Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:12, реферат
В первой половине XIX в. историческая мысль и историческая наука развивались в новых, отличных от «века Просвещения» условиях. Великая французская революция смела «старый порядок» во Франции; прямо или косвенно она нанесла также сильные удары по феодализму в других европейских странах. Начавшаяся еще в конце XVIII в. в Англии, а позднее и в ряде других стран, промышленная революция впервые создала адекватную капитализму техническую базу.
В историографии разных стран реакционно-
В более отсталой Германии
реакционно-романтическое
Влияние реакционного романтизма было характерно и для дворянской историографии в России. В творчестве крупнейшего русского дворянско-монархического историка начала XIX в. Н. М. Карамзина рационалистические представления об историческом процессе переплетались с реакционно-романтическими симпатиями. В 30—40-е годы официальная историография в России развивалась под знаком теории «официальной народности», утверждая тезис о коренном различии исторических путей самодержавно-крепостнической России и стран Западной Европы (М. П. Погодин). В исторической концепции славянофилов (И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, А. С. Хомяков) идеализация русской старины сочеталась с критикой капиталистического развития Запада.
По-иному преломлялись идеи романтизма в либерально-буржуазной историографии. Если реакционный романтизм оформился еще в конце XVIII — начале XIX в., то подъем либеральной историографии определился в 20-е годы XIX в., когда в Европе пробудились революционные и национально-освободительные движения, направленные против временно восторжествовавшей дворян-ско-клерикальной реакции. В 20—40-е годы буржуазно-либеральная историография приобрела господствующее значение в странах Западной Европы и США.
В отличие от реакционно-романтической либерально-буржуазная историография отнюдь не отбрасывала идейное наследие Просвещения, тем более, что политические принципы буржуазного либерализма были связаны именно с просветительской идеологией. В плане теоретическом для этой историографии было характерно стремление синтезировать идеи просветителей с наиболее плодотворными идеями романтизма.
Вслед за просветителями либеральные историки сохраняли убеждение в силе рационального познания. Среди них лишь О. Тьерри придавал большое значение методу интуиции, «вчувст-вования» как средству адекватного постижения исторического прошлого. Либеральные историки восприняли от просветителей и идею прогресса, усилив, однако, ее буржуазную ограниченность. Если просветители (особенно ярко Кондорсе) мыслили прогресс как бесконечное совершенствование человеческого рода и всех его учреждений, то для либералов по существу он завершался торжеством политических принципов буржуазного либерализма.
Вместе с тем либеральные
историки преодолевали крайности абстрактно-
С этими чертами буржуазного историзма связан и подход либеральных историков к средневековью. Как и реакционные романтики, они (Гизо, Тьерри, Шлоссер, Грановский и др.) интересовались и много занимались историей средних веков. Однако они были далеки от идеализации этой эпохи, хотя и не разделялрі просветительского нигилизма в ее общей исторической оценке. Средневековье интересовало их как период зарождения современных европейских наций и государств, становления «третьего сословия» (в особенности буржуазии) в его борьбе против феодализма.
Наряду с историей средних веков либеральные историки разрабатывали и историю нового времени, изучали, в частности, историю (главным образом политическую) Английской и Французской буржуазных революций (Ф. Минье, А. Тьер, Шлоссер),историки США" — историю Американской революции. Эти революции они оценивали с позиций буржуазного либерализма, усматривая позитивный исторический смысл в деятельности умеренно-буржуазных течений и, напротив, осуждая борьбу радикальных группировок, в первую очередь якобинцев.
При изучении национальной истории своих стран, пристальное внимание к которой характерно для романтизма, либеральные историки не принимали выдвинутое реакционными романтиками мистическое истолкование «народного духа» и свойственный им (особенно в Германии) шовинизм. Они выдвигали на первый план понятие нации как исторически сложившейся индивидуальности, делая главный акцент на особенностях духовного склада и национальной культуры. Однако уже в это время в либеральной историографии проявлялись черты буржуазного национализма.
В духе общей романтической идейной атмосферы своего времени либеральные историки придавали большое значение задаче воссоздания исторического прошлого во всей его неповторимой конкретности, отображению «местного колорита». Отсюда и присущая многим из них новая манера исторического изложения. На смену античной римской риторике гуманистических исторических сочинений и просветительскому изображению истории всемирно-исторической сценой, на которой действуют люди, наделенные прежде всего свойствами человека «вообще», пришли конкретное историческое описание, рассказ, украшенный живыми деталями и, по возможности, наделенный яркой художественной формой (Тьерри — во Франции, Т. Б. Маколей — в Англии, Банкрофт — в США).
