Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:13, реферат
Цель моей работы - изложить основные вопросы, раскрывающие явление инквизиции.
При написании реферата передо мной стояли следующие задачи:
Изучить историю инквизиции
Рассмотреть социальную ситуацию перед образованием инквизиции
Рассмотреть судебный инквизиционный процесс, систему наказаний
Введение…………………………………………………………………..2
Глава I. История инквизиции………………………………….............................................4
Глава II. Социальная ситуация перед образованием инквизиции……………………………………………………………….8
Глава III. Судебный процесс, наказания……………………................10
Заключение……………………………………………………………...15
Список использованной литературы ………………………………….17
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. История
инквизиции………………………………….......
Глава
II. Социальная ситуация перед образованием
инквизиции……………………………………………………
Глава
III. Судебный процесс, наказания…………………….............
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы ………………………………….17
Введение.
Тема реферата «Инквизиция: идейные основы и сущность» вызывает у меня очень большой интерес, так как история инквизиции – прежде всего тайная история. А изучать события, явления, окутанные вуалью тайн и интриг всегда очень увлекательно.
Термин «инквизиция» произошёл от лат. «Inquisitio», означающего «допрос, дознание». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.
С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах.
При написании этой работы я изучила большое количество материала, посвященного инквизиции. Наиболее интересной для меня стала легендарная книга европейских инквизиторов средних веков Я. Шпренгера и Г.Крамера «Молот ведьм», в которой полностью изложен инквизиционный процесс. Также очень интересно было рассматривать точки зрения различных историков относительно вопроса: а существовала ли инквизиция в России? В дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала инквизиционные методы расправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела для этого особый аппарат. Институт инквизиции в России отрицал церковный историк, Н. И. Барсов. В книге «Существовала ли в России инквизиция?» (1892 г.) он утверждал, что созданные при Петре I Приказ протоинквизиторских дел и другие церковные учреждения носили совершенно невинный характер: они лишь наблюдали за деятельностью епископов и церковных организаций, а их выступления против еретиков и других врагов церкви носили случайный и непоследовательный характер. Споры о том, была ли в России инквизиция, на этом, собственно, и закончились. Инквизиционные порядки в монастырских тюрьмах и других церковных организациях освещались и в некоторых других работах, но эти работы либо запрещались, либо замалчивались. Так, в 1898 г. В. Г. Короленко в статье «Об инквизиции», предназначенной для журнала «Русское богатство», говоря об изуверстве и религиозном фанатизме, разжигавшемся церковными инквизиторами - католиками в г. Ковно, пытался разоблачить деятельность и православных инквизиторов в царской России. Однако статья эта была запрещена цензурой. Лишь в годы первой русской революции прогрессивному историку и общественному деятелю А. С. Пругавину удалось познакомить русское общество с инквизиционной деятельностью монастырских застенков. Его работы, основанные на архивных материалах, вызвали в обществе широкий отклик. Журналы того времени писали, что со страниц его книг «веет ужасами инквизиции» и если инквизиция отошла уже в область преданий, то монастырские тюрьмы представляют современное зло и даже в XX в. сохранили специфические черты человеконенавистничества и жестокости. Духовное ведомство не стало опровергать опубликованные Пругавиным материалы, оно предпочло молчать о них.
Вопрос о существовании российской инквизиции не будет подробнее рассмотрен в моём реферате, так как я считаю, что это уже другая отдельная тема, требующая глубокого изучения.
Цель моей работы - изложить основные вопросы, раскрывающие явление инквизиции.
При написании реферата передо мной стояли следующие задачи:
Глава
I. История инквизиции
История инквизиции неразрывно переплетается с историей всего общества и ее корни надо искать не в религиозном духе, идеях, а в условиях и обстановке классовой борьбы между буржуазией и угнетаемыми классами. Чем значительней развивался торговый капитализм в 15-16 веках, тем ожесточеннее боролось дворянство за свое преобладающее положение, за власть и экономическое господство.
Вместе с тем, нельзя забывать и о том, что роль идей в истории инквизиции была также очень важна, и именно идей христианской религии. Она служила инквизиторам, как необычайно удобное, прекрасно приспособленное для целей классового насилия, средство идеологического оправдания этого насилия. Начиная с евангелия и заканчивая судебниками самой инквизиции, вся христианская литература давала в руки попов-палачей множество средств и способов оправдать самые гнусные формы террора, насилия, грабежа и оправдать их идеей любви и духовного спасения человечества. Тут не было никакого извращения христианских идей, тут не было никакого противоречия с сущностью евангельской веры. И прямо и косвенно – священное писание помогало попам быть палачами, а палачам- разыгрывать из себя “ спасителей душ праведных”.
Хронологически
историю инквизиции можно подразделить
на три этапа:
1) додоминиканский (преследования еретиков до XII в.)
Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества (донатисты - участники религиозного движения в римской Сев. Африке 4-5 вв., возникшего во время гонений императора Диоклетиана. Донатисты считали, что святость истинной церкви зависит от совершенства ее служителей. Совершенством признавалась главным образом готовность претерпеть мученичество за веру. Донатисты отличались крайней нетерпимостью к своим противникам). Угроза смертной казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям (в основе манихейства — дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия), а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами. В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах — искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения.
В IX и X
вв. епископы достигают высокой степени
могущества; в XI в., во время преследования
патаренов в Италии, деятельность
их отличается большой энергией. Уже в
эту эпоху церковь охотнее обращается
к насильственным мерам против еретиков,
чем к средствам увещания. Наиболее строгими
наказаниями еретиков уже в ту пору были
конфискация имущества и сожжение на костре.
