Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:54, контрольная работа
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что даже в настоящее время в России существуют определенные противоречия между различными социальными слоями населения. Хотя уже на протяжении многих веков государственные деятели пытались уменьшить пропасть между различными классами, все попытки оказались бесполезны. Одним из очень ярких примеров является сословная реформа Петра I.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1.Дворянское сословие………………………………………………………………………….4
2.Петр 1 и духовенство………………………………………………………………………….9
3.Среднее сословие………………………………………………………………………….…16
4.Низшее сословие……………………………………………………………………………...20
5.Историческое и политическое значение Сословной реформы………………………..….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………30
Петра I критикуют, например, за указ от 22 февраля 1722 года, который разрушил древний обычай «подымать иконы на дом». Этим же указом были запрещены сборы на церковь храмоздательство. Указ категорически предписывал: «Смотреть, чтобы с образами по Москве, по городам и уездам для собирания на церковь или на церковное строение отнюдь не ходить, и кто будет ходить, так брать».
23 февраля открывается гонение на колокола. Указ наистрожайше предписывает: «Во всех всероссийского государства монастырях колоколов не делать», разбитые «без повелительного указа из Синода не переделывать», и наконец, запрещались сбора на колокола.
Указ 28 марта объявляет войну часовням. «Обычай устраивать часовни, - говорит указ, -начался и утвердился от невежд» – что «пред святыми иконами, вне церкви стоящими на внешних церковных стенах и на городских вратах, возжигаются и днем и ночью свищи без всякого многословия, а некоторые невежды, оставив им и посвященные молитвенные храмы, призывают пред них, внешние иконы, невежд священников, и молитствуют на распутиях и торжищах, где всегда многолюдное бывает собрание, и явно чинят православным церквам презрение, а инословным дают причину укорительного на благочиние порицание».
Этот указ возбудил в Москве в те времена сильное волнение во всех слоях православного общества, он поразил всех от простого смерда до родовитого вельможи. Но Петр с этим не считался. Чтобы не прослыть перед Европой отсталым государем, по мнению Петра, необходимо приносить в жертву обычаи, которым пора уйти в прошлое. Что и делалось, но только насильственным порядком.
Мероприятиями Петра в области церковного устройства и управления, считают славянофилы, были поколеблены религиозно-нравственные устои русской жизни. Русская жизнь до Петра покоилась на религиозно-бытовом основании. Основой жизни было православие и быт; вера и быт были слиты в целостную систему «бытового исповедания».
Эпоха Петра положила резкую грань для старого. Прошлое остается позади и как бы зачеркивается. . Распалась богоизбранная «двоица» – царь и патриарх.
Трудно возразить славянофилам в том, что через отделение церкви от государства самодержавная власть царя делается морально одинокой. «Унижая церковь в глазах народа, Петр рубил один из самых глубоких и питательных корней, на котором стояло, росло и развивалось дерево самодержавия».
Понятно, что Петр, реформируя церковь», преследовал иные цели; он прежде всего стремился к абсолютной власти. Укрепление государственности являлось тем идейным основанием, которое побуждало монарха осуществлять преобразования.
Благодаря реформам Петра произошло превращение русской церкви из феодальной в государственную. Первоначально многие указы не действовали, существуя лишь формально, впоследствии о многих просто забыли, они потеряли свою актуальность. Однако то, что подчинение церкви государству и упразднение патриаршества не было, пустым звуком показывает история новгородского архиепископа Феодосия, вице-президента Синода, разыгравшаяся впервые же годы учреждения Синода. Сначала Феодосий был фаворитом Петра, как мы отметили выше, сделал хорошую карьеру; но после смерти Петра он стал одним из тех, кто стал противиться императорской власти, жалуясь на притеснение церкви, разорение монастырей, допускал оскорбительные выражения в адрес Екатерины и Меньшакова. За это он был лишен архиерейства и настоятельства в Александро-Невском монастыре.
Вместе с тем, в целом, Духовный регламент соблюдался. Церковь продолжала быть винтиком большого государственного механизма. Иностранцы, жившие в России, пользовались большими правами, в том числе и свободой вероисповедания. По-прежнему некоторые из них, например, герцог Лирийский, пытались осуществить объединение Православной и Римско-Католической церквей /еще один объект нападок славянофилов на Петра, что он вообще подал повод для такой идеи/, что не удалось сделать во времена Петра I. Герцог был убежден, что среди русского духовенства он мог бы найти сторонников .Оценка таких возможностей, несмотря на огромную лояльность Петра к иностранцам, оказалась явно преувеличенной.
Безусловно, главный результат петровской церковной реформы проявился в том, что русская церковь так и не смогла оправиться от произошедших потрясений. Реформы Петра, положившие начало изменениям духовной жизни России, прочно закрепились на русской почве.
Годы явного противоборства Петра I и духовенства, где каждая сторона рьяно отстаивала свою позицию, считая свою власть превыше всего, закончилась победой монарха. Подчинение церкви государству, хотя и являлось явной аномалией в мировой практике, стало характерной чертой в реформаторской деятельности первого императора России. Духовенство больше никогда не получило самостоятельности и независимости от светской власти.
