Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:19, доклад
Элементы правовой системы японского общества состоят из четырех групп:
− правовые взгляды (правовая идеология, правосознание, юридическая наука, включая научное толкование права) и правовая культура;
− право (принципы, институты, нормы) и источники права;
− правотворчество и осуществление права (включая его практическое толкование); юридические органы, учреждения и организации.
Элементы правовой системы японского общества состоят из четырех групп:
− правовые взгляды (правовая идеология, правосознание, юридическая наука, включая научное толкование права) и правовая культура;
− право (принципы, институты, нормы) и источники права;
− правотворчество и осуществление права (включая его практическое толкование); юридические органы, учреждения и организации.
Японское право приобрело уникальный среди правовых систем других стран характер благодаря воплощению в конституции одного из важнейших политических принципов − принципа пацифизма: девятая статья конституции Японии предусматривает отказ от вооруженных сил и от войны как средства разрешения международных споров. В то же время существование целого ряда нормативных актов, регламентирующих создание и функционирование сил самообороны или вытекающих из японо-американского военно-политического союза, вызывает среди японских правоведов вопрос, нет ли здесь противоречия с 9-й статьей конституции. Собственно правовые принципы не всегда отражены в прямой постановке; это относится, в частности, к уголовно-правовому принципу «нет преступления и нет наказания без указания на то в законе».
Японская правовая система располагает всеми институтами современного права. Однако в нее входят и специфические институты, уходящие своими корнями в более или менее далекое прошлое. В гражданском праве это, например, институты общинного членства, опекуна-блюстителя над опекуном несовершеннолетнего.
Основным источником права в японской правовой системе признается закон (хорицу). Кроме закона в законодательство (хорэй) включаются такие подзаконные акты, как правительственные указы (сэйрэй). Дебатируется вопрос о включении в понятие законодательства также источников права местного значения − обязательных постановлений муниципальных собраний (дзёрэй). Определенное значение в качестве источников права имеют правовые обычаи (хотэки кансю), проявляющиеся преимущественно в форме судебного прецедента (ханрэй).
На самом верху иерархической пирамиды законодательства находится конституция (кэмпо) − основной закон страны.
Законодательство подразделяется на отрасли и подотрасли, внутри которых выделяются основные законы, напр. Уголовный кодекс (в уголовном праве), Гражданский кодекс (в гражданском праве), а также (в соответствующих отраслях) Основной закон о защите потребителей, Основной закон об образовании и т.д.
В процессе принятия законов в парламенте как правящая партия так и оппозиция используют все возможности, не противоречащие конституции, Закону о парламенте и внутреннему регламенту, принятому в палатах. Применяются активные депутатские интерпелляции, бойкот заседаний, используется большинство в комиссиях и председательствование в них и т.п.
В процессе правотворчества законодатели стремятся с большей или меньшей последовательностью откликаться на социальные потребности японского общества.
Важной областью применения законодательства является правовое обеспечение политических, социально-экономических и личных прав граждан. Что касается права на участие граждан в осуществлении власти, то оно реализуется в основном через представительные институты и гораздо меньше − через институты непосредственного участия. Регламентация процесса формирования и деятельности парламента как высшего представительного органа государственной власти, а также муниципальных собраний, порядок избрания губернаторов префектур и мэров других муниципий определены конституцией 1947 г., Законом о выборах на публичные должности 1950 г., Законом о местном самоуправлении 1947 г., Законом о парламенте 1947 г. Конституцией предусмотрены две формы непосредственного участия граждан в осуществлении власти: подача петиций о принятии, изменении или отмене каких-либо законов и голосование в ходе референдумов об изменении конституции.
Проведение демонстраций, митингов, шествий регламентируется «постановлениями об общественной безопасности» (коан дзёрэй) муниципальных собраний. Эти постановления, нередко критикуемые как противоречащие конституционному праву на выражение мнений, по первоначальному замыслу должны использоваться полицией, чтобы не допустить ущерба общественному порядку при проведении массовых публичных мероприятий политического характера.
В японском праве практически отсутствует регламентация процесса формирования и деятельности политических партий. Существует конституционная норма, в соответствии с которой предоставляется право на объединение и которая рассматривается как основание для создания партий. Закон о фондах политических партий требует обнародования сумм поступлений в партийную кассу и расходов из нее. Законом о предотвращении подрывной деятельности запрещена «насильственная подрывная деятельность», преследующая политические цели.
