Интерпретация и анализ содержания источника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть структуру источниковедческого исследования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать условия возникновения, проблему авторства, проблему и обстоятельства создания, историю текста и публикацию источника.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об интерпретации и анализе содержания источника.

3. Рассмотреть сущность и специфику интерпретации исчточника.

4. Систематизировать и обобщить в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

5. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути ее разрешения.

Содержание

Введение……………………………….………………………………………..……3

1. Условия возникновения, проблема авторства, проблема и обстоятельства создания, история текста и публикация источника……………………………….5

1.1. Исторические условия возникновения и проблема авторства источника…..5

1.2. Обстоятельства создания источника…………………………………………..7

1.3. История текста и публикаций источника……………………………………..8

2. Интерпретация и анализ содержания источника……………...……………….10

2.1. Интерпретация источника………………………………….………………….10

2.2. Анализ содержаний……………………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………….……………15

Список использованной литературы…………….………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

П-2521.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

2. Интерпретация и  анализ содержания  источника. 

    2.1. Интерпретация источника. 

    Ее  проводят с целью установить (в той мере, в какой это возможно учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и его исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор3.

    Общее учение об исторической интерпретации  источников в наиболее систематизированном  и логически обоснованном виде изложил  в своей «Методологии истории» А.С. Лаппо-Данилевский.Он обращал внимание на то, что в освещении проблемы интерпретации в современной  литературе не прослеживалась логическая четкость. Так, автор известного труда по методологии исторического исследования Э. Бернгейм связал изложение этой проблемы с задачами «исторического построения». Иначе говоря. Бернгейм имел в виду интерпретацию исторических фактов историком (что. разумеется, имеет первостепенное значение в историческом исследовании, но составляет, в сущности, иную исследовательскую задачу и поэтому решается другими методами). Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос, говоря об анализе источника, не проводили логической грани между задачами внутренней критики источника и задачами его интерпретации. Об этом свидетельствует и нечеткий термин «критика интерпретации», который они использовали в своем методологическом руководстве «Введение в изучение истории».

    Преодолевая традиционные позитивистские подходы  к источнику как эмпирической данности, современная методология  гуманитарного исследования выдвинула  на первый план проблему герменевтики как главного и даже единственного  метода работы с источником, произведением и текстом. Современная философская герменевтика выходит далеко за пределы традиционного истолкования текста, обращаясь к более общим проблемам языка и значения. Сама работа по интерпретации обнаруживает глубокий замысел - преодолеть культурную отдаленность, дистанцию,отделяющую читателя от чуждого ему текста, чтобы поставить его на один с ним уровень и таким образом включить смысл этого текста» нынешнее понимание, каким обладает читатель. От восстановления изначального значения произведения герменевтика в се философском понимании выводит исследователя на мыслящее опосредование с современной жизнью. При этом подчеркивается взаимосвязь профессионально-прикладного и более широкого, теоретико-познавательного, подхода к произведению, их неразделимость. «Различение когнитивного, нормативного и репродуктивного истолкования не имеет принципиального характера, но описывает единый феномен». Действительно, от проблемы истолкования (смысла, который вкладывал в свое произведение автор) исследователь переходит к рассмотрению более широкой, выходящей за пределы интерпретации проблемы понимания источника как явления культуры. Важно вместе с тем подчеркнуть существенное различие этих двух подходов, наряду с их единством, в сущности, исследуется один и тот же объект, один и тот же источник, но он рассматривается для решения двух разных исследовательских задач. На этапе интерпретации источника исследователь движется в потоке сознания автора произведения: стремится лучше понять ситуацию, в которой тот находился, и его замысел, способ, принятый им для воплощения этого замысла, выступает в позиции заинтересованного слушателя, интерпретатора.  

    2.2. Анализ содержаний. 

    От  этапа интерпретации источника  исследователь переходит к анализу  его содержания. При этом для него становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователю человека другого времени. «...Существует естественное напряжение между историком и филологом, стремящимся понять текст ради его красоты и истины, - так обозначает эту смену позиции исследователя Х.-Г. Гадамер. - Историк интерпретирует с прицелом на что-то иное, в самом тексте невысказанное и лежащее, может быть, в совсем ином направлении, чем то, по которому движется разумеемый текстом смысл».

    Источниковед, по существу, - это филолог и историк в одном лице: сначала он рассматривает источник как часть реальности прошлого, а потом - как часть той реальности, в которой находится сам. Он оценивает источник логически, обращаясь то к его намеренной, то к ненамеренной информации. Структура исследовательского изложения меняется - она диктуется стремлением возможно полнее раскрыть все богатство социальной информации, которую может дать источник, поставленный в связь с данными современной науки. «Историк стремится заглянуть за тексты, чтобы добиться от них сведений, которых они давать не хотят и сами по себе дать не могут».

    Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы  в пользу своей версии правдивости свидетельств, обосновывает свою позицию. Если этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника, использование, наряду с логическими категориями познавательного процесса, таких категорий, как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание, то, в свою очередь, на этапе анализа содержания превалирующими становятся логические суждения и доказательства, сопоставление данных, анализ их согласованности друг с другом. Здесь вполне уместно вспомнить слова Н.И. Кареева о том, что «знание, добытое приемами мышления, противоречащими требованиям логики, не есть научное знание, даже и не знание вообще». Полученные данные соотносятся со всем объемом личностного знания исследователя, говоря словами Гадамера, «с целостностью нашего опыта о мире»4.

