Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:19, доклад
Элементы правовой системы японского общества состоят из четырех групп:
− правовые взгляды (правовая идеология, правосознание, юридическая наука, включая научное толкование права) и правовая культура;
− право (принципы, институты, нормы) и источники права;
− правотворчество и осуществление права (включая его практическое толкование); юридические органы, учреждения и организации.
Правовой основой организации прокуратур является Закон о прокуратурах 1947 г. Определенное противоречие между принципом независимости прокуратур и их субординационными отношениями с Министерством юстиции формально разрешается тем обстоятельством, что относительно конкретных дел министр может давать указания лишь генеральному прокурору, но не нижестоящим прокурорам.
Четырехзвенная структура органов прокуратуры обеспечивает ее «стыковку» с судебной иерархией: Генеральная прокуратура (сайко кэнсацутё) соответствует Верховному суду; высшие прокуратуры (кото кэнсацутё) − высшим судам; районные прокуратуры (тихо кэнсацутё) − районным судам; участковые прокуратуры (ку кэнсацутё) − первичным судам.
Основные функции прокуратуры:
− предварительное (досудебное) расследование уголовных дел (при этом прокуратура берет на себя расследование лишь наиболее важных и сложных дел);
− разрешение ряда уголовных дел без передачи их на судебное рассмотрение (эта мера, именуемая «отсрочкой возбуждения обвинения», применяется даже при наличии улик, достаточных для направления дела в суд);
− возбуждение уголовного преследования, т.е. направление дела в суд;
− поддержание обвинения в суде;
− надзор за разрешением дел полицией (когда дела не передаются в прокуратуру);
− общий надзор за следствием в органах полиции и надзор за исполнением наказаний, назначенных судом.
Существуют комиссии по контролю за деятельностью прокуратур. Эти комиссии, создаваемые из представителей населения, имеют ограниченную компетенцию: прокурор «учитывает» мнение комиссии, которое, однако, не имеет обязывающей силы.
Полиция существует как самостоятельное государственно-муниципальное ведомство. «Государственную» часть полицейской системы составляет Главное полицейское управление (кэйсацутё) и состоящие при нем учреждения (штаб дворцовой полиции, полицейская академия, НИИ полиции), а также его периферийные органы. «Муниципальную» часть полицейской системы образуют полиции префектур. Построение полицейского ведомства свидетельствует о том, что полиция в основе своей состоит из относительно самостоятельных префектурных полицейских сил, а государство лишь координирует их деятельность и осуществляет в необходимых случаях мероприятия, выходящие по масштабам за рамки одной префектуры. Однако часть общественности и средств массовой информации утверждает, что полиция чрезмерно централизована.
Правовую основу организации японской полиции составляет Закон о полиции 1954 г.
Своеобразным звеном полицейской системы являются комиссии общественной безопасности (коан иин-кай). Их официальная задача − осуществление общественного контроля за деятельностью полиции с целью недопущения отклонений от «демократического курса». Комиссии санкционируют кадровые перестановки в аппарате полиции (в пределах своей компетенции); от их имени выдаются удостоверения водителям автотранспорта и т.п. Формируются из представителей различных слоев общества. У комиссий нет своего рабочего аппарата, независимого от соответствующих полицейских органов. Существуют городские и префектурные комиссии, а также Государственная комиссия общественной безопасности (кокка коан иинкай), председателем которой должен быть министр (традиционно это − министр по делам местного самоуправления).
В систему полицейских органов входят следующие звенья. В «государственной» части полицейской системы – это:
Главное полицейское управление, которое имеет управления полицейских округов (каждый округ охватывает территорию нескольких префектур).
Муниципальную полицию каждой префектуры возглавляет штаб (хомбу). Префектурным штабам подчинены отделения полиции (кэйсацусё) − основные «рабочие» органы полицейской системы; в некоторых крупных городах дополнительно созданы городские полицейские отделы, руководящие отделениями полиции.
Низовыми звеньями системы, образующими ее фундамент, являются полицейские будки (хасюцусё, или кобан) и посты (тюдзайсё). Полицейские будки дислоцируются в населенных пунктах городского типа: являясь служебным помещением для нескольких полицейских, они размещаются в наиболее оживленных местах. Полицейские посты создаются в населенных пунктах сельского типа; здание поста разделено на две части, одна из которых является служебным помещением (штат поста состоит из одного полицейского), а другая − жильем для него и его семьи. Будки и посты, будучи как бы интегрированы в гущу жилых и иных кварталов, являются местами сбора информации и обращения жителей по самым разнообразным вопросам.
Основные функции полиции состоят в поддержании общественного порядка, борьбе с уголовной преступностью, организации дорожно-транспортного движения и контроле за техническим состоянием транспорта, осуществлении ряда административных режимов (предпринимательства, затрагивающего нравственность; владения огнестрельным и холодным оружием; пребывания и деятельности иностранцев). В сфере борьбы с уголовной преступностью на полицию возложены и профилактические, и оперативно-розыскные, и следственные функции, при этом по ряду малозначительных преступлений полиция сама может разрешать дела (при более серьезных преступлениях дела передаются в прокуратуру). Специальная полицейская служба, именуемая «полицией охраны и общественной безопасности» (кэйби коан кэйсацу), ведет наблюдение за политическими организациями, представляющими, по мнению правящих кругов, угрозу для «общественной безопасности». В полиции имеются военизированные «маневренные отряды» (кидотай) для обеспечения порядка в местах массового скопления народа.
Система пенитенциарных учреждений (тюрем) включает пенитенциарные округа, в которых и располагаются тюрьмы трех видов: обычные, для несовершеннолетних и следственные. В каждом округе имеется классификационный центр с целью индивидуализировать обращение с заключенными. Организацию и функционирование пенитенциарных учреждений регламентирует Закон о тюрьмах 1908 г.
Большое развитие получила в Японии система органов защитного надзора. Их задача − установление контроля над лицами, осужденными условно, отбывшими наказание в тюрьмах, а также условно-досрочно освобожденными, обеспечение их социальной адаптации и предупреждение рецидивизма. В службе защитного надзора состоит значительное количество добровольных сотрудников со статусом государственных служащих.