История Азии и Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:15, курс лекций

Описание

При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей. В начале XVII в. некоторые из них, принявшие христианство (оппозиция Токугава рассчитывала на помощь Запада), были казнены вместе с семьями У ряда князей, главным образом юго-западных, земли были конфискованы. Других переселяли на новые земли. Союзникам в знак благодарности увеличивали земельную площадь. Таким образом, Токугава удалось сконцентрировать свои владения в центре о. Хонсю. Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом риса. Лишь небольшая группа наиболее богатых феодалов пользовалась некоторой самостоятельностью, обладала значительным количеством вассалов-самураев и иногда даже чеканила свою монету, в виду то, что всякие сделки на землю были категорически запрещены. Поэтому переход земли к купцам и ростовщикам осуществлялся при помощи различных уловок, типа долгосрочной аренды, дарения, потомственного откупа .

Работа состоит из  1 файл

Конспекты по истории Азии и Африки Нового времени.docx

— 61.95 Кб (Скачать документ)

Россия в 1858 г. заключила  с Китаем два договора — Ай-\гунский, по которому к ней отходили левобережье  Амура от р. Аргуни до устья. Уссурийский  край оставался в общей собственности  до момента определения между  двумя странами государственных  границ. Второй договор получил название Тяньцзиньский, был подписан в середине июня 1858 г. и по нему Россия имела  право ведения торговли в открытых портах, право консульской юрисдикции и т.д. Англия и Франция не желали довольствоваться достигнутым в  ходе боевых действий 1856-1858 гг. и ждали  только повода к возобновлению наступления  на Китай. В июне 1860 г. объединенные англо-французские войска начали боевые действия на территории Ляодунского  полуострова и Северного Китая. 25 августа ими был захвачен Тяньцзинь. В конце сентября пал Пекин, император  и его окружение были вынуждены  бежать. Оставшийся в столице князь  Гун подписал новый договор с  Англией и Францией, по которому Китай обязывался выплатить восьмимиллионную контрибуцию, открывал для иностранной  торговли Тяньцзинь, к англичанам отходила южная часть Коулунского полуострова  близ Гонконга и др. Через некоторое  время, в ноябре 1860г., с Китаем новый  договор, получивший название Пекинский, подписала Россия. По нему закреплялись права России на Уссурийский край. 

12. 2) Африка к началу  европейского проникновения. 

