Искусство волжских булгар домонгольского периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:13, реферат

Описание

Если в истории булгар VIII—IX вв. явились переходным перио¬дом от кочевья к оседлому образу жизни, временем сложения волж¬ского варианта их салтовской культуры, то конец IX — начало X вв. были временем объединения различных племен и создания культу¬ры единого централизованного государства. Образование государства способствует значительным успехам в развитии производительных сил.

Работа состоит из  1 файл

ИСКУССТВО ВОЛЖСКИХ БУЛГАР ДОМОНГОЛЬСКОГО ВРЕМЕНИ.docx

— 1.26 Мб (Скачать документ)

       Цветочно-растительная орнаментация в  начальную пору домонгольского периода использовалась довольно ограниченно. Это повторяющиеся мотивы цветочных розеток, тюльпана, лотосных. Трактовка их была геометризирована (рис. 8—5). Встречаются в орнаментации зеркал солярные и астральные знаки (рис. 30—6). Однако с конца домонгольского периода цветочно-растительная орнаментация в декорировке (рис. 8—8, 9) зеркал становится преобладающей, усложняются композиции, в отдельных случаях в них включаются зооморфные изображения.

      Наряду  с зеркалами местного производства среди населениябулгарских городов  и сел бытовали зеркала, вывезенные из Ирана, Средней Азии, Китая, «половецкого»  типа, а также производившиеся  булгарскими мастерами в подражание привозным. Производство таких зеркал, конкурируя с привозной продукцией, удовлетворяло, по-видимому, имевшийся  на них спрос.

      Из  изделий булгарских мастеров по художественному  металлу представляют интерес бытовые предметы — медные и бронзовые рукоятки нагаек, ручки ножей, крупные декоративные гвозди, металлические пломбы, замки и другие поделки, завершения которых решаются в виде головок животных, зверей, птиц. Изготовленные в техники литья, они дополнительно обрабатывались гравировкой, чеканкой. Украшение заверший различных изделий головками животных и птиц имеет древние традиции и находит аналогии в искусстве полукочевых сако-массагетских племен Южной Сибири, в частности, Горного Алтая середины I тыс. до н. э. Подобная система украшений изделий еще раньше находит выражение в искусстве племен Южного Туркменистана 61. Реалистично трактованы булгарскими мастерами головки барана, коня, собаки с вислыми ушами (рис. 9—4, 5—7), гуся на концах псалий (рис. 7—20) и др. Тонкая моделировка, верность натуре, органическая увязка с формой предмета делают пластику этих образов весьма выразительной.

       Для украшений свинцовых и бронзовых  пломб для опечатывания товаров, которые направлялись по караванным путям в различные страны Востока и Запада, были типичны изображения льва с закинутым за спину длинным хвостом (рис. 9 —10) или фантастического существа с львиным туловищем (рис. 9—8). Образ этот уходит в искусство Ирана и имеет древневосточное происхождение, связанное с космогонической символикой и поверьями о загробной жизни62. Интересна в украшении пломб композиция в геральдике из двух соколов с перекрещивающимися хвостами. Между птицами, данными в обобщенной трактовке, расположено схематическое изображение филина — царя лесных птиц. Сверху представлен широколиственный мотив типа пальметты (рис. 9—9). Сюжетная композиция связана с символико-магическим содержанием (изображение, например, филина символизировало удачу в охоте, благополучие в пути). Своеобразие композиции, гармонично уравновешенное расположение изображений в ней, мера декоративной стилизации свидетельствуют о незаурядном мастерстве булгарского торевта.

Из многообразных  произведений художественного металла  эстетически выразительны по облику боевые парадные топорики — секиры. Для них характерно разнообразие форм динамичных очертаний, пышность декорировки (рис. 9,10). Для топориков X — начала XII вв. характерны сплошная орнаментация поверхности, разнообразные композиции из сложнопереплетенных, весьма графично выполненных спиральных завитков, лиственных побегов с цветками тюльпана (рис. 9—2, 3; 10—1). Узоры делались в технике литья, гравировки, черни и инкрустации серебром. Наряду с цветочно-растительными мотивами в украшении топориков можно было видеть солярные знаки, зооморфные изображения, вписанные в круглые медальоны фигурки собак, зверей из пород кошачьих (рис. 9— 4). Нередко концы лезвий топориков украшались выступающими головками коней, зверей в плоскостной трактовке. Такие топорики близки к иранским образцам, найденным в Луристане (рис. 10—5).

