Исследование социально-экономических и политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание

В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование. Цель общая: направленность социологического исследования,определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1.Понятие социологического исследования……………………………………………………..5
2.Методика социологического исследования…………………………………………………..6
2.1.Программа социологического исследования……………………………………………..6
3.Системный анализ объекта исследования…………………………………………………….8
3.1.Выдвижение и проверка гипотез…………………………………………………………………9
4.Методы социологического исследования…………………………………………………...12
4.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ……………………………………….12
5.Пример социологического исследования…………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

курсовая на тему.docx

— 40.60 Кб (Скачать документ)

4. гипотеза должна быть доступна  проверке в процессе социологического исследования.  Проверяется  она  при   помощи   имеющейся   в   распоряжении исследователя специально разработанной методики.

5. Гипотеза должна подвергаться  логическому анализу, устанавливающему её  непротиворечивость.  Это  делается  не  только  посредством   логических правил, но и с  помощью  операциональных  определений.  Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы.

    Для  того,  чтобы повысить   подтверждаемость   гипотезы,   следует стремиться к выдвижению большего числа  взаимосвязанных  гипотез  и  указать для  каждой  гипотезы  возможно  большее  число   эмпирических   показателей входящих в неё переменных. По содержанию гипотезы подразделяют на описательные и объяснительные.

Первые- это предположения о структурных и функциональных  связях изучаемого   объекта. Они   могут относиться и к классификационным характеристикам социального объекта.

Вторые- предположения  о  причинно-следственных  связях  в  изучаемом объекте, требующих эмпирической экспериментальной проверки. В процессе такой проверки следует проводить различие между  основными гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами).

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  4.Методы социологического исследования.

  4.1.Анализ существующих документов. Контент-анализ.

Значительная часть информации, необходимая исследователю  в  его работе, содержится в документальных источниках.  В  социологии  их  изучение как  этап  социологического  исследования  называют  анализом   существующих данных, или вторичным анализом данных. Полное представление о содержании документальных источников во  многих случаях позволяет получить информацию,  достаточную  для  решения  возникшей проблемы или углубить анализ проблемы.  Так,  при  формулировке  проблемы  и гипотез  исследования  социолог  обращается  к  анализу   таких   письменных документов, как научные публикации, отчёты по предшествующим  исследованиям, различная статистическая и ведомственная публикация. В  социологии  документом  называют  специально  созданный   человеком предмет для передачи и хранения информации.  Существуют различные классификации документов:

    1. С точки зрения целевого  назначения различают:

   а) целевые документы:  выбирает сам социолог;

   б) наличные документы:  есть в наличии.

    2. По степени персонификации:

   а) личные: заявления, письма, характеристики и т. д.;

   б) безличные: например, статистические  данные.

    3. В зависимости от  статуса источника:

   а) официальные;

   б) неофициальные.

    4. По источнику информации:

   а) первичные: составленные на базе прямого наблюдения или опроса;

   б)  вторичные:  обработка,  обобщение,  описание,  сделанное на  основе первичных источников.

Именно анализ документов даёт первоначальную информацию  и  позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы. Особый интерес для социологов представляют сводные данные результатов специализированных   сплошных   и   выборочных   обследований,    проводимых центральными     статистическими     организациями    и      ведомственными исследовательскими организациями. В  последнее  время  в  России  и  за   рубежом   стали   появляться статистические  справочники,  куда  включены  показатели   удовлетворённости различными  сферами  жизнедеятельности  человека,  окружающими  условиями  и другие субъективные показатели. В  социологии  существуют  две  группы  методов  анализа  информации документов:

    1. Традиционные.

    2. Формализованные.

      Под первым  понимают  умственные  операции,  направленные  на  анализ первичных данных в документах  с  точки  зрения  интересующих  исследований. Имеет недостаток- субъективизм. Суть  второго  заключается  в  том,  что   исследователь   переводит количественные показатели текстовой информации. Традиционные методы анализа документов. Документальные источники несут уникальную и разнообразную  информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые бы  позволяли извлечь искомую информацию с достаточной надёжностью.  Эти  методы  включают всё  многообразие  умственных  операций,   направленных   на   интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования. Традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном  понимании,  обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов. Необходимо сделать оценку качества документов, которое включает:

    1. Выяснение условий,  целей и причин создания документа.

    2. Установление его авторства.