Социально-экономические права граждан призваны защищать трудовое право и право социального обеспечения. Среди источников трудового права важную роль играют Закон о трудовых стандартах (1947), определяющий минимальные стандарты условий труда рабочих, устанавливающий принцип равной оплаты за равный труд мужчин и женщин, предусматривающий наказание для нанимателей, нарушающих этот закон, Закон о минимальной зарплате (1959), Закон о безопасности и гигиене труда (1972) и др.
В области обеспечения гражданских прав в Японии остро стоит проблема сохранения индивидом в тайне своей личной жизни. Общественность все чаще выражает возмущение по поводу того, что в государственных органах и в штаб-квартирах частных организаций без ведома граждан накапливается большое количество информации об их личной жизни, которая может иметь искаженный характер и использоваться им во вред. Выдвигавшиеся требования о законодательном обеспечении права каждого гражданина на ознакомление с собранной о нем информацией воплотились сначала в соответствующих обязательных постановлениях, принятых рядом муниципальных собраний, а затем в Законе об охране личностной информации, содержащейся в органах управления и подлежащей обработке на ЭВМ (1988).
Гражданско-правовые споры могут разрешаться непосредственно сторонами или через примирительные комиссии при семейных судах, но это совершенно не исключает судебной процедуры.
Нормативный характер имеют и общенациональные народнохозяйственные программы и планы, характерной чертой которых является отсутствие обязательности, т.е. индикативность. При этом важно, насколько успешно сочетается достаточно «нежесткое» государственное централизованное начало с раскованностью, гибкостью производственных единиц, когда окончательным арбитром выступает рынок.
В Японии на низком уровне по сравнению с другими странами находится преступность. Сравнительно невелики масштабы и отклоняющегося поведения несовершеннолетних. В этом плане значительную роль сыграли особенности национального характера японцев: групповая сплоченность, уважение авторитетов, прочность семейных уз и т.п. Но важное значение имеет также правильно сконструированное законодательство и его разумное применение.
Стержневая линия уголовной политики, осуществляемой в Японии, состоит в профилактике преступности − как первичной, так и повторной. Для предупреждения первичной преступности, в частности, выявляются и подвергаются индивидуальному воспитательному воздействию трудные подростки в школе (это дает положительный эффект, хотя в японских школах и семьях имеют место отдельные вспышки насилия со стороны учащихся в отношении других учеников, преподавателей и старших членов семьи); ведется широкая пропаганда законопослушания, проводимая силами полиции, школы, общественных организаций; принимаются меры для устранения условий для совершения преступлений (под особый контроль берутся неосвещенные в ночное время места, непросматриваемые закоулки, пункты скопления праздношатающейся молодежи, усиливается охрана финансовых учреждений и других подобных объектов вероятного преступного посягательства).
С целью предотвращения повторных преступлений в Японии стремятся не допускать излишнего «клеймения» лиц, преступивших закон, чтобы избежать формирования у них комплекса «преступной личности», «изгоя общества». Это достигается путем вывода (на стадии досудебного расследования) из сферы применения уголовного законодательства лиц, совершивших не столь тяжкие преступления; применения к подавляющему большинству подсудимых, признанных виновными, наказаний, не связанных с лишением свободы, или осуждения их к лишению свободы на непродолжительные сроки; дифференцированного подхода к обращению с заключенными; осуществления широкой программы контроля и воспитания в отношении лиц, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных из мест заключения.
Японская система юстиции для несовершеннолетних предусматривает направление всех дел несовершеннолетних в семейный суд, процедура слушания в котором гуманизирована, проникнута идеей защиты несовершеннолетнего. В подавляющем большинстве случаев принимается решение о неприменении к несовершеннолетнему никаких мер или о принятии мер защитно-воспитательного характера; редкими являются решения о направлении дела в обычный уголовный суд.
Юридические органы, учреждения и организации могут быть классифицированы по критериям принадлежности (государственные, муниципальные, частные, общественные) и характера деятельности (практические, научные, учебные, политические, гражданские).