В Африке южнее Сахары' существовало несколько центров  политического и культурного  развития. К каждому из таких центров  тяготел ряд периферийных обществ. Большого разви- тия достигли страны Западного и Центрального Судана (биля- ди .)<• Судан «земля черных»), а также Эфиопия. В Западном Судане на протяжении IV- -XVII вв. сменяли друг друга в каче- стве гегемона в  политической и культурной жизни  государства Гана, Мали и Сонгай. На пространствах Центрального Судана существовали государства хауса  и фульбе. Канем и Борну. Ареалом  цивилизационных образований было побережье Гвинейского залива. Здесь  находились Конфедерация ашан- ти, государства-«империи»  Ойо и Бенин. В бассейне реки Кон- го • - государства Конго, Лунда, Куба и Луба.В области Великих озер Восточной Африки, или Межозерья, сложились государства Китара, Буньоро  и Буганда. На восточном побережье  континента сформировались суахилии ския и отдельно малагасийская цивилизации, как и на юге Африки цивилизация  Мономотана. Проникновение европейцев в регионы побережья Африки южнее Сахары приходится на вторую четверть XV в. Между 1434 и 1482 гг. португальцы первыми освоили для себя всю прибрежную линию от мыса Бахадор до устья реки Конго. С обнаружением в 1475 г. страны в зоне Гвинейского залива, где в изобилии добывалось золото и велась торговля с север- ными областями Западного Судана, Португалия стала здесь основательно закрепляться. Она построила крупный форт- факторию Сан-Хорхе да Мина (Эль-Мина — «золотой руд- ник»). До этого Португалия уже имела в своем владении несколько укрепленных пунктов-факторий на побережье За- падной Африки, через которые она вела торговлю с населе^ нием прибрежных районов и осуществляла вывоз слоновой кости, камеди, шкур, древесины, перца, золотого песка. В течение целого столетия на прибрежных землях Запад- ной Африки португальцы занимали монопольное положение, право на которое неоднократно подтверждалось Ватиканом. Португалия была не только первооткрывателем береговой линии Тропической и Южной Африки, но стала страной, по- ложившей начало превращению континента в «заповедное поле охоты ни чернокожих». С открытием островов Вест-Ин- дии и Америки здесь стали устанавливать свое господство Ис- пания, Португалия (в унии с Испанией в 1578—1640 гг.), за ними следовали Голландия, Франция, Англия. На континен- те были открыты золотые, серебряные рудники и алмазные копи. Начало создаваться плантационное хозяйство. По- началу в их эксплуатации использовалась рабочая сила коренного населения. Но вскоре индейцы Америки и Вест- Индии либо были перебиты, либо заживо погребены в рудни- ках. На Гаити, например, в 1508 г. насчитывалось около 60 тыс. чел. местного населения, а в 1548 г. осталось только 500 человек. В Перу в 1575 г. было 1,5 млн чел., а в 1793 г. — всего 600. На Кубе к 1548 г. индейское население исчезло пол- ностью. Возникла острая потребность в привозной рабочей силе, основную массу которой составили африканские не- вольники. Европейская работорговля осуществлялась с середины XV в. и до 70-х годов XIX в. В ходе ее развития сложилась система так называемой «треугольной» торговли. Суть ее заключалась в том, что товары из Европы, направляемые в Африку: огне- стрельное и холодное оружие, спиртные напитки, ткани, ме- таллоизделия, посуда и т. п. обменивались на рабов. 13. 1) Реформы Мохаммеда Али в Египте и его внешняя политика. '; ^, 2}. Борьба империалистических держав за раздел Китая на рубеже XIX - XX вв. 14. 1) Земельно-налоговые реформы Ост-Индской компании в Индии в конце XVIII - 1- й половине XIX в. I \2)'Революция Мэйдзи. Исторический смысл, ход событий, её значение. 15. 1) Иран в 1й половине XIX в. Бабидские восстания. I (^ 1^2.) Сунь Ятсен и его роль в истории Китая конца XIX - начала XX в. ,     16. 1) Превращение Индонезии в голландскую колонию в ХУП-ХУШ вв. I» Население островов Индонезийского архипелага насчитывало в XVI в. около трех миллионов человек. Народы, населявшие архипелаг, находились на различных стадиях развития: некоторые даже с элементами матриархата. В других же районах уже существовали государственные образования, особенно на островах Ява и Суматра. Там было установлено прямое португальское колониальное правление, и Португалия превратилась, таким образом, в сильного конкурента для индонезийских княжеств, а также англичан и испанцев, имевших в этом районе собственные интересы. Португальцы вывозили оттуда пряности. Английская Ост-Индская компания ограничилась созданием факторий на Молукках, Сулавеси, Яве, Суматре и Сиаме.В 1619г. голландский флот одержал ряд побед над английским флотом в Сиамском и Зондском проливах, а в 20-е гг. вытеснил их и с Молукк. После этого англичане сосредоточили свое главное внимание на Индии. В начале XVII в. голландцы предложили местным правителям продавать им пряности по более высоким ценам, чем португальцам или испанцам. Затем они, наоборот, стремились сделать эти цены максимально низкими. Связи между островами могли поддерживаться лишь голландскими судами или судами, имевшими специальное разрешение от них. На Мо- лукки могли приезжать лишь голландцы. В середине XVII в. наиболее крупным и влиятельным на Яве являлся султанат Матарам, занимавший ее центральную и восточную части. Во главе этого государства находился сусухунан («тот, которому все подчиняются»), стремившийся распространить собственное влияние и на западную часть острова, где в то время располагался султанат Бантам. Его расцвет был в первую очередь связан с проходившими через него важными торговыми путями. В середине XVII в. на севере острова Суматра располагалось княжество Аче, на востоке — Тидор и Тернате, попавшие в зависимость от европейских колонизаторов. На Целебесе было расположено княжество Гова. Противоречия между этими государственными образованиями тонко использовались голландцами в собственных интересах. В 1667 г. голландцам удалось подчинить своей власти Гову, султан которой Хасан уд-Дин выплатил им большую контрибуцию. В 1652 г. голландская Ост-Индская компания подписала договор с княжеством Матарам, по которому его правитель признавал право голландцев на земельные владения на Яве. Власть голландского колониального у правления Индонезией, просуществовавшая вплоть до окончания деятельности ее Ост-Индской компании.Установив свою монополию на приобретение местных товаров и их последующую перепродажу на рынках других государств, голландские купцы получали возможность извлечения значительных прибылей. Они строго следили за вывозом

6. 1) Левантийская  торговля и ее роль в развитии  внешнеэкономических связей Восточного  средиземноморья с Европой в  16-17 вв. 