    Таким образом, в процессе источниковедческого  анализа исследователь раскрывает информационные возможности источника, интерпретирует те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли, сообщает источник, свидетельствуя прямо или косвенно о своем авторе, о том этапе социального развития, когда источник был создан, воплощен в данную вещественную форму. Опираясь на результаты проведенного исследования, источниковед обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез. Синтез - завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа отдельных сторон произведения, отдельных комплексов социальной информации, полученной при исследовании его структуры и содержания. Произведение рассматривается не только в его непосредственной, эмпирической данности, как реально существующий объект (вещь), но более полно и более обобщенно, - как явление культуры своего времени, определенной социокультурной общности, народа. Раскрывая сущность методологии источниковедения, один из наиболее ярких ее представителей С.Н. Валк обращается к примерам из области изучения частноправовых актов. Исследователь, пишет Валк, имеет целью рассмотреть частноправовые акты «как историческое явление в жизни народов, как продукты их культуры».

    Поставив  перед собой такую исследовательскую  цель, необходимо выяснить, каковы функции  частноправового акта в обществе, каков состав акта, провести источник «сквозь горнило источниковедения», постепенно приближаясь к этапу синтеза. «Наука может ответить на эти обращенные к изучению явления вопросы лишь одним путем, - дав научную конструкцию этого явления, в данном случае - частного акта. Путь к такой конструкции акта лежит через его анализ к последующему синтезу». Возвращение к целостности произведения как явлению культуры является характерной чертой методологии источниковедения, что ярко проявляется в подходе А.С. Лаппо-Данилевского к изучению частноправовых актов, А.А. Шахматова - древнерусских летописей, В.О. Ключевского - житий как к историческому источнику. О необходимости обращения к целостности произведения как явления культуры писал Л.П. Карсавин.

    Метод источниковедения - источниковедческий анализ и источниковедческий синтез - имеет целью воссоздать произведение как историческое явление, и в этом смысле результат такого исследования самодостаточен. Источниковедческий синтез, сосредоточивая внимание на воссоздании целостности произведения как явления культуры, открывает возможность широких культурологических компаративных исследований, вовлекающих в поле изучения сходные (особенно по таким признакам, как структура, функции, цели создания и т. п.) явления культуры других времен и народов. В результате сравнительных исследований возникают возможности синтеза более высокого уровня - воспроизведение явлений общечеловеческой истории, феноменологии культуры.

    Аргументированная оценка значения источника дает обоснование  для практических рекомендаций о  возможностях его научно-практического использования. Это могут быть рекомендации по собиранию соответствующих источников, экспертизе ценности источников, по их использованию в научно-исследовательской и другой работе.

    Наиболее  убедительными практические рекомендации источниковеда становятся в том случае, если каждый из этапов источниковедческого анализа не только тщательно проведен, но логически обоснован и четко изложен. Источниковедческое исследование имеет свою определенную логическую последовательность изложения.  
 
 

    Заключение 

    Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.

    Источник  есть феномен определенной культуры: он возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят  и интерпретирован. Соотношения  объективных общественных условий  и авторской воли создателя источника в разных ситуациях различны. Когда мы говорим, что источник есть продукт человеческой психики, то этим подчеркиваем, что произведение (источник) создается целенаправленно и осознанно. Но при этом он создается в определенной исторической реальности и, возникнув, функционирует в этой реальности в соответствии с теми условиями (политическими, культурными, техническими), которые она ему устанавливает. Данный этап исследования имеет целью утвердить подход к изучаемому источнику как к фрагменту реальности, ее системному объекту. Исследователь обобщает уже известное науке знание о реальности, ставя перед собой вопрос о том, каким образом в этой реальности мог возникнуть (и действительно возник) рассматриваемый культурный феномен? Источник как материальный продукт целенаправленной человеческой деятельности, как исторический феномен вызван к жизни определенными условиями, задачами, целями. Поэтому важно понять, что представляла собой та историческая социальная реальность, в которой он возник. Любой источник не может быть интерпретирован вне той общекультурной ситуации, в которой он возник и функционировал. Лишь системное отношение к ситуации в целом (культурной, коммуникативной, скоростей передачи информации и др.) способствует более точному изучению источника, раскрытию его истинных функций и, следовательно, его интерпретации. Эти ситуации неоднозначны в обществах различного типа - в дописьменных, письменных, обладающих печатным станком или компьютером.

    Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Это создает возможность единого научного подхода к ним - разработки методов источниковедческого анализа и их воссоздания как феномена культуры - источниковедческого синтеза. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.

    Метод источниковедения имеет целью: 1) установить информационные возможности источника (или ряда однородных источников) для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна этих данных); 2) аргументированно оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения. В соответствии с этим метод источниковедения проводится поэтапно, последовательно. Поэтому на каждом этапе решается своя исследовательская задача, достигается познавательная цель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 

  1. Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение.- М.: Наука, 1983 г.
  2. Голиков А.Г. Источниковедение отечественной истории: учебное пособие / А. Г. Голиков, Т. А. Круглова.- М.: Академия, 2010 г.
  3. Данилевский И.Н. Источниковедение / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов,    О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; под общ. ред. И.Н. Данилевского.- М.: РГГУ, 2004 г.
  4. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика.- М.:  Российская политическая энциклопедия, 2004 г.
  5. Источниковедение. Поиски и находки. Сборник научных трудов. Выпуск 1.- Воронеж: Издательство Воронежского Университета, 2000 г.
  6. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков.- М.: Директмедиа Паблишинг, 2009 г.
  7. Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история, метод.- М.: Наука, 1996 г.
  8. Мнухина Р.С. Источниковедение истории нового и новейшего времени.- М.: Высшая школа, 1970 г.
  9. Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко.- М.: Российская политическая энциклопедия, 2000 г.
  10. Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР. Советский период.- М.: Высшая школа, 1966.- 344 с.

Информация о работе Интерпретация и анализ содержания источника