Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:04, реферат
В последнее время наблюдается резкий всплеск интереса к прошлому. Потребность мысленным взором окинуть все фазы и периоды истории, в том числе и истории родного края, становится все более очевидной. Во все времена общественность интересовалось историей родного края, ее особенностями. Нас так же привлекала изучение тайн своего родного края. Ведь так хочется все узнать, все постигнуть, потому что только тот, кто знает историю своего родного края, может считать себя образованным, достойным человеком нашего современного общества. Сколько интересных открытий пришлось нам сделать за время написания нашей работы!
1. Оглавление………………………………………………………………2
2. Введение…………………………………………………………..…......3
3. Глава. I Начало……………………………………......................……... 5
4.Глава II Возрождение………………………………………………….11
5. Заключение…………………………………………………………….15
6. Список используемых источников и литературы…………………..16
Исторические
места родного края
Тема: Раифа - рай в лесу
Оглавление.
1.
Оглавление……………………………………………………
2.
Введение…………………………………………………………
3.
Глава. I Начало……………………………………..........
4.Глава
II Возрождение…………………………………………………
5.
Заключение……………………………………………………
6.
Список используемых
Введение.
Никакое развитие культуры немыслимо
без знаний своей истории и определенного к ней отношения.
Л.Н. Гумилёв.
В последнее время наблюдается резкий всплеск интереса к прошлому. Потребность мысленным взором окинуть все фазы и периоды истории, в том числе и истории родного края, становится все более очевидной. Во все времена общественность интересовалось историей родного края, ее особенностями. Нас так же привлекала изучение тайн своего родного края. Ведь так хочется все узнать, все постигнуть, потому что только тот, кто знает историю своего родного края, может считать себя образованным, достойным человеком нашего современного общества. Сколько интересных открытий пришлось нам сделать за время написания нашей работы! Чтобы полностью, осмысленно изучить историю нашего поселка – Раифы, нам пришлось проделать большую, но очень интересную работу. Главной целью, которой является рассмотрение истории возникновения нашего поселка. Но это возможно только через подробное изучение всех этапов и фаз развития Раифского монастыря, потому что только изучение истории монастыря дает полное представление о развитие нашего поселка.
Раифский Богородицкий мужской монастырь - одно из красивейших мест Татарстана. Древняя обитель расположена на берегу прекрасного озера и окружено великолепным лесом, удаленность от города создает удивительную и неповторимую атмосферу покоя, которая ощущает каждый человек, приходящий сюда. Подходя к монастырю, перед тобой открывается удивительная картина архитектурного ансамбля обители: белокаменные стены, золото крестов, небесно-голубые и зеленые купола храмов. Великолепные цветы лета и настоящее Раифское чудо - город из ледяных дворцов - зимой.
У монастырей, как и людей, своей судьбы. Они рождаются, развиваются и претерпевают разные катаклизмы. И Раифский Богородицкий мужской монастырь имеет свою неповторимою историю. От него идут корни поселка, в котором мы живем.
Раифская пустынь была основана Московским иноком Филаретом. Вокруг Филарета, обосновавшегося на берегу озера, быстро образовалось братство. К концу XIX века монастырь сформировался как единый архитектурный комплекс. Здесь было 15 действующих храмов, где каждый день велась служба, сюда стекались тысячи и тысячи людей за душевным спокойствием. Так продолжалось до 1918 г.
После октябрьских событий 1917 г. началась борьба между церковью и советской властью. За декретами о земле и советах большевики приняли декрет и о религии. Этот вопрос не мог оставаться открытым. Духовная жизнь общество имела огромное значение в ходе революционных преобразований. Это не могло, не коснутся и Раифского монастыря. Чекисты всеми дозволенными и недозволенными методами начали притеснять русскую православную церковь государству. И в стенах монастыря образовалась коммуна, которая со временем преобразовалась до современного специального училища.
С наступлением перестройки произошли большие изменения в нашем обществе. Правительство России приняло решение о передаче всех монастырских строений под ведомство Русской православной церкви. Восстановление справедливости произошло практически без кровопролития, чисто демократическим путём.
Раифский Богородицкий мужской монастырь составляет неотъемлемую часть мирового культурного наследия. По конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры входит в обязанность каждого гражданина. Охрана памятников родного края и распространение знаний о них - наша обязанность. Руководствуясь этим положением, мы решили исследовать историю возникновения Раифского монастыря, как первоисточник истории нашей местности.
Целью нашей работы является рассмотрение развития Раифского монастыря, как источник знаний по истории и культуре края, собрать разрозненный материал об истории монастыря в единое целое и обобщить факты. Показать, как происходило превращение маленького лесного скита в огромного, играющего большую роль в судьбах населения близлежащих посёлков, монастыря, и каким образом возвращалось духовность в свою истинную обитель.
Данная работа охватывает обзор истории Раифского монастыря и близлежащих поселков с XVI века по настоящее время.