В период османского господства Левант (Восточное Зредиземноморье, втом числе и Сирия) становятся объектом растущего экономического проникновения  европейских купцов. С конца 16 в. по мере ослабления позиций Венеции  и Генуи в торговле с Османской  империей на первые позиции выходят  французские купцы. За ними следуют  англичане и голландцы. Система  так называемых капитуляционных  соглашений (от латинского слова «капитул»  —статья, параграф) давала подданным  ряда европейских стран особые привилегии во владениях османских султанов. Первое такое соглашение было заключено  в 1569 г., когда султан даровал французским  купцам право свободной торговли на территории Османской империи. Французские  купцы и вообще любые французские  подданные пользовались во владениях  султана правами экстерриториальности. Они не могли быть арестованы местными властями, а их имущество не подлежало  конфискации. Позднее аналогичные  права получили англичане (они действовали  под эгидой британской Левантийской торговой компании), голландцы и  представители ряда других европейских  государств. Нахо-дясь на территории Османской  империи, подданные европейских  государств, получивших соответствующие  привилегии по воле султана, находились под юрисдикцией особых торгово-дипломатических  представителей — консулов. В османской  Сирии главным центром левантийской торговли становится Халеб (Алеппо). Этот город издавна был важнейшим  перекрестком путей караванной и  морской торговли. В XVI—XVIII вв. европейские  купцы, обосновавшиеся в Халебе, преимущественно  закупали местные и привозные  восточные товары (шерсть, хлопок, кожи, пряности, благовония, кофе,ювелирные  изделия и т. д.), вывозя их через  близлежащие морские порты. На службе у европейских консулов числились  многие местные купцы (в основном христиане и иудеи). Они получали от консула соответствующую грамоту (берат) и пользовались такими же привилегиями, как и сами европейцы. Наряду с  французскими купцами в XVII в. в Сирии  активизировали свою деятельность и  католические французские миссионеры, преимущественно иезуиты. Они вели успешную религиозную пропаганду и  интриги среди духовенства местных  восточных церквей (православной, сиро-яковитской и других). В результате в XVII в. часть  местного духовенства вышла из подчинения своих патриархов и заявила о  принятии католических догматов. В  результате в Сирии возник ряд  новых униатских церквей (греко-католическая, сиро-католическая и др.). Духовенство  этих церквей находилось под протекцией французских консулов. Фактический религиозный раскол среди восточных церквей и рост числа униатов стали результатом деятельности католических миссионеров, действовавших при поддержке Франции и папского престола.

2) Роль индийского  Национального конгресса в национально-демократическом  движении в Индии в конце  XIX - начале XX в. 

