Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 01:09, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть структуру источниковедческого исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать условия возникновения, проблему авторства, проблему и обстоятельства создания, историю текста и публикацию источника.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об интерпретации и анализе содержания источника.
3. Рассмотреть сущность и специфику интерпретации исчточника.
4. Систематизировать и обобщить в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути ее разрешения.
Введение……………………………….………………………………………..……3
1. Условия возникновения, проблема авторства, проблема и обстоятельства создания, история текста и публикация источника……………………………….5
1.1. Исторические условия возникновения и проблема авторства источника…..5
1.2. Обстоятельства создания источника…………………………………………..7
1.3. История текста и публикаций источника……………………………………..8
2. Интерпретация и анализ содержания источника……………...……………….10
2.1. Интерпретация источника………………………………….………………….10
2.2. Анализ содержаний……………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………….……………15
Список использованной литературы…………….………………………………..17
2.
Интерпретация и
анализ содержания
источника.
2.1. Интерпретация
источника.
Ее проводят с целью установить (в той мере, в какой это возможно учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и его исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор3.
Общее учение об исторической интерпретации источников в наиболее систематизированном и логически обоснованном виде изложил в своей «Методологии истории» А.С. Лаппо-Данилевский.Он обращал внимание на то, что в освещении проблемы интерпретации в современной литературе не прослеживалась логическая четкость. Так, автор известного труда по методологии исторического исследования Э. Бернгейм связал изложение этой проблемы с задачами «исторического построения». Иначе говоря. Бернгейм имел в виду интерпретацию исторических фактов историком (что. разумеется, имеет первостепенное значение в историческом исследовании, но составляет, в сущности, иную исследовательскую задачу и поэтому решается другими методами). Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос, говоря об анализе источника, не проводили логической грани между задачами внутренней критики источника и задачами его интерпретации. Об этом свидетельствует и нечеткий термин «критика интерпретации», который они использовали в своем методологическом руководстве «Введение в изучение истории».
Преодолевая
традиционные позитивистские подходы
к источнику как эмпирической
данности, современная методология
гуманитарного исследования выдвинула
на первый план проблему герменевтики
как главного и даже единственного
метода работы с источником, произведением
и текстом. Современная философская герменевтика
выходит далеко за пределы традиционного
истолкования текста, обращаясь к более
общим проблемам языка и значения. Сама
работа по интерпретации обнаруживает
глубокий замысел - преодолеть культурную
отдаленность, дистанцию,отделяющую читателя
от чуждого ему текста, чтобы поставить
его на один с ним уровень и таким образом
включить смысл этого текста» нынешнее
понимание, каким обладает читатель. От
восстановления изначального значения
произведения герменевтика в се философском
понимании выводит исследователя на мыслящее
опосредование с современной жизнью. При
этом подчеркивается взаимосвязь профессионально-прикладного
и более широкого, теоретико-познавательного,
подхода к произведению, их неразделимость.
«Различение когнитивного, нормативного
и репродуктивного истолкования не имеет
принципиального характера, но описывает
единый феномен». Действительно, от проблемы
истолкования (смысла, который вкладывал
в свое произведение автор) исследователь
переходит к рассмотрению более широкой,
выходящей за пределы интерпретации проблемы
понимания источника как явления культуры.
Важно вместе с тем подчеркнуть существенное
различие этих двух подходов, наряду с
их единством, в сущности, исследуется
один и тот же объект, один и тот же источник,
но он рассматривается для решения двух
разных исследовательских задач. На этапе
интерпретации источника исследователь
движется в потоке сознания автора произведения:
стремится лучше понять ситуацию, в которой
тот находился, и его замысел, способ, принятый
им для воплощения этого замысла, выступает
в позиции заинтересованного слушателя,
интерпретатора.
2.2. Анализ
содержаний.
От
этапа интерпретации источника
исследователь переходит к
Источниковед, по существу, - это филолог и историк в одном лице: сначала он рассматривает источник как часть реальности прошлого, а потом - как часть той реальности, в которой находится сам. Он оценивает источник логически, обращаясь то к его намеренной, то к ненамеренной информации. Структура исследовательского изложения меняется - она диктуется стремлением возможно полнее раскрыть все богатство социальной информации, которую может дать источник, поставленный в связь с данными современной науки. «Историк стремится заглянуть за тексты, чтобы добиться от них сведений, которых они давать не хотят и сами по себе дать не могут».
Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, обосновывает свою позицию. Если этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника, использование, наряду с логическими категориями познавательного процесса, таких категорий, как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание, то, в свою очередь, на этапе анализа содержания превалирующими становятся логические суждения и доказательства, сопоставление данных, анализ их согласованности друг с другом. Здесь вполне уместно вспомнить слова Н.И. Кареева о том, что «знание, добытое приемами мышления, противоречащими требованиям логики, не есть научное знание, даже и не знание вообще». Полученные данные соотносятся со всем объемом личностного знания исследователя, говоря словами Гадамера, «с целостностью нашего опыта о мире»4.
Таким
образом, в процессе источниковедческого
анализа исследователь
Поставив
перед собой такую
Метод источниковедения - источниковедческий анализ и источниковедческий синтез - имеет целью воссоздать произведение как историческое явление, и в этом смысле результат такого исследования самодостаточен. Источниковедческий синтез, сосредоточивая внимание на воссоздании целостности произведения как явления культуры, открывает возможность широких культурологических компаративных исследований, вовлекающих в поле изучения сходные (особенно по таким признакам, как структура, функции, цели создания и т. п.) явления культуры других времен и народов. В результате сравнительных исследований возникают возможности синтеза более высокого уровня - воспроизведение явлений общечеловеческой истории, феноменологии культуры.
Аргументированная оценка значения источника дает обоснование для практических рекомендаций о возможностях его научно-практического использования. Это могут быть рекомендации по собиранию соответствующих источников, экспертизе ценности источников, по их использованию в научно-исследовательской и другой работе.
Наиболее
убедительными практические рекомендации
источниковеда становятся в том случае,
если каждый из этапов источниковедческого
анализа не только тщательно проведен,
но логически обоснован и четко изложен.
Источниковедческое исследование имеет
свою определенную логическую последовательность
изложения.
Заключение
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Источник есть феномен определенной культуры: он возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован. Соотношения объективных общественных условий и авторской воли создателя источника в разных ситуациях различны. Когда мы говорим, что источник есть продукт человеческой психики, то этим подчеркиваем, что произведение (источник) создается целенаправленно и осознанно. Но при этом он создается в определенной исторической реальности и, возникнув, функционирует в этой реальности в соответствии с теми условиями (политическими, культурными, техническими), которые она ему устанавливает. Данный этап исследования имеет целью утвердить подход к изучаемому источнику как к фрагменту реальности, ее системному объекту. Исследователь обобщает уже известное науке знание о реальности, ставя перед собой вопрос о том, каким образом в этой реальности мог возникнуть (и действительно возник) рассматриваемый культурный феномен? Источник как материальный продукт целенаправленной человеческой деятельности, как исторический феномен вызван к жизни определенными условиями, задачами, целями. Поэтому важно понять, что представляла собой та историческая социальная реальность, в которой он возник. Любой источник не может быть интерпретирован вне той общекультурной ситуации, в которой он возник и функционировал. Лишь системное отношение к ситуации в целом (культурной, коммуникативной, скоростей передачи информации и др.) способствует более точному изучению источника, раскрытию его истинных функций и, следовательно, его интерпретации. Эти ситуации неоднозначны в обществах различного типа - в дописьменных, письменных, обладающих печатным станком или компьютером.
Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Это создает возможность единого научного подхода к ним - разработки методов источниковедческого анализа и их воссоздания как феномена культуры - источниковедческого синтеза. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.
Метод
источниковедения имеет целью: 1) установить
информационные возможности источника
(или ряда однородных источников) для
получения фактических сведений об общественном
развитии (полнота, достоверность и новизна
этих данных); 2) аргументированно оценить
значение источника (или ряда однородных
источников) с такой точки зрения. В соответствии
с этим метод источниковедения проводится
поэтапно, последовательно. Поэтому на
каждом этапе решается своя исследовательская
задача, достигается познавательная цель.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Интерпретация и анализ содержания источника