Духовенство как сословие лишилось многих привилегий и того влияния, какое оно имело в допетровские времена. В сословной иерархии верхнюю ступень заняло дворянство, которое стало проводником государственных идей в общество
3. Среднее сословие
Среднее сословие обязано бытием своим Петру I. До него ни люди торговые, ни люди ремесленные не пользовались никакими льготами и привилегиями, правом собственного суда, и по всем делам своим зависели от гражданских ведомств, часто от произвола воевод и дьяков.
При Алексее Михайловиче в городах и слободах сосредоточилось население, которое не чуждалось хлебопашества, но занималось по преимуществу торговлей, промыслами и ремеслами. Это было добывающее население страны, в руках которого имелись значительные или небольшие капиталы. Эта часть населения несла «государство тягло», платило казенные сборы и подати.
Торговля была весьма стеснена обилием всевозможных сборов и налогов, как во время купли-продажи на рынках, так и на пути к рынку.
К началу царствования Петра I население городов находилось в том же положении, что при его брате и отце. Ни одно из зол, препятствующих, развитию торговли и промышленности не было устранено.
Северная война требовала между тем металл и порох для пушек, сукно и шелк для мундиров, лес и парусину для флота. Это побуждало Петра вплотную заняться худосочной отечественной промышленностью и торговлей. В то же время заботы Петра об экономическом развитии России, ликвидации ее технической отсталости, выходе на европейский рынок, были обусловлены не только конъюнктурными потребностями войны. Вероятно. Для государя изначально было важно процветание народного хозяйства, наряду с завоеванием выходов к морям.
До Петра русские цари никогда не ездили путешествовать за границу.
Бурлящая жизнь, так не похожая на московскую, где многие продолжали существовать и думать по законам средневековья, поразила впечатлительного Петра. Он старался, как можно больше увидеть, сделать, запомнить. На верфи вместе с плотниками строил корабль, в кабинете медика рвал зубы, посещал удивительные коллекции диковинных вещей, собранных со всего земного шара, изучал технологию создания бумаги, участвовал в собрании ученых людей.
Наследство, полученное Петром I от его «тишайшего» отца, казалось, не оставляло надежд на то, чтобы в короткий срок встать вровень с остальной Европой. Огромная страна имела население всего лишь 13 миллионов человек, то есть в среднем четыре человека на квадратную версту. Горожане составляли лишь 3% из всех подданных в России. Причем даже среди этого небольшого числа городских жителей далеко не все занимались торговлей и ремеслом. Ведь город того времени буквально «большая деревня» с определенным количеством «пашенных» людей. Стрельцы, пушкари хотя и занимались торговым делом /мелкой торговлей/, делали это только в свободное время. Так, в Белеве в середине XVII в. число посадских людей составляло 65% всего населения, в Курске – 43%, в Москве из 16000 дворов по переписи 1701 г., посадские и ремесленники занимали всего 7000, т.е. меньше половины /1500 принадлежало в столице духовенству, а 7500 – служивым людям разных чинов/. Эти данные говорят о трудностях, с которыми предстояло столкнуться преобразователю.
Правда, в XVII веке уже можно было наблюдать формирование специализации отдельных областей и связанное с ним оживление торговли и рост купечества, появление первых мануфактур /советские авторы насчитывали их в XVII веке обычно до трех десятков/.
Но в целом большая часть населения жила в условиях натурального /или почти натурального/ хозяйства, когда все необходимое производилось в рамках одной семьи, внутренний рынок был очень слабо развит, объем внешней торговли тоже невелик, так как Россия обладала только одним морским портом, открытым для мореплавания лишь 4-5 месяцев в году – Архангельском. Необходимый для промышленного развития рынок рабочей силы практически отсутствовал, имелось достаточно свободных земель на окраинах страны, а в центральной части господствовало крепостное право.
В этих условиях ликвидации технико-экономической отсталости, развитие торговли было невозможно только путем государственного вмешательства сверху. В таком духе уже пытался действовать отец Петра, но во времена Алексея Михайловича промышленное строительство имело характер лишь только хозяйственного эксперимента, оно было тесно связано с нуждами государева двора. Петр, сломавший пышный дворцовый ритуал, равнодушный к роскоши и постоянно в разъездах, хотел поставить торговлю и промышленность на службу уже не личных, а государственных интересов. Подобно другим преобразованиям первого российского императора, его хозяйственные реформы, способствующие формированию среднего сословия, не обошлось без насилия и жестокости, грубого принуждения , принесения в жертву государственному благу личных интересов отдельных людей и даже сословий.
