Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:18, курсовая работа
В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование. Цель общая: направленность социологического исследования,определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную).
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1.Понятие социологического исследования……………………………………………………..5
2.Методика социологического исследования…………………………………………………..6
2.1.Программа социологического исследования……………………………………………..6
3.Системный анализ объекта исследования…………………………………………………….8
3.1.Выдвижение и проверка гипотез…………………………………………………………………9
4.Методы социологического исследования…………………………………………………...12
4.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ……………………………………….12
5.Пример социологического исследования…………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………………………….20
4. гипотеза должна быть доступна
проверке в процессе
5. Гипотеза должна подвергаться
логическому анализу,
Для того, чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных гипотез и указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в неё переменных. По содержанию гипотезы подразделяют на описательные и объяснительные.
Первые- это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам социального объекта.
Вторые- предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической экспериментальной проверки. В процессе такой проверки следует проводить различие между основными гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами).
4.Методы социологического исследования.
4.1.Анализ существующих документов. Контент-анализ.
Значительная часть информации, необходимая исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных. Полное представление о содержании документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких письменных документов, как научные публикации, отчёты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная публикация. В социологии документом называют специально созданный человеком предмет для передачи и хранения информации. Существуют различные классификации документов:
1. С точки зрения целевого назначения различают:
а) целевые документы: выбирает сам социолог;
б) наличные документы: есть в наличии.
2. По степени персонификации:
а) личные: заявления, письма, характеристики и т. д.;
б) безличные: например, статистические данные.
3. В зависимости от статуса источника:
а) официальные;
б) неофициальные.
4. По источнику информации:
а) первичные: составленные на базе прямого наблюдения или опроса;
б) вторичные: обработка, обобщение, описание, сделанное на основе первичных источников.
Именно анализ документов даёт первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы. Особый интерес для социологов представляют сводные данные результатов специализированных сплошных и выборочных обследований, проводимых центральными статистическими организациями и ведомственными исследовательскими организациями. В последнее время в России и за рубежом стали появляться статистические справочники, куда включены показатели удовлетворённости различными сферами жизнедеятельности человека, окружающими условиями и другие субъективные показатели. В социологии существуют две группы методов анализа информации документов:
1. Традиционные.
2. Формализованные.
Под первым понимают умственные операции, направленные на анализ первичных данных в документах с точки зрения интересующих исследований. Имеет недостаток- субъективизм. Суть второго заключается в том, что исследователь переводит количественные показатели текстовой информации. Традиционные методы анализа документов. Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые бы позволяли извлечь искомую информацию с достаточной надёжностью. Эти методы включают всё многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования. Традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов. Необходимо сделать оценку качества документов, которое включает:
1. Выяснение условий,
целей и причин создания
2. Установление его авторства.
Иначе говоря, выясняются факторы достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования- главные параметры его оценки до начала исследования. Количественный анализ (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и тому подобные источники, является возможность субъективных влияний на результаты анализа, т. е. влияние установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом учёте различных объективных характеристик текста.
Например, частота публикаций в газете материалов по определённой теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имён, географических названий и т. п. Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста. Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчёта такие признаки документа, которые отражали бы определённые существенные стороны его содержания. Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с чёткой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
· Опрос (анкетирование и
· Анализ документов (качественный и количественный);
· Наблюдение (не включенное и включенное);
· Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);
- почтовое;
- прессовое;
- групповое.
Анкетированием может
1. вводная часть (цель
2. вопросник (закрытые вопросы,
открытые вопросы,
3. паспортичка (статус и положение участника).
Классификация документов.Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован. По форме фиксации информация делится на:
письменные документы (текстовая форма изложения);
статистические данные (цифровая форма изложения);
иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
фонетические документы.
Традиционный анализ
Существуют самые
Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование». Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Такой анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Однако слабостью традиционного анализа документов является субъективизм; как бы ни был добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективной, «его» интерпретацией
5. Пример социологического исследования.
С целью приведения примера социологического исследования была взята гипотетическая проблема: от чего зависит производительность труда работников, т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью. В качестве объекта исследования выступила группа учащихся (т. к. учёба- это тоже в своём роде работа, а после неё большинство явно пойдёт работать) из 20 человек.
Предметом изучения являлся процесс обучения (производительность труда) данных людей. В качестве цели данного исследования выступало нахождение путей повышения мотивации, повышения производительности труда (улучшение результатов учёбы).Задача состояла в том, чтобы найти пути для достижения конкретной цели, а так же выявить зависимость мотивации и производительности труда от различных факторов. В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование. Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид:
Итак, выше были описаны основные
принципы при подготовке и проведении
социологического исследования. Изложены
его основные цели и задачи,
даны понятия объекта и предмета социологического
исследования, приведены методы
выборки респондентов из генеральной
совокупности. В зависимости от
задач и условий проведения
социологического исследования были выделены
различные его методы, где также
упоминались их положительные и отрицательные
стороны, трудности осуществления
рекомендации по проведению и т. д. Социологическое
исследование рассмотрено как важная
и неотъемлемая часть социологии, как
один из основных способов развития
социологического знания, знания об обществе,
о его структурных единицах
и о процессах происходящих в нём.
Информация о работе Исследование социально-экономических и политических процессов