История Азии и Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:15, курс лекций

Описание

При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей. В начале XVII в. некоторые из них, принявшие христианство (оппозиция Токугава рассчитывала на помощь Запада), были казнены вместе с семьями У ряда князей, главным образом юго-западных, земли были конфискованы. Других переселяли на новые земли. Союзникам в знак благодарности увеличивали земельную площадь. Таким образом, Токугава удалось сконцентрировать свои владения в центре о. Хонсю. Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом риса. Лишь небольшая группа наиболее богатых феодалов пользовалась некоторой самостоятельностью, обладала значительным количеством вассалов-самураев и иногда даже чеканила свою монету, в виду то, что всякие сделки на землю были категорически запрещены. Поэтому переход земли к купцам и ростовщикам осуществлялся при помощи различных уловок, типа долгосрочной аренды, дарения, потомственного откупа .

Работа состоит из  1 файл

Конспекты по истории Азии и Африки Нового времени.docx

— 61.95 Кб (Скачать документ)

Конспекты по истории  Азии и Африки Нового времени 

(2-ой вариант) 

1) Социально-экономическая  жизнь Японии в ХУП-ХУШ вв 

При первых сегунах  из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного  объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического  положения шла путем подавления оппозиции князей. В начале XVII в. некоторые из них, принявшие христианство (оппозиция Токугава рассчитывала на помощь Запада), были казнены вместе с семьями У ряда князей, главным  образом юго-западных, земли были конфискованы. Других переселяли на новые  земли. Союзникам в знак благодарности  увеличивали земельную площадь. Таким образом, Токугава удалось  сконцентрировать свои владения в центре о. Хонсю. Владетельные князья различались  по степени своего богатства, которое  исчислялось годовым доходом  риса. Лишь небольшая группа наиболее богатых феодалов пользовалась некоторой  самостоятельностью, обладала значительным количеством вассалов-самураев и  иногда даже чеканила свою монету, в  виду то, что всякие сделки на землю  были категорически запрещены. Поэтому  переход земли к купцам и ростовщикам  осуществлялся при помощи различных  уловок, типа долгосрочной аренды, дарения, потомственного откупа . 

Торгово-ростовщический капитал широко проникая в экономику  Японии, подрывал основы феодального  хозяйства, но в то же время не создавал нового способа производства, усугубляя  разорение японской деревни. Средоточием  торговли и ремесла являлись города. Крупнейшими городами были Эдо —  столица Японии (нынешний г. Токио), Осака— главный торговый центр страны, Киото — местопребывание императора, портовые города Сакаи и Нагасаки. Величина призамковых городов зависела от размеров территории и населения  княжества. 

