Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:13, реферат
Если в истории булгар VIII—IX вв. явились переходным перио¬дом от кочевья к оседлому образу жизни, временем сложения волж¬ского варианта их салтовской культуры, то конец IX — начало X вв. были временем объединения различных племен и создания культу¬ры единого централизованного государства. Образование государства способствует значительным успехам в развитии производительных сил.
Цветочно-растительная орнаментация в начальную пору домонгольского периода использовалась довольно ограниченно. Это повторяющиеся мотивы цветочных розеток, тюльпана, лотосных. Трактовка их была геометризирована (рис. 8—5). Встречаются в орнаментации зеркал солярные и астральные знаки (рис. 30—6). Однако с конца домонгольского периода цветочно-растительная орнаментация в декорировке (рис. 8—8, 9) зеркал становится преобладающей, усложняются композиции, в отдельных случаях в них включаются зооморфные изображения.
Наряду
с зеркалами местного производства
среди населениябулгарских
Из изделий булгарских мастеров по художественному металлу представляют интерес бытовые предметы — медные и бронзовые рукоятки нагаек, ручки ножей, крупные декоративные гвозди, металлические пломбы, замки и другие поделки, завершения которых решаются в виде головок животных, зверей, птиц. Изготовленные в техники литья, они дополнительно обрабатывались гравировкой, чеканкой. Украшение заверший различных изделий головками животных и птиц имеет древние традиции и находит аналогии в искусстве полукочевых сако-массагетских племен Южной Сибири, в частности, Горного Алтая середины I тыс. до н. э. Подобная система украшений изделий еще раньше находит выражение в искусстве племен Южного Туркменистана 61. Реалистично трактованы булгарскими мастерами головки барана, коня, собаки с вислыми ушами (рис. 9—4, 5—7), гуся на концах псалий (рис. 7—20) и др. Тонкая моделировка, верность натуре, органическая увязка с формой предмета делают пластику этих образов весьма выразительной.
Для украшений свинцовых и
Из многообразных произведений художественного металла эстетически выразительны по облику боевые парадные топорики — секиры. Для них характерно разнообразие форм динамичных очертаний, пышность декорировки (рис. 9,10). Для топориков X — начала XII вв. характерны сплошная орнаментация поверхности, разнообразные композиции из сложнопереплетенных, весьма графично выполненных спиральных завитков, лиственных побегов с цветками тюльпана (рис. 9—2, 3; 10—1). Узоры делались в технике литья, гравировки, черни и инкрустации серебром. Наряду с цветочно-растительными мотивами в украшении топориков можно было видеть солярные знаки, зооморфные изображения, вписанные в круглые медальоны фигурки собак, зверей из пород кошачьих (рис. 9— 4). Нередко концы лезвий топориков украшались выступающими головками коней, зверей в плоскостной трактовке. Такие топорики близки к иранским образцам, найденным в Луристане (рис. 10—5).
С XII в. формы топориков начинают видоизменяться, они становятся более декоративными и состоят уже из различных составных элементов, повышающих художественную выразительность изделия (обух, шаровая втулка и др.). Все они выделяются не только формой, но и системой орнаментации. Наряду с линейными цветочно-растительного характера узорами из мотивов тюльпана, лотосных появляются композиции и букетного характера (рис. 10— 5, 6), изображения птиц — соколов в геральдике по двум сторонам «древа жизни» с корнями (рис. 9 — 1). Некоторые исследователи полагают, что такой топорик с изображением соколов, найденный на территории Волжской Булгарии, мог принадлежать владимиро- суздальскому князю Андрею Боголюбскому64, исходя из наличия на втулке топорика «А»-образного мотива. Однако, как мы уже видели, этот мотив характерен для булгарского художественного металла (браслеты), керамики (днища сосудов) и позднее он фигурирует в орнаменте надгробий казанских татар первой половины XVI.
Среди
продукции булгарских мастеров по металлу
нельзя не отметить своеобразный круг
изделий, свидетельствующий о всеобщем
характере проникновения
Сохранились
также небольшие бронзовые
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Археологические
находки остатков кованых сосудов
из листовой меди и бронзы, имеющих малые
и крупные размеры, свидетельствуют о
широком производстве металлической посуды.
К сожалению, трудно что-либо сказать о
ее декоративных свойствах.
Исчезновение искусства
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Древнее искусство Татарии».— Казань, 1987
Информация о работе Искусство волжских булгар домонгольского периода