Образованию антиколониальных политических организаций в Индии  предшествовала, своеобразная «революция идей». Очагами распространения  новых веяний становились религиозно-реформаторские центры в наиболее развитых провин-циях Индостана. Наибольшую известность  в качестве распространителей идей национального обновления в Индии  и за рубежом получают Рамакришна Парамахаса и его ученик Свами  Вивекананда. Важнейшим положением моральной проповеди Парамахаса был не уход от мира, а моральное  обновление через разумное самоограничение  жизненных потребностей, участие  в общественной жизни. В своих  «беседах» он осуждал власть англичан над Индией, критиковал деятельность слуг чужеземцев индийцев, пособников англичан, тех, кто подражал колонизаторам  и предавал национальные традиции. По оценке Махатмы Ганди, Вивекананда  был одним из основателей современного национального движения в Индии. Развитие буржуазно-демократического, политического движения современного типа в Индии во многом было обусловлено  социальной политикой британского  колониального правительства в  этой стране на протяжении XIX в. С середины XIX в. формируется англизированное  сословие интеллигенции и чиновничества. Однако британская корона не получила в полной мере того, что хотела. В  новой социальной среде под влиянием британского либерализма и прагматизма, идейного заимствования других западных систем политической философии начинает развиваться идеология и политическая организация индийского национально-освободительного движения, В 70—80-е годы XIX в. в Индии  начинается движение по возрождению  древних индийских этических  и духовных ценностей на основе синтеза  культур Востока и Запада. В 80-е  годы XIX в. социально-политическая обстановка в Индии и вокруг нее в британских правящих кругах поставила вопрос о  создании политической организации  индийских патриотов. Либеральный  вице-король Индии лорд Рипон (1880—1884) поддержал б этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных  рамках. По доброму согласию индийской  и британской сторон в декабре 1885 г. в Бомбее состоялся учредительный  съезд Индийского национального  конгресса (ИНК), первой в истории  древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации. В постановлениях форума индийских  патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому  правительству и парламенту; ликвидация действующего Совета по делам Индии  в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые  нововведения в провинциальных советах.. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с  запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Основатели Конгресса  были отнюдь не против сохранения колониального  господства. Они преклонялись перед  идеологами британского либерализма. Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы  парламентской деятельности, личные связи. В 1892 г, британская палата общин  утвердила новый избирательный  закон, расищрявший права индийцев на участиеввыборах накуриальной основе. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса. Несмотря на определенные успехи Национального конгресса в конце XIX очевидной недостаточность одного только политического диалога партии с британской политической системой для дальнейшего продвижения по пути конституционных реформ Индии. В такой ситуации в конгрессистских рядах происходит определенное идейно-политическое размежевание. На политической арене Индии появляется группировка радикалов, которых современники называли «крайними». Это были Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, Л. Рай и др. Они не отказывались от парламентских конституционных целей и методов политической деятельности, но считали их недостаточными, предлагая опереться на массовое движение индийского народа. Активизировать и политизировать крестьян и жителей городов радикалы собирались через апелляцию к национальной религиозно-этической традиции индийцев. Это были близкие индусскому большинству древние методы «ненасильственной борьбы^»против власти. Выдвигались лозунги «свараджа (самоуправление), ^свадеши» (собственное производство)\ и бойкот иностранных товаров населением, главным образом английских.Бойкот британских товаров осуществляли только на территории Бенгалии. В дальнейшем идейно-политический конфликт между двумя фракциями достиг фазы острого противостояния, и на годичном съезде ИНК 1907 г'. в Сурате произошел окончательный раскол. Радикалы во главе с Тилаком вышли из партии. Параллельно британские колониальные власти развернули политические репрессии против патриотов. На шестилетний срок тюремного заключения в 1908 г. в Бомбее был осужден Тилак. Одновременно британское колониальное правительство поддерживало политическую консолидацию мусульманской общины Индии, надеясь в будущем использовать в своих политических интересах индусско-мусульманскпе противоречия. В 1906 1907 гг. была образована легальная партия. После событий политической забастовки в Бомбее (1908 г.) сложились благоприятные условия для достижения ИНК целей углубления конституционных реформ системы колониального управления в Индии. Развивались международные противоречия Лондона с его военно-политическими соперниками. В таких условиях возрастала экономическая и военная роль Индии как надежного тыла Британской империи. Под влиянием просьб и петиций конгрессистов колониальное правительство решило продолжить политику реформирования системы управления Индией. Вице-король Индии Минто и министр по делам Индии Морли прекрасно осознавали, что промедление с конституционными уступками растущей индийской политической элите может привести к радикализации позиции ИНК и других политических организаций индийской националистической оппозиции.   

20. 1) «Открытие» Кореи  и её превращение в японскую  колонию. 

Во второй трети XIX в. еще более обострился кризис всех структур корейского общества. Ослабленная  нарастающими внутриполитическими  противоречиями монархия Ли клонилась  к все большему упадку. Между тем  над страной нависла грозная  опасность со стороны капиталистических  держав, стремившихся к «открытию» Кореи и превращению ее в колонию.Нажим  на Корею выразился на первых порах  в активизации деятельности европейских  миссионеров. В 1831 г. папаГригорий XVI объявил  об учреждении Корейского епископства  и о назначении туда епископа. В 1832 г. появившееся у береов Кореи  английское судно пыталось от имени  Британии навязать Корее торговые отношения, но получило отказ. Между тем посланцы Ватикана тайно проникали в Корею и вели здесь свою деятельность. Это были главным образом французские миссионеры. В 1837 г. уже насчитывалось 9 тыс. обращенных в христианство корейцев. В 1839 г. корейские власти обрушили новые репрессии на христиан. Были казнены 150 корейцев и три французских миссионера, скрывавшихся под вымышленными именами. Казнь миссионеров стала предлогом для двукратной посылки (в 1846 г. и 1847 г.) в Корею французских военных кораблей. Под угрозой применения военной силы, в компенсацию за казнь миссионеров, французы добивались открытия корейских портов для французской торговли. Но экспедиция (1847 г.) потерпела неудачу — два корабля сели на мель у берегов Кореи. Насильственной «открытие» Китая и капитуляция маньчжуров перед западными державами произвели огромное впечатление на господствующий класс Кореи. Сеульское правительство встало на путь еще более строгой и еще более полной изоляции страны от внешнего мира. На этой почве возникло новое религиозное учение, носившее корейский национальный оттенок, оппозиционное западному христианству и в то же время в известной мере отражающее антифеодальный протест широких народных масс крестьян и ремесленников. Это учение в 1859 г. стал проповедовать некий Цой Чже У, и оно получило название «тонхак» (восточное учение). В нем сочетались различные догмы конфуцианства, буддизма и даосизма. Это была попытка осуществления религиозной реформации в условиях углубляющегося кризиса корейского феодализма и крушения официальной конфуцианской идеологии. На сторонников этого учения в 1866 г. обрушились репрессии. Цой Чже У был казнен, но тонхак продолжал существовать как одно из сектантских религиозных учений. Внутреннее положение Кореи в середине XIX в. характеризовалось нарастанием народного возмущения. Один из миссионеров указывал в своем донесении, что «маленькая искорка способна зажечь такой пожар, последствия которого даже невозможно учесть». Неурожаи и голод в начале 60-х годов еще более накалили атмосферу. " Далеко зашедший внутренний кризис и внешняя опасность со стороны Запада побудили Тэвонгуна стать на путь укрепления ослабевшей монархии. должностей. В целом мероприятия Тэвонгуна не укрепили государственный строй в Корее, но, наоборот, усилили хозяйственную разруху и увеличили недовольство в стране. Между тем капиталистические державы усиливали давление на Корею. Систематический характер приняли экспедиции военных эскадр, целью которых было «открытие» корейского рынка. В частности, в 1866 г. семь французских военных кораблей высадили десант на острове Канхва. Оттуда они потребовали от корейского правительства заключения неравноправных торговых соглашений. Но на этот раз присланные Тэвонгуном отряды корейских стрелков сумели выбить французов с острова. В эти же годы началась американская агрессия в Корее. 