Внутренняя политика Токугава. «Закрытие Японии» Основой  токугавского режима, установленного первым сегуном Иэясу Токугава и  получившего свое полное развитие при  третьем сегуне Токугава Иемицу (в  сер. XVII в.), было: насильственное сохранение существующего порядка, заключавшегося в угнетенном положении крестьянства, подчиненной роли городского населения  и в неограниченном господстве дворянства. По правительственным переписям  в 1726г. население Японии исчислялось  в 29 млн. человек, в 1750 — 27 млн., в 1804 —26 млн. и в 1846 (т.е. за 22 года до падения  токугавского режима) — 27 млн. А если принять во внимание некоторый рост городского населения, то налицо бесспорное сокращение сельского населения. Причина  уменьшения населения крылась в  огромной смертности от голода и эпидемий. В 1730-1740 годы население в результате голода сократилось на 800 тысяч человек, а в 1780-е годы — на 1 млн., причем от голода не умер ни один самурай. В  этих жесточайших условиях крестьяне  широко практиковали детоубийство. Конец 80 годов XVIII в. был отмечен грозной  для феодального режима волной крестьянских восстаний и выступ лений городской  бедноты, занесенных в официальные хроники под названием «голодных бунтов». Никогда в истории феодальной Японии не было такого количества крестьянских восстаний, как в эпоху Токугава — 1163 только зарегистрированных. Самой распространенной формой крестьянских выступлений было коллективное требование отмены наиболее несправедливых поборов и повинностей. Феодальная раздробленность Японии препятствовала слиянию отдельных крестьянских восстаний в широкую народную войну против самого строя в целом. Но с другой стороны, именно разобщенность княжеств зачастую помогала крестьянам в их выступлениях против того или иного феодала, вынуждая его пойти на временные уступки. Был объявлен поход против роскоши и расточительства среди дворянства и торговой буржуазии. Характерно, что эти буржуазные элементы немедленно объединились в общих нападках на сёгунат с теми дворянскими кругами, по карману которых ударило сокращение доходов императорского двора. Итак, торговая буржуазия с течением времени все чаще и более резко выражала свое раздражение и недовольство экономической политикой сёгуната, грубым вмешательством чиновников в сферу их торговых интересов и, наконец, своим политическим бесправием. Японский феодализм и олицетворявший его токугавскийрежим все больше вступали в непримиримое противоречие с новыми формирующимися реалиями. Социально-экономические процессы, происходившие в Японии, свидетельствовали о крушении всей феодальной экономики, о размывании социальных устоев режима и неуклонном развитии товарно-денежных отношений. Процесс внутреннего расслоения убыстрялся по мере развития товарно-денежных Потребность в деньгах увеличивала зависимость крестьян от торгово-ростовщического капитала. Это были «гоно» — богатые крестьяне и «госи» — землевладельцы из рядовых самураев, сохранивших в своих руках землю. Однако, основными скупщиками земли были купцы иростовщики. Таким образом, под оболочкой внешне «незыблемых» феодальных отношений в токутавской деревне возникал новый класс фактических земельных собственников, в основном торгово-ростовщического происхождения. Эти полуфеодальные, полукапиталистические собственники были заинтересованы в скорейшем уничтожении крупного феодального, княжеского землевладения, в уничтожении токугавских «регламентации», стеснявших свободу их предпринимательской деятельности. Несомненно, что этот слой новых землевладельцев был в то же время глубоко враждебен крестьянским массам. . Важнейшим явлением, обозначившим существенные перемены в экономике сёгуната, было возникновение городской мануфактуры. Первые мануфактуры начали возникать в конце XVIII в., сначала в соеваренной и винокуренной промышленности. Следующим шагом в развитии промышленного производства явилось создание на грани ХУШ-Х1Х вв. в Киото 

1 2) Младотурецкая  революция 1908-1909 гг. (? 

2. 1)Китай под маньчжурским  владычеством в ХУП-ХУШ вв. 