История развития Раифского монастыря и посёлка условно можно поделить на три этапа.
Первый этап развития охватывает период с начала XVI века по 1917 г. Второй, этап, о котором почти не пишут и редко вспоминают, с 1917 по 90-е г.XX века.
Третий этап охватывает период с 90-х г. XX века по наши дни. В работе рассматриваются первый и третий этапы – история монастыря. Второй этап – история спецучилища для малолетних преступников – является темой для самостоятельной работы.
В ходе работы по истории монастыря нами была анализирована литература по истории монастыря и документы архива монастыря, относящаяся к данной теме. Работа не является простым описанием готовой информации. В ходе поиска были установлены новые, неизвестные ранее факты.
Работа относится к теоретическим исследованиям. Её значимость заключается в сборе разрозненных материалов в одно целое, и помогает, по-новому, глубже и отчетливее представить себе отдельные картины, образы и факты, относящиеся к данной теме.
Работа состоит
из оглавления, введение, двух глав, заключения
и списка использованных источников и
литературы.
I глава
Начало
До 1917 года в России было больше тысячи монастырей – мужских и женских. До нас дошла едва пятая часть – около 200. А Раифа – редчайший случай для постреволюционной России – хоть и был осквернен, но не разрушен и сохранил все храмы и постройки. Существует он лишь на пожертвования прихожан, государство не выделяет ему ни копейки, несмотря на то, что это уникальный памятник старины.
Раифа. Откуда же пришло к нам это странное для русского языка слова? Ответ мы нашли в архиве Раифского Богородицкого мужского монастыря. Оказывается когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа... Сегодня трудно однозначно утверждать, что оно дословно означало. Но, учитывая то, что через эти места проходил путь "сынов Израилевых" из Египта на землю Ханаанскую, можно предположить его древнееврейское происхождение. Как бы то ни было, но именно здесь в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров. Образ этой святой обители вырисовывается довольно явственно в виде небольшой каменной церкви, квадратной в основании и с приподнятым над землей входом. По сути своей это была башня, совмещавшая в себе место для богослужения и убежище при опасности. Именно в ней и приняло мученическую смерть большинство из 43 монахов, проживавших в то время в Раифе. Известно, что в 4 веке произошло переселение из Ливийской пустыни в долину Нила языческих племен ноба. Однажды небольшие их отряды переправились через Суэцкий пролив и учинили разбой на Синайском побережье. Ноба почти одновременно напали на монахов Синайской горы и монахов Раифы. Во время этих событий в Раифе жило 43 монаха, многие из старцев провели там по 50-60 лет. Захватившие их варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек .Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены православной церковью к лику святых1. И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцов в Синае и Раифе избиенных были возрождены и перенесены на землю казанскую. История новой Раифской обители чрезвычайно интересна. Для того чтобы почувствовать это, давайте заглянем в глубь веков и ощутим дыхание далеко ушедшего от нас времени...
А началась обитель
с инока Филарета, современника и
одноименца по постригу монашескому
того самого Филарета, что был отцом первого
из государей рода бояр Романовых Михаила.
Жил будущий инок в Москве. Жил в достатке
и довольствии, роду был весьма богатого.
А однажды сей взял да и раздал свое имение
бедным, а сам совершил постриг, приняв
имя Филарет, и подался в иноки московского
Чудова монастыря.
Сколько лет провел
Филарет в знаменитой по всей Руси обители
– нам выяснить не удалось. Но тяготился
он обилием людским да славой монастырской.
И Филарет ушел вниз по Волге паломником,
обошел все монастыри поволжские, а дойдя
до Казани, узрел в стенах Кремля его прекрасную
обитель, Спасским тогда монастырем именуемую.И
остался здесь. Остался опять-таки ненадолго,
ибо смущала его городская суета, и решил
Филарет уединиться в леса, которых вокруг
Казани было много. И забрел однажды в
место лесистое на берегу озера чистого,
и устроил он в этом месте себе для жилья
хижину-келью, где и решил служить Богу.
Долго стояла келья отшельника одиноко,
только в дни обрядные приходили сюда,
на берег озера, черемисы-мари своим сорока
богам поклониться да жертвоприношения
им совершить. Они-то, видно, и разнесли
весть о появлении подвижника, и вскоре
место сие стало посещаемым, а у Филарета
появились почитатели и последователи.
Некоторые из них, тоже решившись
1.2.4.
на жизнь праведную,
селились рядом с Филаретом - так
и появилась на берегу Сумского озера
иноческая пустынь. Случилось это,
по одним сведениям, около 1600 года, а
по другим - в 1613 году.
А однажды привиделось одному из иноков
чудо чудное: будто протянулась из облака
огромная рука, которая указала перстом
на место едино, а другие поселенцы услышали
в это время звон колокольный. И узнав
про то, предложил Филарет на месте, куда
указал не иначе, как перст Божий, часовню
строить для служения утрени, вечерни,
что и было исполнено.1
Прожив в пустыни около полувека, Филарет
не увидел монастыря завершенным. Чувствуя
близкую смерть, он вернулся в Спасо-Преображенский
монастырь, дабы приобщиться Святых Тайн.