       С XII в. формы топориков начинают видоизменяться, они становятся более декоративными и состоят уже из различных составных элементов, повышающих художественную выразительность изделия (обух, шаровая втулка и др.). Все они выделяются не только формой, но и системой орнаментации. Наряду с линейными цветочно-растительного характера узорами из мотивов тюльпана, лотосных появляются композиции и букетного характера (рис. 10— 5, 6), изображения птиц — соколов в геральдике по двум сторонам «древа жизни» с корнями (рис. 9 — 1). Некоторые исследователи полагают, что такой топорик с изображением соколов, найденный на территории Волжской Булгарии, мог принадлежать владимиро- суздальскому князю Андрею Боголюбскому64, исходя из наличия на втулке топорика «А»-образного мотива. Однако, как мы уже видели, этот мотив характерен для булгарского художественного металла (браслеты), керамики (днища сосудов) и позднее он фигурирует в орнаменте надгробий казанских татар первой половины XVI.

      Среди продукции булгарских мастеров по металлу  нельзя не отметить своеобразный круг изделий, свидетельствующий о всеобщем характере проникновения искусства  в быт. Это подвесные замки  — кубической, цилиндрической формы, которые украшались орнаментами красивой арабской вязью, выполненной в технике инкрустации из золота и серебра. Надпись на одном из замков гласит: «Работа Абу-Бекря, сына Ахмеда. Постоянная слава и мирный успех и счастье всеобнимающее, и величие, и благосостояние владетелю его. В летоисчислении 541 г» (1146 г.).

Сохранились также небольшие бронзовые замочки  в форме стилизованных и обобщенных фигурок домашних животных — коней, баранов, коз, собак, быков, даже носорогов (рис. 11—6, 7—11). Все они связаны с пережитками тотемизма и служили своего рода оберегами домашнего имущества, жилища. Фигурки животных трактуются в них статично, без какой-либо динамики, модуляции, они декоративно стилизованы. Поверхность их иногда покрывается узором, образованным из мотивов циркульного кружка с точкой. Нередко туловище животного украшалось простейшим цветочно-растительного характера узором (рис. 11—10). Стандартность и устойчивость зооморфных форм замочков свидетельствуют о цеховом подразделении в их производстве. Прототипом булгарских замочков, как считают исследователи, явились замки херсонесского происхождения66. В последующем, в золотоордынский период, формы скульптурок-замочков предстанут болеестилизованными и геометризированными. Изделия из художественного металла производились как уникальные (в основном ювелирные украшения), так и массовые. В последнем случае наряду с литьем в их производстве применялась техника штамповки и тиснения (басма) с использованием различных пуансонов, матриц, штампов. В археологических находках представлены матрицы, посредством которых производилось многократное басмяное тиснение — на тонких листах меди, серебра, золота. При этом листы накладывались на рельефные металлические матрицы, а на них в свою очередь накладывали свинцовую пластину, по которой ударяли деревянным молотком. Образцы матриц, представленные на рис. 34, относятся, как показывают наши исследования, к концу XII — началу XIII вв. Отдельные узорные композиции, их мотивы близки к херсонесским образцам и представляют собой творческую их интерпретацию. В ряде случаев узоры на штампованных поделках состоят из сложных композиций, нередко арабескового типа с геометрическими и цветочно-растительными мотивами. Все подобные узоры на изделиях из металла составляют новую ступень развития булгарского орнамента и открывают начало новому направлению в искусстве волжских булгар. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Археологические находки остатков кованых сосудов  из листовой меди и бронзы, имеющих малые и крупные размеры, свидетельствуют о широком производстве металлической посуды. К сожалению, трудно что-либо сказать о ее декоративных свойствах. 

           Исчезновение искусства художественного  металла (оружие, посуда и др.), связанного с горячей обработкой, явилось результатом колониальной  политики русского самодержавия. Казанским татарам, как и другим  покоренным народам Среднего Поволжья, было запрещено под страхом смертной казни заниматься кузнечным ремеслом во избежание изготовления оружия. Кузнечным делом имело право заниматься лишь русское население. В жизни народа получает дальнейшее развитие лишь холоднокузнечное (меднокузнечное) ремесло (изготовление посуды) и ювелирное искусство. 
 
 
 

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Валеев  Ф. X., Валеева-Сулейманова Г. Ф.

«Древнее  искусство Татарии».— Казань, 1987

  1. zinnur.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=98&Itemid=42
  2. bulgarlib.ru/uploads/posts/2010-03/thumbs/1269355227_299.jpg
  3. Даркевич В.П. Художественный металл Востока. – М., 1975

Информация о работе Искусство волжских булгар домонгольского периода