Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:18, курсовая работа
В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование. Цель общая: направленность социологического исследования,определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную).
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1.Понятие социологического исследования……………………………………………………..5
2.Методика социологического исследования…………………………………………………..6
2.1.Программа социологического исследования……………………………………………..6
3.Системный анализ объекта исследования…………………………………………………….8
3.1.Выдвижение и проверка гипотез…………………………………………………………………9
4.Методы социологического исследования…………………………………………………...12
4.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ……………………………………….12
5.Пример социологического исследования…………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………………………….20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственного
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
Методы социологических исследований.
по курсу «Исследование социально-экономических и политических процессов»
специальности «ГМУ»
Кнауэр В.В. ____________
Введение…………………………………………………………
1.Понятие социологического
2.Методика социологического исследования………………………………………………
2.1.Программа
3.Системный анализ объекта исследования………………………………………………
3.1.Выдвижение и проверка гипотез……………………………………………………………
4.Методы социологического исследования………………………………………………
4.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ……………………………………….
5.Пример социологического исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
В наше время человечество
превратилось в довольно таки высокоразвитое
сообщество с развитой структурой власти,
различных социальных институтов.
Но перед ним, как и раньше, встают различные
трудные и важные проблемы. Это может
быть, например, оценка общественного
мнения по какой-либо проблеме и
т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их
разрешить? Но для рационального
решения поставленных задач
нужно иметь представление о
проблеме, её причине. Именно
здесь на передний план и
выступает социологическое исследование. Цель
общая: направленность
социологического исследования,определяющая
его характер и ориентацию (теоретическую
или прикладную).Программа исследования
должна чётко отвечать на вопрос:
на решение какой проблемы
и на получение какого
результата ориентируется
данное исследование?Если цели недостаточно
ясны учёным и представителям
организаций,которые обратились
к ним с социальным заказом, то
могут возникнуть разногласия
по итогам исследования. В
связи с этим важно,
чтобы социологическое исследование
имело комплексный характер,
для чего в программе разрабатывается
система основных и неосновных задач.
1. Понятие социологического исследования.
Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении. Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.
2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.
Виды исследований:
1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое
исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.
2. Описательное исследование:
более глубокий вид
большой общностью людей. Применяется машинная обработка.
3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование.
Носит не только описательный характер, охватывает большое количество
респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.
2.Методика
социологического исследования.
- определение проблемы,
объекта и предмета
- предварительный
системный анализ объекта
- характеристику цели и задач исследования;
- интерпретацию и операционализацию основных понятий;
- формулирование рабочих гипотез;
- определение стратегического плана исследования;
- составление плана выборки;
- описание методов сбора данных;
- описание схемы анализа данных.
Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и
методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы,которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.Программа должна ответить на два основных вопроса:
- во-первых, как перейти от исходных теоретических положений
социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования,
методы сбора, обработки и анализа материала;
- во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического
материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.
3.Системный анализ объекта исследования.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ - один из этапов разработки программы социологического исследования. Суть его состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействии органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет к изменению других элементов и всей системы в целом. С.А.О.И. включает в себя также и принцип циклической взаимосвязи генезиса (истории), структуры и функций, принцип гомеостазиса. Принцип взаимосвязи генезиса, структуры и функций предполагает изучение структуры объекта путем выделения ее элементов, их функций и взаимосвязи; описание и объяснение эволюции системы; выяснение того, как данный объект функционирует в системе большей общности. Принцип гомеостазиса предполагает выяснение механизмов, обеспечивающих устойчивость, динамическое равновесие системы. В социологических исследованиях С.А.О.И. используется, как правило, не в виде строгих алгоритмов, а как общие методологические установки исследовательской работы. Допустим, исследуется трудовая деятельность молодых рабочих. Цель исследования - выявление мотивов трудовой деятельности, отношения к труду в зависимости от содержания труда и уровня запросов личности работника. Элементами данного объекта являются факторы, детерминирующие отношение к труду. Их можно разделить на три группы.
Первая группа - общие и специфические факторы. К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Эти факторы, будучи равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности, являются постоянными. К специфическим факторам относятся функциональное содержание труда, условия труда, взаимоотношения в коллективе, особенности внетрудовой деятельности рабочего, личностные и ролевые характеристики работника.
Вторая группа факторов
- прямые и косвенные. Прямые факторы непосредственно
фиксируются и поддаются контролю в объекте
исследования: условия, организация, функциональное
содержание, система оплаты труда, отношения
в коллективе и отношения рабочих с руководством.
Косвенные факторы прямой регистрации
не поддаются; семейное воспитание, обучение,
воздействие средств массовой информации.Третья
группа - факторы объективные и субъективные.
К объективным относятся условия и обстоятельства,
образующие независимые от субъекта предпосылки
его деятельности, к субъективным - связанные
с переработкой внешних условий в сознании
и психике индивида Объективные факторы
являются стимулами, внешними побуждениями
к деятельности, субъективные - мотивами,
внутренними побуждениями. Элементы и
связи объекта могут быть изображены графически,
с помощью математических моделей или
в форме описания. Часть определенных
элементов и связей включается в сферу
исследования и образует его предмет.
Одна из задач
начального этапа социологического
исследования заключается в том,
чтобы дать гипотетическое
развёрнутое описание социального
объекта как системы, т. е. описать
его с позиции системного анализа.
Таким образом фиксируются
определённые элементы и
связи, характерные для изучаемого объекта.
Социальный объект рассматривается с
двух сторон: как часть целого и
как целое, состоящее из частей. В первом
случае он характеризуется внешними
связями, во втором- внутренними. Специфика
научного исследования состоит в построении
гипотетической модели объекта как совокупности
составляющих его элементов и связей.
Данная модель становится "заместителем"
исследуемого объекта. Результатом
предварительного системного
анализа изучаемого социального
объекта является предмет исследования,
имеющий форму некоторой гипотетической
модели, которая может быть представлена
в виде схемы с описанием элементов
и связей изучаемого объекта. Системный
анализ объекта позволяет прояснить
предмет исследования, выделить основные
понятия и дать их интерпретацию,
а так же выдвинуть рабочие гипотезы.
3.1.Выдвижение и проверка гипотез.
1. Она должна соответствовать исходным принципам теории научного познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.
2. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.
3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы.
Информация о работе Исследование социально-экономических и политических процессов