После захвата Пекина 6 июня 1644 г. и объявления города новой  столицей государства Цин вместо Мукдена, 30 октября Шуньчжи повторно был провозглашен императором государства  Цин. Во время захвата Пекина некоторые  из уцелевших членов цинской императорской  семьи приветствовали маньчжур, В  течение 1648-1652 гг. на уже покоренных маньчжура- ми территориях вспыхнуло  несколько восстаний. Порой восставшим удавалось отвоевывать у маньчжур до- статочно крупные города. Понимая, что без поддержки китайской  элиты ситуацию под контролем не удержать, маньчжуры пошли им на неко- торые уступки, привлекли на свою сторону монгольские кон- ные отряды, перевооружили с помощью европейцев свои вой- ска и продолжили покорение Китая. Захватив долину р. Янцзы, маньчжуры двинулись на захват Южного Китая. В конце 1673 г., недовольный Цинами У Саньгуй, ставший при них князем, поднял восстание на подконтрольных зем- лях, отказавшись подчиняться центральным властям в Пе- кине и заявив о восстановлении там минских традиций. Он призвал китайцев подняться на борьбу с маньчжурами под его руководством. Тогда он принимает решение создать собственное государство на территории Юго- Западного Китая. В этом начинании его поддержали еще два княжества, поэтому начавшаяся война в историографии еще называется «войной трех князей-данников». На первых порах им сопутствовал успех и под контролем нового образования оказа- лось 6 из 15 китайских провинций. В марте 1678г. У Саньгуй был провозглашен императором под именем Чжоу Ди, но вско- ре скончался. Ему наследовал внук — У Шифань, оказавшийся менее удачливым в противостоянии с маньчжурами, чем его дед. В 1681 г. Цины сумели ликвидировать империю Чжоу. Таким образом, единственной китайской территорией, нахо- дившейся вне их контроля, оставалось государство Чжэнов на Тайване, которое было захвачено лишь в 1683 г. Маньчжурия — превратилась из сравнительно небольшого по территории и численности населения государства в самую привилегированную часть китайской империи, а его правителя — в первого императора-маньчжура на китайском престоле. С этого момента и вплоть до 1911 г. в Китае установилась власть иноземной маньчжурской династии Цин. Основная часть земельного фонда находилась в условном частном владении, за пользование которым владельцы выплачивали налоги. Для удобства их сбора в стране вводился жесткий контроль над населением. Государство осуществляло монополию на добычу соли, вводило дополнительные налоги на чай, крепкие спиртные напитки, на имущественные сделки и т.д. Большую часть собранного урожая крестьянин был вынужден отдавать собственнику земли и выполнять для него различные личные поручения. Некоторые историки считают, что в результате некоторой стабилизации в Китае начинает зарождаться капиталистичесий уклад, хотя все эти положительные изменения носили остаточно поверхностный и противоречивый характер.     

3. 1) Государственная  организация Цинской империи.  Феномен шэньши. 

Князья императорского дома делились на прямых потомков основателя династии, носивших в качестве знака  отличия желтый пояс и потомков боковых  ветвей, имевших пояс красного цвета. Другие родственники императора, в  зависимости от степени родства, делились на 12 категорий, а чиновники, не являвшиеся родственниками императора — на 9. Вторым по важности социальным слоем в Цинском Китае являлись китайские аристократы, однако даже самые влиятельные из них не могли  сравняться по юридическому статусу  с маньчжурской знатью. Монопольное  право занятия дол- жностей чиновников имели ученые шэньши (шэнь цзинъ). Они  не подчинялись юрисдикции местных  начальников, имели право откупа от телесных наказаний за совершенные  право- нарушения, частично освобождались  от уплаты налогов. Их статус не являлся  наследственным. Шэньши мог стать  лю- бой, кроме представителя сословия «низких». Привилегии шэньши распространялись на всех их родственников не толь- ко по прямой, но и по боковым линиям. Помимо получения должности в  государственном аппарате путем  сдачи специальных экзаменов, ее можно было попросту купить. Маньчжуры  посчитали возможным сохранить  эту систему, получившую название кунцьзюй, как положи- тельно зарекомендовавшую  себя на протяжении длительного периода  китайской истории, хотя на самом  деле ее практическая значимость в  выявлении талантливых администраторов  была ничтожна. Сословие «простолюдинов» (лян минь) объединяло основ- ную массу жителей Китая. Оно состояло из земледельцев, ре- месленников и торговцев. К земледельцам относились все не принадлежавшие к знати землевладельцы. Внизу социальной лестницы находились «низшие», зани- мавшиеся «непрестижными» профессиями — актеры, стран- ствующие музыканты, монахи, слуги и рабы. В имуществен- ном отношении сюда входили люди с самым разным уровнем доходов — от богачей до неимущих бедняков. Представители других этнических групп, проживавших на территории Китая в то время, фактически не имели никаких прав и были обязаны выполнять те повинности, которые на них налагали представители господствующих слоев. Наиболее угнетаемыми являлись рабы, среди которых было много женщин. Они, в свою очередь, делились на госу- дарственных и частных. Рабство являлось вечным, лишь иногда, по Указу императора, они могли освобождаться. Дети рабов и рабынь также наследовали их статус. Каждая низшая социальная группа также имела свои вне- шние отличия, как в одежде, так и в манере поведения. 