Иначе  говоря,  выясняются  факторы  достоверности   документального источника  применительно  к  целям  исследования.  Установление  полноты   и достоверности источника относительно целей исследования-  главные  параметры его оценки до начала исследования. Количественный анализ (контент-анализ). Наиболее  существенным  ограничением,  связанным с   использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты  и  тому  подобные источники, является возможность субъективных влияний на результаты  анализа, т.  е.  влияние  установок   исследователя,   его   интересов,   сложившихся стереотипных   представлений   о   предмете   анализа.  Данный  недостаток преодолевается методиками  формализованного  анализа,  которые  основаны  на статистическом учёте различных объективных характеристик  текста. 

    Например, частота публикаций в газете материалов по определённой  теме,  число  строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам,  частота  упоминаний проблем, терминов, имён, географических названий и т. п. Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного  текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах  поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста. Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать  для  подсчёта такие признаки документа,  которые  отражали  бы  определённые  существенные стороны его содержания. Контент-анализ  целесообразно использовать  при   наличии   больших текстовых  массивов  с  чёткой  структурой,  определяемой   коммуникативными намерениями авторов текста. При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:

· Опрос (анкетирование и интервьюирование);

· Анализ документов (качественный и  количественный);

· Наблюдение (не включенное и включенное);

· Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);                        Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения - если их обработать статистически - взаимопогашаются. В результате социолог получает усреднённую картину реальности. Он опросил 100 инженеров и выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности. Никто в мире не изобрёл более совершенного способа соединить несоединимое, огонь и воду, лёд и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену - совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы. АНКЕТИРОВАНИЕ. Это самый распространённый в социологии метод исследований. Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к анкетам применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в прилагаемой к ней инструкции. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Достоинство анкетирования в быстроте получения тех или иных объектов. Анкетирование может быть:

- почтовое;

- прессовое;

- групповое.

Анкетированием может заниматься любой сотрудник. Но анкетирование  достаточно сложный процесс по организации  анкеты. Вопросы в анкете формулируются  максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности. Анкета состоит :

1. вводная часть (цель проведения  исследования, методы заполнения  анкеты, благодарность за участие  в анкетировании).

2. вопросник (закрытые вопросы,  открытые вопросы, полуоткрытые  вопросы).

3. паспортичка (статус и положение участника).

Классификация документов.Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован. По форме фиксации информация делится на:

письменные документы (текстовая  форма изложения);

статистические данные (цифровая форма  изложения);

иконографическая документация (кино-, фотодокументация);

фонетические документы.

Традиционный анализ

Существуют самые разнообразные  методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный). Под традиционным, классическим анализом «понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.

    Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование». Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Такой анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Однако слабостью традиционного анализа документов является субъективизм; как бы ни был добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективной, «его» интерпретацией

 

                

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    5. Пример социологического исследования.

      С целью приведения примера социологического исследования  была  взята гипотетическая  проблема:   от   чего   зависит   производительность   труда работников, т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью. В качестве объекта исследования  выступила  группа  учащихся  (т.  к. учёба- это тоже в своём роде работа, а после  неё  большинство  явно  пойдёт работать) из 20 человек.

    Предметом  изучения  являлся  процесс  обучения  (производительность труда) данных людей. В качестве  цели  данного  исследования  выступало  нахождение  путей повышения   мотивации,   повышения   производительности   труда   (улучшение результатов учёбы).Задача состояла в том, чтобы найти  пути  для  достижения  конкретной цели, а так же выявить зависимость мотивации и производительности  труда  от различных факторов. В  качестве  метода  социологического  исследования   было выбрано анкетирование. Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид:

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Заключение

     Итак, выше были описаны основные принципы при подготовке и проведении социологического исследования. Изложены его основные цели   и  задачи, даны понятия объекта и предмета социологического исследования,  приведены  методы выборки респондентов из генеральной совокупности. В  зависимости  от  задач  и  условий  проведения   социологического исследования были выделены различные его методы, где  также  упоминались  их положительные и отрицательные стороны, трудности осуществления  рекомендации по проведению и т. д. Социологическое исследование рассмотрено как  важная  и  неотъемлемая часть социологии, как один из основных  способов  развития  социологического знания, знания об обществе, о  его  структурных  единицах  и  о процессах происходящих в нём.                                                                                                                                     Важное  значение   социологическое   исследование   играет   и   при исследовании   и   разрешении    проблем,    возникающих    в    социальных, производственных и других сферах деятельности человека. Я думаю, что изложенный выше материал,  несмотря  на  небольшой  свой объём, позволил узнать, что такое  социологическое  исследование,  для  чего оно необходимо, ознакомиться с его основами.

 

Информация о работе Исследование социально-экономических и политических процессов