Внимание Петра привлекли огромные запасы в России минералов, он решается взяться за их разработку. По всей стране ездили выписанные за рубежом и русские рудознатцы. С особенным усердием искали железные руды. В сжатые сроки на Урале создается целый металлургический комплекс. На Урале еще в допетровские времена существовало немало промыслов и кузниц, но мануфактуры стали строиться только при Петре. В 1698 г. был заложен, а через три года дал чугун Невьянский казенный завод в Верхотурье. Его плавка 15 декабря 1701 г. стала, по существу, рождением знаменитой уральской промышленности, без которой трудно представить экономику России. Из этого чугуна было изготовлено первое железо, не имевшее равных по своим физическим свойствам ни в России, ни за границей.
В первое десятилетие XVIII в. на Урале создаются заводы –Каменский, Уктусский, Алпатьевский и др. Одновременно строятся мануфактуры в легкой промышленности. В 1696-1697 гг. в Преображенском А.Креветом, переводчиком Посольского приказа, основан Хамовный двор для производства парусины. В 1719 г. это уже огромное предприятие, где работало более 1200 человек.
В XVIII веке в Москве для изготовления снастей построен канатный завод, для обеспечения армии амуницией – Кожевенный, Портупейный и Шляпный дворы, многие другие казенные заводы Позднее промышленное строительство бурно развивается и в Петербурге. Все государственные мануфактуры создавались за счет бюджета, ибо ни один купец или ростовщик не имел средств, необходимых на строительство хотя бы одного металлургического завода. Их строили максимально близко к источникам сырья, привлекали к организации опытных русских и иностранных специалистов.
Наряду с созданием промышленности, государство занималось организацией торговли. Это достигалось введением государственных монополий, весьма прибыльных для казны, но разорительных для народа.
Государственные чиновники вели торговлю не непосредственно, а за счет купцов-откупщиков, выплачивавших сразу или частями рассчитываемую прибыль и стремившихся с лихвой вернуть ее за счет покупателя или поставщика сырья. Участие казны в торговле способствовало разорению основной массы купечества, удушению свободного предпринимательства. Отрицательно сказывалось на купцах несение ими большого числа государственных повинностей и служб.
Несмотря на ряд отрицательных результатов в проводимой экономической политике, Петр вознамерился создать своей волей не только главный порт России, но и петербургское купечество. Это желание привело к насильственному переселению купеческих семей в Петербург. Купцам переселение грозило не физическим, так социальным уничтожением: оставляя насиженные места, они теряли торговые связи, деловые отношения, привычные места сбыта.
Русские купцы заплатили довольно высокую цену за успех Северной войны, финансируя ее расходы, лишаясь своих барышей вследствие жестокой монопольной политики и различных ограничений, вошедших в практику экономической политики Петра.
Размеры податей с городских обывателей тоже были очень велики. Как и в XVII веке, подати разделялись на постоянные, лежавшие на тяглых, взимавшиеся по мере надобности, обыкновенно в размере десяти денег с рубля; подати взимались с двора и с промыслового дохода, со времени же введения подушной подати – с души. Среди повинностей, лежавших на посадских, особенной тягостью отличались две – рекрутская и постойная. На посадских лежала также обязанность снабжать войска провиантом, выставлять лошадей и подводы, чинить дороги и мосты и др.
Постойная повинность всей своей тяжестью ложилась на горожан. Солдаты ставились в посадские дома на постой, вытесняя иной раз хозяев. Господа офицеры с обывателями обращались грубо, об этом есть немало свидетельств современников.
В целом жизнь посадского человека была тяжелой и незавидной.
В1720 году создается центральное учреждение – главный магистрат, одной из обязанностей которого являлось содействие развитию купечества и организации мануфактур.
В этих целях достижения данной цели магистраты старались распространять в народе полезность ярмарок и торгов, устраивать эти мероприятия не только в России, но и за границей, учреждать торговые биржи и выбирать из купечества маклеров: привлекать к такому делу знающих и умеющих людей. Еще в 1718 году от мастеров стали требовать некое подобие нынешних лицензий на занятие той или иной деятельностью.
Петром было предложено всех ремесленников разделить на цехи, так, чтобы каждое ремесло и художество соответствовало определенному цеху. В цех мог записаться всякий, кто владел тем или иным ремеслом, будь он даже дворцовый или владельческий крестьянин. Записываемый в цех представлял образцы своего искусства, в соответствии с которым ему присваивалось звание. Мастера ставили, свое клеймо на изделиях и без такого клейма никто не имел, права продавать свой товар. Кроме того, клеймо можно было ставить только после одобрения старшины цеха, если старшина находил работу неудовлетворительной, мог ее просто уничтожить.
Петр ввел цеховое устройство, надеясь развить и поощрить в ремесленной среде развитие, привлечь к занятию ремеслами как можно большее число людей.
Магистраты выполняли не только задачи; связанные с торговлей и ремеслом, они также занимались устройством госпиталей, больниц, богаделен, устройством школ, с тем, чтобы дети всех сословий имели возможность лечиться и получать образование. По окончании детьми школ магистраты заботились об их трудоустройстве и занятии ремеслами, преследуя, цель одну – польза, для города и государства.
Информация о работе Историческое и политическое значение Сословной реформы