9. 1) .Движение тайпинов. Их социально-экономическая и  политическая программа.Причины  гибели тайпинского государства 

Тайпинское движение. 

Предпосылки зарождения движения тайпинов Поражение Китая  в первой опиумной войне вызвало  волну недовольства среди широких  слоев китайского населения. Оно  выражалось как в прямых действиях  и выступлениях против иностранцев, так и против маньчжурских властей. Тяжелое положение крестьянства постепенно приводило к складыванию  предпосылок новой войны против правящего режима. В 40-е гг. XIX в. по всему Китаю вспыхнуло более 100 крестьянских восстаний. Широкую известность  получило начавшееся в то время на Юге страны патриотическое антизападное движение, объединившее представителей самых разных со- 

словий китайского общества, протестовавших против открытия для англичан порта Гуанчжоу. 

В 1844 г. в провинции  Гуандун сельским учителем, принявшим  христианство, Хун Сюцюанем было создано  «Общество небесного отца»» («Бай Шанди хуэй»), в основе идеологии  которого лежала идея всеобщего братства и равенства людей, выраженная в  форме создания на территории Китая  Небесного государства великого благоденствия (Тайпин Тяньго). К Хун  Сюцюаню примкнули другие крестьянские лидерыЗатем о своем желании  вступить в организацию заявили  и некоторые недовольные политикой  Цинов представители более состоятельных  слоев общества. К июню 1850 г. тайпины (так стали называть участников движения) уже представляли достаточно организованную силу, готовившуюся к выступлению  против господства Цинов и установлению в Китае «общества справедливости». Начальный этап тайпинского движения (1850-1856) С конца 1850 г. начинаются первые выступления тайпинов против властей  в провинции Гуанси, а уже в  январе следующего года в деревне Цзинтянь было провозглашено создание государства Тайпин Тяньго, лидеры которого объявили о походе 

на Север с целью  захвата столицы цинского Китая  — Пекина. После захвата г. Юньань (на севере провинции Гуанси) Хун  Сюцюаня провозглашают Тянь ваном (небесным князем). Его ближайшие  сподвижники были удостоены титулов  ванов. Хун Сюцюань, в духе китайских  традиций, номинально стал считаться  повелителем не только Китая, но и  всех других государств и народов, а  его ваны — руководителями отдельных  частей света — Севера, Юга, Востока  и Запада. Европейцев тайпины считали  братьями по христианской вере, охотно шли 

