Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:15, курс лекций
При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей. В начале XVII в. некоторые из них, принявшие христианство (оппозиция Токугава рассчитывала на помощь Запада), были казнены вместе с семьями У ряда князей, главным образом юго-западных, земли были конфискованы. Других переселяли на новые земли. Союзникам в знак благодарности увеличивали земельную площадь. Таким образом, Токугава удалось сконцентрировать свои владения в центре о. Хонсю. Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом риса. Лишь небольшая группа наиболее богатых феодалов пользовалась некоторой самостоятельностью, обладала значительным количеством вассалов-самураев и иногда даже чеканила свою монету, в виду то, что всякие сделки на землю были категорически запрещены. Поэтому переход земли к купцам и ростовщикам осуществлялся при помощи различных уловок, типа долгосрочной аренды, дарения, потомственного откупа .
Конспекты по истории
Азии и Африки Нового времени
(2-ой вариант)
1) Социально-экономическая
жизнь Японии в ХУП-ХУШ вв
При первых сегунах
из рода Токугава Япония стала превращаться
в единое государство, хотя полного
объединения страны так и не было
достигнуто. Стабилизация политического
положения шла путем подавления
оппозиции князей. В начале XVII в.
некоторые из них, принявшие христианство
(оппозиция Токугава рассчитывала на
помощь Запада), были казнены вместе
с семьями У ряда князей, главным
образом юго-западных, земли были
конфискованы. Других переселяли на новые
земли. Союзникам в знак благодарности
увеличивали земельную площадь.
Таким образом, Токугава удалось
сконцентрировать свои владения в центре
о. Хонсю. Владетельные князья различались
по степени своего богатства, которое
исчислялось годовым доходом
риса. Лишь небольшая группа наиболее
богатых феодалов пользовалась некоторой
самостоятельностью, обладала значительным
количеством вассалов-самураев и
иногда даже чеканила свою монету, в
виду то, что всякие сделки на землю
были категорически запрещены. Поэтому
переход земли к купцам и ростовщикам
осуществлялся при помощи различных
уловок, типа долгосрочной аренды, дарения,
потомственного откупа .
Торгово-ростовщический
капитал широко проникая в экономику
Японии, подрывал основы феодального
хозяйства, но в то же время не создавал
нового способа производства, усугубляя
разорение японской деревни. Средоточием
торговли и ремесла являлись города.
Крупнейшими городами были Эдо —
столица Японии (нынешний г. Токио),
Осака— главный торговый центр страны,
Киото — местопребывание
Внутренняя политика
Токугава. «Закрытие Японии» Основой
токугавского режима, установленного
первым сегуном Иэясу Токугава и
получившего свое полное развитие при
третьем сегуне Токугава Иемицу (в
сер. XVII в.), было: насильственное сохранение
существующего порядка, заключавшегося
в угнетенном положении крестьянства,
подчиненной роли городского населения
и в неограниченном господстве дворянства.
По правительственным переписям
в 1726г. население Японии исчислялось
в 29 млн. человек, в 1750 — 27 млн., в 1804 —26
млн. и в 1846 (т.е. за 22 года до падения
токугавского режима) — 27 млн. А если
принять во внимание некоторый рост
городского населения, то налицо бесспорное
сокращение сельского населения. Причина
уменьшения населения крылась в
огромной смертности от голода и эпидемий.
В 1730-1740 годы население в результате
голода сократилось на 800 тысяч человек,
а в 1780-е годы — на 1 млн., причем
от голода не умер ни один самурай. В
этих жесточайших условиях крестьяне
широко практиковали детоубийство. Конец
80 годов XVIII в. был отмечен грозной
для феодального режима волной крестьянских
восстаний и выступ лений городской
бедноты, занесенных в официальные
хроники под названием «голодных бунтов».
Никогда в истории феодальной Японии не
было такого количества крестьянских
восстаний, как в эпоху Токугава — 1163 только
зарегистрированных. Самой распространенной
формой крестьянских выступлений было
коллективное требование отмены наиболее
несправедливых поборов и повинностей.
