Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:19, реферат
Вождь — это чисто имиджевая характеристика. Он вбирает в себя все характеристики сразу в самой высшей степени. Это великан среди лилипутов. Соответственно, этот разрыв приводит к тому, что на вожде нельзя разглядеть ни пятнышка, которое бы бросило тень на его репутацию и помыслы.
Театрализация вождя возможна только в подобном же театрализованном контексте. Невозможно появление реальной фигуры в театрализованном контексте, как и театрализованной фигуры в реальном контексте. Поэтому контекст надо было привести в соответствие с театральной ролью вождя. Были воздвигнуты гигантские декорации, закрывшие полностью реальное положение дел.
Литература приняла на себя основной удар, поскольку новостные каналы и так в большей степени обязаны быть идеологизированными. Б. Гройс написал: "Как положительные, так и отрицательные персонажи сталинской культуры, таким образом, не принадлежат действительности, в которой они действуют, не связаны с ней системой обычных психологических мотивировок, характерных для действительно реалистической литературы и искусства"'*. Была выстроена стройная мифологическая система, носившая жесткую иерархию15.
Психоаналитическая интерпретация Сталина говорит о его нарциссизме.
"Сталин
компенсировал свою
снабжая Сталина "нарциссическими поставками". Но все же несоответствие завышенной самооценки и реальности иногда становилось слишком очевидным. Поэтому Сталину приходилось прибегать к другим способам защиты образа своего "Я" и избавления от беспокойства. Он использовал то, что в ортодоксальном психоанализе носит название "механизмы защиты". Последние так же, как и ложный образ своего "Я", навязывались советскому обществу"16.
Вожди не существуют сами по себе. Вожди создаются массами. Не следует забывать об этой очень важной роли масс. То, что масса нуждается в такой категории, как вождь, можно увидеть из анализа толпы, проведенного Поставом Лебоном. По поводу "вожаков толпы" он написал: "Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию"17. Он также подчеркивает другой тип логики и другой путь убеждения при работе с массовой аудиторией.
"Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним присоединяются какие-нибудь чудесные и таинственные факты: великая победа, великое чудо, крупное преступление, великая надежда. Толпе всегда надо представлять вещи в цельных образах, не указывая на их происхождение"18.
В
этом плане интересен анализ фигур
Сталина, Гитлера, Муссолини, проведенный
К. Юнгом. Он пишет "Не возникает сомнений
в том, что Гитлер принадлежит к категории
действительно мистических шаманов, ничего
подобного не приходилось видеть в этом
мире со времен Магомета, — так кто-то
отозвался о нем на прошедшем Нюрнбергском
съезде партии. В том, что Гитлер поступает,
как нам кажется, необъяснимым и странным,
алогичным и неразумным обра-
зом, проявляется
явно мистическая особенность
Интересно, что по аналогии был неженатым и Сталин, да и вообще все советские лидеры до Горбачева "затушевывали" этот аспект своей личности. И. Черепанова видит сближение образов Сталина и Гитлера в скрытности их мифологических личностей. "По мнению тех соратников Сталина, которым удалось остаться в живых — таких, как Хрущев, — Сталин был человеком столь же непостижимым [как и Гитлер - Г.П.], его реакции были непредсказуемы, предугадать, прочитать, по внешнему виду его намерения было невозможно. Оба диктатора стремились скрыть свою истинную индивидуальность, извлекая в то же время максимальные выводы из тех личностных особенностей, какие были им присущи. Успех обоих в политике во многом определялся их способностью так же тщательно скрывать от союзников, как и от противников собственные мысли и намерения. Они не только не обна-
руживали своих целей или планов на будущее, но и избегали делать достоянием окружающих свое прошлое"22. Лидер должен быть амбивалентным не только для врагов, но и дня друзей. Вероятно, это более эффективная линия поведения, поскольку она позволяет охватывать своими "сообщениями" гораздо больший круг сторонников. Подобно тому, как гадалка сознательно порождает амбивалентные тексты, чтобы увеличить число попаданий.
Мы достаточно подробно рассматривали проблемы "тоталитарной имиджелогии"23. Поэтому здесь приводим лишь несколько принципиальных моментов:
® активное использование слоганов: "Экономика должна быть экономной", "Наше дело правое, мы победим";
• огромное
внимание уделялось перформансам -
торжественным, юбилейным, и
обязательному под
ключению всех к их слушанию, смотрению;
Ф
системный характер, который достигался
высоким уровнем повторяемости текстов,
практически одни и те же тексты изучались
в школе, по ним ставились фильмы, спектакли,
писались картины;
® внимание к вербальной сфере было почти языческим, с одной стороны, это тяга к переименованиям, с другой - к присвоению имен вершинам гор, новым городам и т.д. Владение именем предполагает владение объектом.
Мы перечислили десять существенных признаков организации тоталитарного коммуникативного пространства, но самым главным среди них было единство: только одно мнение, только одна точка зрения, иные не допускались. При наличии железного занавеса вся эта систематика функционировала идеально, падение его привело к падению тоталитарного режима.
Сталин
обладал определенными
"Он
был и есть политический лидер
с определенными
масс населения и работает именно на этом уровне, работает достаточно эффективно. Рост популярности и успех у народа подобного лидера возможны на определенном отрезке времени, если он выступает в роли только лишь разрушителя ненавистного прошлого и обещает создать более привлекательное будущее. Однако этого недостаточно для постоянного подкрепления популярности и массовой поддержки без позитивных результатов. Лидеры нуждаются в успехах, хотя бы небольших. Они усиливают их авторитет и влияние на массы"25.
М. Горбачев, введя естественную человечность в свой имидж, по сути нарушил имиджевые характеристики советского типа лидера и был смещен. А. Мигранян считает, что Горбачев парадоксальным образом выступал в оппозиции к существующей политической системе, в то же время возглавляя ее. То есть имиджевое столкновение наличествует и на этом уровне.
Ю.
Афанасьев видит в определенной
степени имиджевые
СИМВОЛИКА ВЛАДИМИРА ЖИРИНОВСКОГО
Наиболее
существенно опираются на активное
порождение своего имиджа поп-звезды.
Не только из-за коммерческой зависимости
от успешности/неуспешности этой работы,
но и из-за серьезной привязанное-