2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.)
В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев (выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины)
угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден — доминиканцев. (Доминиканцы- католический монашеский орден, первый из нищенствующих орденов. Основан св. Домиником, утвержден в 1216 папой Гонорием III. Официальное название с 1217/1218 — «братья ордена проповедников». Орден был создан с целью проповеди и борьбы с ересями, угрожавшими целостности Католической Церкви).
Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.
Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности ИннокентияIII (1198 — 1216), Григория IX (1227 — 1241) и Иннокентия IV (1243 — 1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов (высших дипломатических представителей), диоцезы (городские округа или части провинции) южной Франции и Испании, для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерианцев, из монастыря Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание как можно строже обходиться с еретиками привело, в 1209 г., к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.
Позже против ереси выступил Доминик Гусман, основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать безусловно в папских интересах и не давать пощады еретикам.
Григорием
IX инквизиция введена была в Каталонии,
в Ломбардии и в Германии, при
чем повсюду инквизиторами
3) испанская инквизиция
Кровавый
след в истории оставила испанская
инквизиция. «В 1480 г. король Фердинанд
Кастильский учредил Новую инквизицию
во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой.
Она стала орудием абсолютизма в борьбе
против всех инакомыслящих. Кроме еретиков,
врагов церкви и короля она преследовала
также марранов и морисков (принявших
христианство евреев и мусульман). Всего
в Мадриде с 1481 по 1808 г. взошли на костер
31 912 человек и почти 300 000 понесли тяжелые
наказания. За первые 18 лет по ее приговору
были заживо сожжены 10 220 человек. Последний
акт сожжения на костре имел место в Испании
в 1826 году»1
Глава II. Социальная ситуация перед образованием инквизиции.
Необходимо рассмотреть социальную ситуацию перед образованием инквизиции, чтобы объяснить, почему же это явление получило такое широкое распространение, несмотря на всю свою жестокость
Огромные поборы феодалов, церковная десятина и сборы со стороны государства принуждали людей, принадлежавших к слою, позже названному третьим сословием, трудиться в поте лица, дабы снискать себе хлеб насущный. И тут же, рядом, существовал слой людей, принадлежавших к христианской церкви. Монахи, священники, епископы, аббаты, кардиналы, диаконы существовали, будто в отдельном мире - они не платили внешнему миру абсолютно никаких налогов, были свободны от феодальных повинностей и неподсудны светским судам. «В начальный период своего существования церковь была гонима, последователи ее очень фанатичны, но в более поздние века своего существования церковь превратилась из гонимой секты одной из восточных религий в огромную тоталитарную организацию. А тоталитаризм в любом проявлении не терпит никакого инакомыслия. В эпоху феодальной раздробленности множество епископов по всей Европе, в особенности в германских княжествах, являлись светскими государями. Это повлекло за собой целый ряд злоупотреблений, и в конечном итоге привело к резкому падению авторитета церкви. По мере становления огромной организацией, все больше и больше служителей оказывались порочными, корыстными лицемерами. Это не означает, что не осталось в церкви людей подобных св. Франциску или св. Доминику, но их количество в общей массе оказалось ничтожным. Падение нравов среди служителей церкви достигло небывалого размаха. Богатые прелаты имели в подчинении целые армии, вели войны с соседними феодалами, грабили окрестное население непомерными налогами, приводя в оправдание Священное Писание (написанное на латыни и недоступное в то время большинству населения), имели гаремы и вообще вели себя не сообразно с саном»2. Стоит упомянуть также о практике продажи церковных должностей. Самые высокие положения в церковной иерархии занимали люди абсолютно недостойные подобной чести. Существовала возможность совершения покаяния по доверенности, также можно было вступить по доверенности в брак. Монашеские ордена больше напоминали разбойничьи притоны, так как любой, даже самый закоренелый преступник мог избежать ответственности за содеянное путем вступления в тот или иной монашеский орден. Справедливо отмечает Генри Чарльз Ли в своей книге "История Инквизиции": «монашеские ордена были настолько многочисленны и влиятельны, что и на них лежит ответственность в подобном падении нравов».
Таким
образом, именно всё вышеперечисленное
объясняет тот факт, что ересь
в момент своего возникновения встретила
очень хороший прием со стороны
местного населения.
Глава III. Судебный процесс, наказания.
«Для того чтобы искоренить вероотступников, следовало в первую очередь их обнаружить. Для того чтобы привлечь кого-либо к ответственности , разумеется , требовались основания . Таким основанием в делах веры служило обвинение одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи еретикам .Кто и при каких обстоятельствах выдвигал подобного рода обвинения? Допустим в определенную область , где по имевшимся сведениям еретики пользовались большим влиянием , посылался инквизитор .Он извещал местного епископа о дне своего прибытия с тем, чтобы ему была оказана соответствующая торжественная встреча , обеспечена достойная его рангу резиденция , а так же подобран обслуживающий персонал»3 . На богослужении местный епископ представлял населению инквизитора, а последний обращался к верующим с проповедью, в которой объяснял цель своей миссии и требовал, чтобы в течение 6-10 дней все, кому было что-либо известно о еретиках , донесли бы ему об этом .
Наоборот, тот, кто откликался в установленный срок на призыв инквизитором и сообщал ему сведения о еретиках получал награду. В той же проповеди инквизитор объяснял верующим отличительные черты различных ересей, признаки, по которым можно обнаружить еретиков, хитрости, на которые последние пускались, чтобы усыпить бдительность последователей, наконец, способ или формы доноса.
Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.