Феодальная раздробленность Японии препятствовала
слиянию отдельных крестьянских восстаний
в широкую народную войну против самого
строя в целом. Но с другой стороны, именно
разобщенность княжеств зачастую помогала
крестьянам в их выступлениях против того
или иного феодала, вынуждая его пойти
на временные уступки. Был объявлен поход
против роскоши и расточительства среди
дворянства и торговой буржуазии. Характерно,
что эти буржуазные элементы немедленно
объединились в общих нападках на сёгунат
с теми дворянскими кругами, по карману
которых ударило сокращение доходов императорского
двора. Итак, торговая буржуазия с течением
времени все чаще и более резко выражала
свое раздражение и недовольство экономической
политикой сёгуната, грубым вмешательством
чиновников в сферу их торговых интересов
и, наконец, своим политическим бесправием.
Японский феодализм и олицетворявший
его токугавскийрежим все больше вступали
в непримиримое противоречие с новыми
формирующимися реалиями. Социально-экономические
процессы, происходившие в Японии, свидетельствовали
о крушении всей феодальной экономики,
о размывании социальных устоев режима
и неуклонном развитии товарно-денежных
отношений. Процесс внутреннего расслоения
убыстрялся по мере развития товарно-денежных
Потребность в деньгах увеличивала зависимость
крестьян от торгово-ростовщического
капитала. Это были «гоно» — богатые крестьяне
и «госи» — землевладельцы из рядовых
самураев, сохранивших в своих руках землю.
Однако, основными скупщиками земли были
купцы иростовщики. Таким образом, под
оболочкой внешне «незыблемых» феодальных
отношений в токутавской деревне возникал
новый класс фактических земельных собственников,
в основном торгово-ростовщического происхождения.
Эти полуфеодальные, полукапиталистические
собственники были заинтересованы в скорейшем
уничтожении крупного феодального, княжеского
землевладения, в уничтожении токугавских
«регламентации», стеснявших свободу
их предпринимательской деятельности.
Несомненно, что этот слой новых землевладельцев
был в то же время глубоко враждебен крестьянским
массам. . Важнейшим явлением, обозначившим
существенные перемены в экономике сёгуната,
было возникновение городской мануфактуры.
Первые мануфактуры начали возникать
в конце XVIII в., сначала в соеваренной и
винокуренной промышленности. Следующим
шагом в развитии промышленного производства
явилось создание на грани ХУШ-Х1Х вв. в
Киото
1 2) Младотурецкая
революция 1908-1909 гг. (?
2. 1)Китай под маньчжурским
владычеством в ХУП-ХУШ вв.
После захвата Пекина
6 июня 1644 г. и объявления города новой
столицей государства Цин вместо
Мукдена, 30 октября Шуньчжи повторно
был провозглашен императором государства
Цин. Во время захвата Пекина некоторые
из уцелевших членов цинской императорской
семьи приветствовали маньчжур, В
течение 1648-1652 гг. на уже покоренных
маньчжура- ми территориях вспыхнуло
несколько восстаний. Порой восставшим
удавалось отвоевывать у
3. 1) Государственная
организация Цинской империи.
Феномен шэньши.
Князья императорского
дома делились на прямых потомков основателя
династии, носивших в качестве знака
отличия желтый пояс и потомков боковых
ветвей, имевших пояс красного цвета.
Другие родственники императора, в
зависимости от степени родства,
делились на 12 категорий, а чиновники,
не являвшиеся родственниками императора
— на 9. Вторым по важности социальным
слоем в Цинском Китае являлись
китайские аристократы, однако даже
самые влиятельные из них не могли
сравняться по юридическому статусу
с маньчжурской знатью. Монопольное
право занятия дол- жностей чиновников
имели ученые шэньши (шэнь цзинъ). Они
не подчинялись юрисдикции местных
начальников, имели право откупа
от телесных наказаний за совершенные
право- нарушения, частично освобождались
от уплаты налогов. Их статус не являлся
наследственным. Шэньши мог стать
лю- бой, кроме представителя сословия
«низких». Привилегии шэньши распространялись
на всех их родственников не толь- ко
по прямой, но и по боковым линиям.
Помимо получения должности в
государственном аппарате путем
сдачи специальных экзаменов, ее
можно было попросту купить. Маньчжуры
посчитали возможным сохранить
эту систему, получившую название кунцьзюй,
как положи- тельно зарекомендовавшую
себя на протяжении длительного периода
китайской истории, хотя на самом
деле ее практическая значимость в
выявлении талантливых
9. 1) .Движение тайпинов.
Их социально-экономическая и
политическая программа.
Тайпинское движение.
Предпосылки зарождения
движения тайпинов Поражение Китая
в первой опиумной войне вызвало
волну недовольства среди широких
слоев китайского населения. Оно
выражалось как в прямых действиях
и выступлениях против иностранцев,
так и против маньчжурских властей.