Здесь он почил и погребен в ограде обители.
А после погребения Филарета в Спасском
монастыре обратились иноки за благословением
на основание близ Сумского озера обители
монашеской, на что владыка казанский
митрополит Лаврентий свое согласие дал,
дал и средства, и уже в 1662 году была построена
первая на территории монастыря деревянная
церковь, освященная во имя Святого Евфимия
Новгородского. Одновременно была построена
монастырская стена с двумя воротами и
церквами над ними, одна из которых была
освящена в честь Преподобных Отцов в
Синае и Раифе избиенных. Она и дала название
всей обители - Раифская пустынь.
Но пришла беда. Устроенная трудами иноков пустынь – четыре церкви и братская келья, в 1689 году в результате пожара сгорели, – многие монахи разошлись по другим обителям. Но чудотворный образ Грузинской Божьей Матери остался невредим, и это было залогом будущего расцвета пустыни, а через год пустынь стала восстанавливаться от пожара. В 1690–1717 годах, при третьем настоятеле игумене Германе, под руководством иеромонаха из Ново-Иерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена, здесь
1.2.2
построили новые, в основном каменные здания.
Во время работы в архиве мы ознакомились с интересным документом. Это челобитная Игумена Савватия, написанная в 1670году царю Алексею Михайловичу: «Зачата пустынь строится, а братии собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и земель пустых нету, строить нечем, скитаются Христовым именем».1
Раифский монастырь был не самым крупным. По штатам он относился к третьеклассным и насчитывал около трех десятков монахов да полсотни послушников. Их затворничество было самым настоящим: леса, простиравшиеся вокруг, не располагали к праздничным прогулкам. Монахи кормились только своим трудом. Пахотная земля, сенные угодья и покосы, рыбная ловля, мельницы да пасеки – все это требовало особого прилежания. Но главным делом монаха, конечно же, оставалась служба Господу.
Но главным богатством Раифского монастыря была точная копия с чудотворной иконы Грузинской Божией Матери ёще в 17 веке принесена в Раифу из Красногорского монастыря. Слава о ней быстро разнеслась по краю: слепым, мол, дает прозрение, глухим – слух, хромым – исправление… И потянулись к монастырю богомольцы.
В конце XVII — начале XVIII века Раифская пустынь пользовалась особым покровительством казанских митрополитов, проводивших здесь многие месяцы. Помощь
митрополитов
сыграла очень важную роль в строительстве
Раифского монастыря, так как
собственные его владения были невелики.
Как и большинство российских монастырей,
в XVIII — начале XIX века Раифская пустынь
пребывала в некотором упадке. Но здесь
было еще два периода интенсивной строительной
и реставрационной деятельности.
1.2.1
Первый
— в 1820–1830-е годы при игумене,
позже архимандрите, Амвросии (Боголюбове),
когда обитель пользовалась особым
покровительством казанского архиепископа
Филарета (Амфитеатрова). Второй — в конце
ХIХ – начале XX века при настоятеле архимандрите
Дмитрии (Сокольникове), неутомимом хозяйственнике
и строителе.
В результате в Раифском монастыре сложился
впечатляющий архитектурный ансамбль.
Стены с башнями построены в 1690–1717 годах.
Из пяти башен сохранились три — северо-западная,
юго-восточная и юго-западная, перестроенная
под молельный дом.
Братский корпус с церковью построен в
конце XVII — начале XVIII века. Небольшой
храм в разные годы освящался во имя Алексея
Человека Божьего, в честь Суда Божья.
В 1794 году пришедшие в ветхость корпус
и церковь были возобновлены на средства
полковницы Н.И. Киселевой, и храм тогда
же заново освящен во имя Святой Мученицы
Софии и дочерей ее Веры, Надежды, Любови.
Корпус церкви во имя Преподобных Отцов
в Раифе и Синае убиенных был построен
в 1708 году на месте первого монастырского
храма. В 1892–1897 годах корпус и храм перестраивали
по проектам А.Г. Невинского (в 1892 году)
и Ф.Н. Малиновского (в 1897 году).
Грузинско-Богородицкая церковь выстроена
в стиле ампир в 1835–1842 годах по проекту
архитектора М.П. Коринфского вместо пришедшего
в ветхость храма конца XVII века. Служила
зимним храмом монастыря и местом пребывания
его главной святыни. Строительство велось
на пожертвования. Среди самых крупных
жертвователей был казанский мещанин
Д. Орлов, поступивший в число братии монастыря,
и казанский купец К.И. Колычев, построивший
один из приделов.1
Пятиярусная колокольня выстроена над
святыми вратами в 1889–1903 годах
Информация о работе Исторические места родного края Раифа - рай в лесу