В 1866 г. в район  Пхеньяна проникла американская шхуна  «Генерал Шерман». Команда грабила  древние курганы с богатыми захоронениями, что было воспринято местным населением как святотатство. В конечном итоге  команда была перебита, а шхуна  сожжена. Эти успехи только подтвердили  правильность курса правительства  Тэвонгуна на «закрытие» страны. Решающий удар по вековой закрытости Кореи  нанесла Япония. Послав свои военные  корабли в территориальные воды Кореи, японцы спровоцировали столкновение с береговой охраной и разрушили  два корейских форта (1875 г.). В начале 1876 г. с требованием «удовлетворения» за инцидент, вызванный самими же японцами, в Корею прибыло японская посольство во главе с Курода в качестве представителя  императора. По сути это было не посольство, а настоящая военно-морская экспедиция. Курода сопровождали два военных  корабля и три транспорта с  солдатами. Угрожая пушками, японцы предлагали заключить договор «о дружбе». Правящая в Сеуле клика  Мин приняла требования Курода. 

26 февраля 1876 г.  на острове Канхва был подписан  первый в серии неравноправных  договоров Кореи. Он содержал  ряд односторонних обязательств  Кореи по отношению к Японии. Для японской торговли открывался  Пусанский порт и давалось  обязательство в течение 20 месяцев  открыть еще две порта. В  открытых портах японцы получили  свободу торгово-промышленной деятельности, не подвергаясь «ни ограничениям, ни запрещению». Там же располагались  японские консулы и устанавливалась  экстерриториальность. Вместе гарантиями  свободного плавания в корейских  водах японцы получили право  обследовать и картографировать  корейскское побережье. Торговое  соглашение, подписанное в августе  1876 г. освобождало японские товары  от ввозных пошли, а японские  деньги были допущены к свободному  обращению на корейском рынке.  Канхваский договор, открывший  страну для широкой экономической  и политической экспансии Японии, знаменовал начало превращения  Кореи в полуколонию. Что же  касается формального признания  в договоре зависимости Кореи,  то этим Япония хотела лишь  устранила влияние Китая, считавшегося  сюзереном Кореи. Богатства Кореи,  особенно ее недра, прельщали  и других колонизаторов, особенно  американцев. В 1880 г. правительство  США вновь обратилось с требованием  об открытии корейских портов. Затем последовали аналогичные  требования Англии, Франции, России  и Италии. Действовавшие вместе  с японцами США, силой навязали  Корее второй неравноправный  договор. Согласно этому договору (от 22 мая 1882 г.) в открытых портах  Пусан, Вонсан,Ингон американцам  предоставлялось право беспрепятственной  торговли, право приобретать землю  и другую собственность, основывать  промышленные предприятия. Им  также редоставлялась экстерриториальность, неподсудность корейскому правительству.  Аналогичные договоры с Кореей  в1883-1884 гг. подписали Англия, Германия, Италия и Россия, а впоследствии  Франция и другие капиталистические  страны. 

Информация о работе История Азии и Африки