Основу системы практических органов образуют Министерство юстиции, органы суда и прокуратуры, полиция, пенитенциарные учреждения (тюрьмы). Кроме них в эту систему входят органы защитного надзора, т.н. «исследователи» и примирительные комиссии при семейных судах, классификационные пункты для несовершеннолетних и т.д. Все это в основном государственные органы, хотя имеется, например, муниципальная (префектурная) полиция и т.п. К практическим органам относится и адвокатура, однако она занимает особое положение. Существует и ряд общественных организаций практического характера.
Судебные органы образуют самостоятельную систему во главе с Верховным судом. Министерство юстиции через Генеральную прокуратуру поддерживает субординационные отношения с системой органов прокуратуры. В состав министерства входит пенитенциарный департамент, осуществляющий контроль над тюрьмами. При министерстве действует Управление расследований по делам об общественной безопасности, офиц. задача которого состоит в «предотвращении подрывной деятельности». Существенный вклад в развитие уголовной статистики, криминологии и криминалистики вносит Комплексный научно-исследовательский юридический институт Министерства юстиции, который ежегодно издает «Белые книги о преступности».
В соответствии с распространенной в Японии практикой создания при министерствах консультативных и совещательных органов при Министерстве юстиции создан Консультативный совет по вопросам системы законодательства, состоящий из секций по отраслям права.
Иерархия судебных органов в Японии имеет четырехзвенную структуру:
1) Верховный суд (сайко сайбансё);
2) высшие суды (кото сайбансё);
3) районные суды (тихо сайбансё) исемейные суды (катэй сайбансё);
4) первичные суды (канъи сайбансё).
Выделяя особо Верховный суд, закон объединяет остальные суды под названием «нижестоящих» (какю). Правовой основой судоустройства в Японии служат конституция и Закон о судах (1947). Конституция запрещает создание специальных судов (ст. 76).
Верховный, высшие, районные и первичные суды рассматривают гражданские и уголовные дела, при этом, чем выше исковая сумма, тяжелее преступление и т.п., тем на более высоком уровне судебной системы рассматривается дело. Суды наделены исключительным правом выдачи ордеров на задержание и арест.
Верховный суд является не только высшим судебным органом, он также выполняет функции органа отраслевого управления в рамках судебной системы. Важную административную роль в этой системе играет генеральный секретариат Верховного суда. При Верховном суде действуют юридические курсы, имеющие исключительно большое значение для подготовки кадров не только для судебных, но и для других юридических органов.
Из нижестоящих судов особый интерес представляют семейные и первичные суды. Семейные суды выполняют две основные функции: разрешение отнесенных к их компетенции определенных категорий гражданско-правовых дел, а также ведение дел несовершеннолетних. Как вспомогательные органы (для выполнения первой функции) при семейных судах существуют примирительные комиссии, в каждую из которых входят судья и представители населения. Осуществлению второй функции семейных судов способствует наличие в их штатах т.н. исследователей (тёсакан), в обязанности которых входит изучение на научной основе личности несовершеннолетнего, окружающей его социальной среды, обстоятельств совершения им преступления или иного антиобщественного деяния и т.п. При необходимости получить более полную и глубокую характеристику несовершеннолетнего семейный суд направляет его в классификационный пункт для несовершеннолетних (сёнэн камбэцусё). Эффективность семейных судов достаточно высока, однако их перегруженность мешает индивидуализации подхода к несовершеннолетним.
Первичные суды были задуманы при формировании послевоенной судебной системы как органы, наиболее близкие к населению и наиболее доступные в плане разрешения гражданско-правовых споров с относительно небольшой исковой суммой, а также уголовных дел (если речь не идет о тяжких преступлениях) и т.п. Однако реализация этой идеи столкнулась с трудностями в связи с осуществлением программы слияния и даже ликвидации некоторых первичных судов.
Членов Верховного суда назначает кабинет министров, председателя Верховного суда − император по представлению кабинета. Судья Верховного суда должен быть смещен при неблагополучном для него результате всенародной аттестации, которая проводится во время первых парламентских выборов после его назначения, а затем − во время первых выборов по истечении 10 лет пребывания судьи на своем посту. Судьи нижестоящих судов назначаются кабинетом министров из списка кандидатов, представленного Верховным судом. За порочащие их действия судьи нижестоящих судов могут смещаться судом импичмента, состоящим из депутатов парламента.