с ними на дружественные  контакты. И на первых порах иностранцы относились к тайпинам достаточно позитивно, надеясь разыграть эту карту  в своих отношениях с Цинами. Вскоре цинские войска осадили Юнъань и  вплоть до апреля 1852 г. продолжалась его  оборона. Но затем тайпины вынуждены  были оставить этот город и начать партизанские действия. Повстанцам удалось  выйти в конце 1852г. к р.Янцзы  и в январе 1853г. захватить г. Учан, затем г. Айцин и к началу весны  того же года овладеть крупнейшим центром  на р. Янцзы — г. Нанкин. Этот город  был провозглашен тайпинской Небесной столицей. Армия повстанцев в этот период численно росла и пользовалась большой поддержкой местного населения. Затем тайпины продолжили свой поход  на север. К этому времени стала  проявляться одна из значительных военных  ошибок тайпинов. Они практически  не закрепляли за собой завоеванные  ранее территории. Помимо тайпинов, в это время в различных  районах Китая действовали и  другие антиманьчжурские организации. Одна из них — общество «Малых мечей», сумела в сентябре 1853 г. поднять восстание  в Шанхае, захватить город и  продержаться в нем до февраля 1855 г., пока повстанцев на выбили оттуда цинские  войска при поддержке французов, находившихся в городе. К 1856 г. наблюдался кризис движения тайпинов, выразившийся, прежде всего, в разногласиях между  его лидерами. Главным документом, на основе которого тайпинские вожди  пытались проводить преобразования на контролируемых территориях, стало  «Земельное уложение Небесной династии». В нем предусматривалось, в духе утопических идей китайского «крестьянского коммунизма», уравнительное перераспределение  земельных владений. Тайпины хотели отменить товарно-денежные отношения  и уравнять потребности людей. Трудовая повинность объявлялась обязательной для всех жителей. Они нетерпимо  относились к традиционным китайским  религиям. Были определены принципы нового государственного устройства. Основной административной и одновременно военной  единицей на местном уровне становилась  община-взвод,в которой состояло 25 семей. Высшей организационной структурой являлась армия, в которую входило 13156 семей. Каждая семья была обязана  выделить одного человека в армию. Несмотря на ярко выраженный военизированный  характер этой системы, в ней имелись  демократические начала, например, все командиры взводов и выше избирались на основе народного волеизъявления. Женщины были уравнены в правах с  мужчинами, в том числе и на военной службе. Многие из провозглашенных  тайпинами в своих программных  документах преобразований так и  остались декларативными в силу саботажа на местах или из-за весьма непродолжительного контроля над теми или иными отвоеванными у Цинов территориями. Так, например, на их территориях во многих местах сохранялась помещичья собственность, помещики и шэныпи находились даже в местных органах власти, осуществляя  там лишь те меры, которые были им на тот момент выгодны. В период второй «опиумной войны» и после ее окончания  продолжался кризис в лагере тайпинов. Все более увеличивался разрыв в интересах верхушки движения, превратившейся в новый господствующий класс на подвластных территориях, и его рядовыми участниками. 

2) Османская империя  накануне и в период первой  мировой войны.

10. 1) Англо-французское  соперничество в Юго-Восточной  Азии во 2й половине XVIII - начале XIX в. 2) Новые османы и конституционное  движение в Османской империи. 

11. 1) Европейские  Ост-Индские компании и отличительные  черты их деятельности. 

2) Империалистический  раздел Африки. 

  

4. 2) Особенности становления  капиталистических отношений в  Индии во второй половине 19 века. 

Развитию капитического  уклада в экономике Индии способствовали представители английской буржуазии  С середины Х1Х, Индия становится сферой приложения анг- лийского капитала. Первым крупным объектом английских капиталовложенй Индии были железные дороги. Освоение Индии как истока сырья и рынка сбыта потребовало  современных сред ств.связи и  сообщения. В 1860—1890-е годы протяженность  железнодорожных линии возросла с 1300 до 25 600 км. англичан в Индии. Железнодорожное  строительство было подчинено целям  эксплуатации английским капиталом. Это  особенно ярко проявилось в установлении тарифов на грузовые перевозки. независимо от фактических расходов. Расточительство  английских подрядчиков оплачивалось кровью за счет индийских налогоплательщиков. 