Тяжелое положение крестьянства
постепенно приводило к складыванию
предпосылок новой войны против
правящего режима. В 40-е гг. XIX в. по
всему Китаю вспыхнуло более 100
крестьянских восстаний. Широкую известность
получило начавшееся в то время на
Юге страны патриотическое антизападное
движение, объединившее представителей
самых разных со-
словий китайского
общества, протестовавших против открытия
для англичан порта Гуанчжоу.
В 1844 г. в провинции
Гуандун сельским учителем, принявшим
христианство, Хун Сюцюанем было создано
«Общество небесного отца»» («Бай
Шанди хуэй»), в основе идеологии
которого лежала идея всеобщего братства
и равенства людей, выраженная в
форме создания на территории Китая
Небесного государства великого
благоденствия (Тайпин Тяньго). К Хун
Сюцюаню примкнули другие крестьянские
лидерыЗатем о своем желании
вступить в организацию заявили
и некоторые недовольные
на Север с целью
захвата столицы цинского Китая
— Пекина. После захвата г. Юньань
(на севере провинции Гуанси) Хун
Сюцюаня провозглашают Тянь ваном
(небесным князем). Его ближайшие
сподвижники были удостоены титулов
ванов. Хун Сюцюань, в духе китайских
традиций, номинально стал считаться
повелителем не только Китая, но и
всех других государств и народов, а
его ваны — руководителями отдельных
частей света — Севера, Юга, Востока
и Запада. Европейцев тайпины считали
братьями по христианской вере, охотно
шли
с ними на дружественные
контакты. И на первых порах иностранцы
относились к тайпинам достаточно позитивно,
надеясь разыграть эту карту
в своих отношениях с Цинами. Вскоре
цинские войска осадили Юнъань и
вплоть до апреля 1852 г. продолжалась его
оборона. Но затем тайпины вынуждены
были оставить этот город и начать
партизанские действия. Повстанцам удалось
выйти в конце 1852г. к р.Янцзы
и в январе 1853г. захватить г. Учан,
затем г. Айцин и к началу весны
того же года овладеть крупнейшим центром
на р. Янцзы — г. Нанкин. Этот город
был провозглашен тайпинской Небесной
столицей. Армия повстанцев в этот
период численно росла и пользовалась
большой поддержкой местного населения.
Затем тайпины продолжили свой поход
на север. К этому времени стала
проявляться одна из значительных военных
ошибок тайпинов. Они практически
не закрепляли за собой завоеванные
ранее территории. Помимо тайпинов,
в это время в различных
районах Китая действовали и
другие антиманьчжурские организации.
Одна из них — общество «Малых мечей»,
сумела в сентябре 1853 г. поднять восстание
в Шанхае, захватить город и
продержаться в нем до февраля 1855
г., пока повстанцев на выбили оттуда цинские
войска при поддержке французов,
находившихся в городе. К 1856 г. наблюдался
кризис движения тайпинов, выразившийся,
прежде всего, в разногласиях между
его лидерами. Главным документом,
на основе которого тайпинские вожди
пытались проводить преобразования
на контролируемых территориях, стало
«Земельное уложение Небесной династии».
В нем предусматривалось, в духе
утопических идей китайского «крестьянского
коммунизма», уравнительное
2) Османская империя накануне и в период первой мировой войны.
10. 1) Англо-французское
соперничество в Юго-Восточной
Азии во 2й половине XVIII - начале XIX
в. 2) Новые османы и
11. 1) Европейские
Ост-Индские компании и
2) Империалистический
раздел Африки.
4. 2) Особенности становления
капиталистических отношений в
Индии во второй половине 19 века.
Развитию капитического
уклада в экономике Индии
Вторым важнейшим
объектом английских капиталовложений
было ирригационное строительство.
Ирригационные сооружения строились
в тех районах, где выращивались
экспортные культуры (например, в Синде
и Панджабе, где была со:, Важнейшей
сферой приложения частного капитала
с середины XIX в. становится плантационное
хозяйство. Английское колониальное государство
в Индии поддерживало развитие плантаций
чая, кофе, каучука, продавая пригодные
для возделывания этих культур земли
в полную собственность или сдавая
их в аренду плантаторам на льготных
условиях. Британские капиталы стали
также вкладываться в строительство
предприятий фабрично-