сил, способных взять власть в свои руки, объединив всех трудящихся. Поэтому на первое место в новых органах власти вышли офицеры дислоцировавшегося там 8 –го Сибирского полка. В лице Махно они вскоре встретили серьезного соперника. Он сколотил из бывших экспроприаторов и рвавшейся в революцию молодежи отряд «Черная гвардия».

      Победу  Октябрьской революции Махно  воспринял благосклонно, как и  подавляющее большинство крестьян, интересы которых он защищал. Как  раз тогда он вел борьбу со сторонниками Центральной Рады, в которой увидел серьезного соперника. В конце 1917 года он сотрудничал с небезызвестной анархисткой М. Никифоровой, которая во главе своего отряда громила местные органы власти, наводила «порядок» по своему усмотрению. Если Аршинов преподнес Махно уроки теории анархизма, то Никифорова практического воплощения их в жизнь в обстановке революции и гражданской войны. Махно принимал участие в разоружении казаков, возвращавшихся с фронта на Дон, где концентрировались силы контрреволюции под командованием атамана Коледина и именно тогда заключил союз с Советской властью.

        В качестве председателя Совета, он собрал всех помещиков и  собственников района, отобрал у  них документы о количестве  находившихся в них владений  земли и инвентаря, и произвел точный учет имущества. Затем он сделал доклад – сначала на собрании волостного совета, а потом на районном съезде. В своем докладе он предложил, чтобы помещики и кулаки пользовались землей наравне с трудовым крестьянством. Районный съезд, по его предложению постановил: оставить кулакам и помещикам по трудовой норме земли, а также живого и мертвого инвентаря.

      Система власти анархо – коммунистов опиралась  на разветвленную сеть массовых организаций, которые поддерживали политику Махно  – профсоюзы, заводские комитеты, комитет батраков, сходы – собрания. Последние представляли собой своего рода постоянно действующий референдум, который позволял населению держать под контролем своих анархистских лидеров. Сходы – собрания были основой формирования Совета, который по инициативе Махно избирался по принципу делегирования. Делегаты посылались в совет от относительно компактных групп населения, что облегчало их связь с избирателями.

      Установили  фактический контроль батраков над  помещичьими и кулацкими имениями и хуторами, подготовляя батраков к присоединению к крестьянам и совместному действию в деле экспроприации всего богатства одиночек и провозглашению его общим достоянием трудящихся.

      В ряде мест стали проявляться попытки  организовать общественную жизнь коммунально. Несмотря на враждебное отношение крестьян к казенным коммунам, во многих местах гуляйпольского района возникли крестьянские коммуны с названием «трудовая» и «свободная».

      Это были действительно трудовые коммуны  крестьян, выросших на труде и ценящих  свое и чужое трудолюбие. Коммуны основывались на принципах товарищества и братства. Организационные работы поручались одному, двум товарищам, которые, выполнив их, трудились потом наравне с остальными членами коммуны.

      Однако  ростки свободного коммунизма далеко не составляли всего общественно – хозяйственного строительства крестьян. Наоборот – эти ростки только пробивались. Независимо от этого, политическая обстановка требовала от крестьян общих усилий и общего напряжения в другой, смежной области. Необходимо было достигнуть единения не только в пределах того или иного села, но и в пределах целых уездов и губерний, входящих в состав освободившегося района. Необходимо было достигнуть и решения вопросов, общих для всего района. Для этого необходимо было создание соответствующих органов. И крестьяне не замедлили создать их. Районные съезды крестьян, рабочих и повстанцев стали такими органами. Этих съездов за время свободы района состоялось три. На них крестьянство успело сплотиться, осмотреться вокруг, определить стоявшие перед ним хозяйственные и политические задачи.

      С образованием Районного Совета общественная деятельность в районе пошла интенсивнее. Во всех селах поднимались и решались вопросы, общие для всего района. Главными вопросами были: военный, продовольственный и вопрос местного самоуправления. Мы уже говорили о военных мерах, предпринятых крестьянами на втором съезде. Продовольственный вопрос в полном масштабе – для всего населения района – пока не решался. Решение его в  таком объеме предполагалась на четвертом районном съезде крестьян, рабочих, повстанцев и красноармейцев, созывавшегося на 15 июня 1919 года, но объявлен советской властью вне закона. Что же касается армии Махно, то содержание ее крестьянство брало на себя. В Гуляйполе был организован центральный отдел снабжения армии, куда с разных концов доставлялись продовольствие и фураж, направляемые затем оттуда на фронт.

Информация о работе Идейные взгляды Нестора Махно