Вторым важнейшим  объектом английских капиталовложений было ирригационное строительство. Ирригационные сооружения строились  в тех районах, где выращивались экспортные культуры (например, в Синде  и Панджабе, где была со:, Важнейшей  сферой приложения частного капитала с середины XIX в. становится плантационное  хозяйство. Английское колониальное государство  в Индии поддерживало развитие плантаций  чая, кофе, каучука, продавая пригодные  для возделывания этих культур земли  в полную собственность или сдавая их в аренду плантаторам на льготных условиях. Британские капиталы стали  также вкладываться в строительство  предприятий фабрично-заводской  и горнодобывающей промышленности. В Калькутте действовал принадлежащий  англичанам небольшой металлургический завод; уголь, сжигавшийся в топках паровозов, стал добываться в самой  Индии. Эксплуатация открытых железнодорожных  линий потребовала создания ремонтных мастерских и небольших чугунолитейных и механических предприятий. Английские колониальные власти ис- пользовали все методы эксплуатации региона — налоги, ввоз промышленных товаров, вывоз сырья, экспорт капитала. По- явление в стране крупных капиталистических предприятий (фабрики, железные дороги, плантации и пр.) стимулировало развитие национального капитализма. Расширение сферы дея-тельности торговцев и ростовщиков способствовало накоплениюденежных капиталов в стране. Крупные денежные накопления были сделаны индийским купечеством в посреднической (компрадорской) торговле. В этот же период начал складываться и рынок рабочей силы. Разорявшиеся ремесленники и паупеоизировавшиеся крестьяне стали источником пополнения первых отрядов рабочего класса (на плантациях, строительстве, первых фабричных и мануфактурных предприятиях). Таким образом, во второй половине XIX в. в Индии имели место два главных условия для развития капиталистическо го уклада: появились «свободные» от средств производства работники и было произведено первоначальное накопление капитала(индийскими купцами-компрадорами).Развитие капитализма в Индии шло двумя параллельными путями. На базе ремесленного производства стала развиваться капиталистическая мануфактура. Наряду с ручным производством в середине XIX в. возникли первые фабрично-заводские предприятия. Важнейшим центром индийской фабрично-заводской промышленности стал Бомбей. У бомбейских купцов-компрадоров (главным об- К концу XIX в. в крупном производстве (фабрично-завод- ские предприятия и плантации) 2/3 всего акционерного ка- питала принадлежало англичанам и только 1/3 — индийцам, что свидетельствует о господстве англичан в крупнокапита- листическом предпринимательстве в Индии. Развитие капитализма в стране положило начало формированию наемного труда. Неравномерное развитие крупной промышленности определило концентрацию основной ее части в наиболее развитых провинциях страны: Бомбее и Бенгалии. Сверхэксплуатация индийских рабочих была основой конкурентноспособности индийских фабрикантов в их борьбе за рынок с английскими промышленниками. Значительно выше, чем в Англии, была также оплата инженерно-технического персонала. Источником для покрытияэтих дополнительных затрат была сверхэксплуатация индий-ских рабочих, которые, таким образом, подвергались двойному гнету — со стороны своей и иностранной буржуазии. Английская буржуазия, используя свое политическое господство в Индии, всемерно тормозила самостоятельное экономическое развитие страны. В 1879 г. фабриканты Ланкашира добились отмены пошлин на импортные хлопчатобумажные ткани в Индии, что ставило в неравное положение молодую индийскую и самую мощную в мире английскую текстильную промышленность. В 1882 г. отменены пошлины и на другие товары. В 1894 г. по фискальным соображениям пошлина на ввозимые ткани была восстановлена, но одновременно введен акцизный сбор на индийские фабричные ткани. Серьезным тормозом было также отсутствие организованного капиталистического кредита. Английские банки в Индии кредитовали лишь колониальный аппарат, английские торговые и промышленные предприятия и занималисьглавным образом внешнеторговыми операциями. В этих ус- ловиях индийские фабриканты попадали в зависимость от так называемых управляющих агентств — дочерних компаний крупных английских монополий. Господство в сельском хозяйстве феодальных пережитков, преобладание в деревне и мелком промышленном производ- стве торгово-ростовщического капитала весьма ограничива- ли возможности капиталистического развития страны. Молодая индийская, буржуазия с самого начала своего фор- мирования как класса столкнулась с экономическим и поли- тическим гнетом англичан. Однако в наибольшей степени этот Усиление колониальной эксплуатации, сопровождавшееся утяжелением феодального и ростовщического гнета, развитие капитализма в стране, вызванное формированием буржуазно- го общества, привели к обострению социальных противоречий внутри страны, к столкновениям с английсьсими колониальными властями. 

Информация о работе История Азии и Африки