Наибольших успехов либеральная историография достигла во Франции, где до начала 30-х годов буржуазия вела борьбу с дворянством и «легитимной» монархией. Именно в это время здесь сформировалась знаменитая историческая школа «историков периода Реставрации» (Тьерри, Гизо, Минье, Тьер).
В Англии, где проблемы буржуазных преобразований были в основном уже решены, а социальные противоречия буржуазного общества были выражены наиболее резко, либеральное направление в историографии отличалось крайней политической умеренностью. Оно было представлено историками вигской школы (Г. Галлам, Маколей и др.), которые в своих трудах защищали вигскую точку зрения на историческое развитие английского общества и обосновывали тезис о величайших, по их мнению, достоинствах английской конституционной системы. Несколько решительнее выступали историки, связанные с английским буржуазным радикализмом 30—40-х годов (Маккиннон, Дж. Г,рот). Сторонники реформ в пользу промышленной буржуазии, они, однако, по сути своих взглядов не выходили за пределы буржуазного либерализма.
В США первые десятилетия XIX в. были периодом становления национальной исторической науки, которое шло под заметным влиянием романтизма. При этом в американской историографии романтизм с самого начала приобрел либерально-буржуазную окраску, что нашло отражение в творчестве наиболее видных историков США того времени — основателя так называемой ранней школы Д. Банкрофта и Ф. Паркмена.
Ряд ярких имен выдвинула и либеральная историография в Германии. Ее достижения были связаны прежде всего с деятельностью «гейдельбергской школы» и ее главы видного леволибе-рального историка Ф. Шлоссера. Одним из ее наиболее видных представителей был ученик Шлоссера — Г. Гервинус. Гейдель-бергская школа с характерным для нее просветительски-дидактическим, морализующим подходом к истории особенно отчетливо продолжала просветительскую традицию в историографии, поскольку в условиях Германии все еще сохранялась почва для просветительства как передового антифеодального течения общественной мысли.
Под знаменем просветительства развивалась в этот период и передовая, буржуазная по своей объективной направленности общественная, в том числе историческая, мысль в России. Это характерно для исторических идей дворянских революционеров-декабристов, а также для либерально-реформистского направления русского просветительства 40-х годов, в русле которого игла деятельность ряда видных историков, занимавшихся историей западноевропейского средневековья, отчасти и нового времени, — Грановского, П. Н. Кудрявцева и др.
Важным достижением исторической мысли первых десятилетий XIX в. было учение о диалектическом характере всемирно-исторического развития, связанное прежде всего с именем крупнейшего представителя немецкой классической философии Г. Ф. Гегеля. Его взгляды на историю в известной мере можно рассматривать как своеобразное проявление буржуазно-либерального течения в романтической историографии. Будучи многим связана с идеями Просвещения, историко-философская концепция Гегеля была в то же время пронизана историзмом. Исторический процесс он понимал диалектически, движущую силу его видел в развитии и борьбе противоположных начал. Несмотря на последовательный объективный идеализм Гегеля и свойственные его взглядам многие консервативные черты, разработанный им принцип диалектического развития сыграл плодотворную роль в дальнейшем развитии исторической мысли.
В этот период в европейской историографии
оформилось также мелкобуржуазное
радикально-демократическое
Историки радикально-
Вместе с тем часть
В непролетарской идеологии действительно революционная смелость мысли и действия была доступна в этот период революционно-демократическим течениям. Теоретически многим связанные с просветительством, они возникали в некоторых странах, где существовала почва для широкого демократически-революционного движения народных масс. Подобное крыло оформилось в аболиционистском движении в США (Ф. Дуглас, Д. Браун). Своеобразным и ярким явлением в передовой европейской общественной мысли было формировавшееся в 40-е годы революционно-демократическое направление в русском просветительстве (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, петрашевцы). Просветительские идеи сочетались в воззрениях его представителей с историзмом и революционностью. Они высказали ряд глубоких мыслей и наблюдений об истории, в частности истории европейских революций XVII—XVIII вв., указали на ограниченно-буржуазный характер их завоеваний. Мысль Герцена развивалась в направлении к утопическому социализму, уже в 40-е годы она содержала ценные материалистические догадки.
Помимо буржуазных, мелкобуржуазных
и революционно-
Информация о работе Историческая мысль и историческая наука до возникновения марксизма