Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:36, контрольная работа
Контрольная работа по истории государственного управления
Задание 1
1.1. Является ли наличие слоя профессиональных управленцев основным признаком государства?______________________________________ _____стр.3
1.2. Когда и в каких исторических условиях в России произошло отделение публичной власти от общества и начал формироваться слой профессиональной бюрократии?____________________________________________________стр.3
1.3. Используя материалы КОПР-3 выделите этапы в формировании российской бюрократии.____________________________________________________стр.3
Задание 2
2.1. .Раскройте значение терминов «Совнарком», «Совмин».___________стр.6
2.2. К какому периоду в истории российской государственности они относятся?______________________________________________________стр.6
Задание 3
3.1. Какие события из приведенных ниже оказали, с вашей точки зрения наиболее сильное влияние на систему государственного управления в первой четверти 18 в. ___________________________________________________стр.6
3.2.Определите, какие факты, характеризующие государственное управление в России в данный период отсутствуют в настоящем списке:___________стр.8
Задание 4
Кто из перечисленных ниже деятелей российской истории оказал, с вашей точки зрения, наиболее сильное влияние на систему
государственного управления в России 11 в.? Обоснуйте ответ.________стр.8
4.1. Владимир I Святославович «Святой», князь (980-1015)___________стр.8
4.2. Святополк I Владимирович, князь._____________________________стр.9
4.3. Ярослав I Владимирович Мудрый, князь._______________________стр.10
4.4. Иларион, митрополит. ______________________________________стр.11
4.5. ответ
список литературы
содержание
Задание 1
1.1. Является ли наличие слоя
профессиональных управленцев основным
признаком государства?__________________
1.2. Когда и в каких исторических
условиях в России произошло отделение
публичной власти от общества и начал формироваться слой профессиональной
бюрократии?___________________
1.3. Используя материалы КОПР-3 выделите
этапы в формировании российской бюрократии.___________________
Задание 2
2.1. .Раскройте значение
терминов «Совнарком», «Совмин»
2.2. К какому периоду
в истории российской
Задание 3
3.1. Какие события из приведенных ниже оказали, с вашей точки
зрения наиболее сильное влияние на систему
государственного управления в первой
четверти 18 в. ______________________________
3.2.Определите, какие факты, характеризующие государственное управление в России в данный период отсутствуют в настоящем списке:___________стр.8
Задание 4
Кто из перечисленных ниже деятелей российской истории оказал, с вашей точки зрения, наиболее сильное влияние на систему
государственного управления в России 11 в.? Обоснуйте ответ.________стр.8
4.1. Владимир I Святославович «Святой», князь (980-1015)___________стр.8
4.2. Святополк I Владимирович,
князь.________________________
4.3. Ярослав I Владимирович Мудрый, князь._______________________
4.4. Иларион, митрополит. __________________
4.5. ответ
список литературы
Задание I
1. Является ли наличие слоя профессиональных управленцев основным признаком государства?
Да, является. Основными признаками государства являются:
отделение публичной власти от общества и появление слоя профессиональных управленцев;
суверенитет, который
проявляется в независимости
и самостоятельности
наличие у государства
специальных органов
наличие у государства исключительных прав:
* на издание законов,
* на сбор налогов с населения, необходимых для функционирования государства;
наличие определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
наличие государственного аппарата — особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;
наличие законов и норм, санкционированных государством и регулирующих жизнь общества;
наличие населения, на которое распространяется власть государства.
2.Когда и в каких исторических условиях в России произошло отделение публичной власти от общества и начал формироваться слой профессиональной бюрократии?
Во 1 пол. 15 века на Руси
сохраняется «система кормлений» (система натуральной
оплаты, содержания за счет местного населения
некоторых категорий
3.Используя материалы КОПР-3 выделите этапы в формировании российской бюрократии.
Хотя термин «бюрократия» возник только в 18 в., сами бюрократические структуры существовали задолго до этого. Бюрократия начала развиваться уже в самых древних государствах, где происходила профессионализация управления. Бюрократизация управления была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи.
- В России бюрократия начала
формироваться в первой половине
15 века. В этот период органами госуправления были — избы. В них
служат дьяки и подъячи. В это время начинает
складываться профессиональная бюрократия.
Во второй половине 15 века заканчивается эпоха феодальной раздробленности и начинает складываться централизованное государство с центром в Москве. Государство называется Великое княжество Московское. В этот период бояре в массовом порядке переходят на службу к великому князю и становятся ниже по уровню, увеличивается состав и укрепляется положение Боярской Думы – совещательный орган при князе, который играет значительную роль в управлении. Великий князь считался с решениями Боярской Думы. Дворцово-вотчинная система управления государством, унаследованная от прошлого, включала управление собственно великокняжеским дворцом, осуществляемое дворецким и его подчиненными, а также управление княжескими селами и отдельными местностями. Этим заведовали пути – административные и судебные органы, во главе которых стояли путные бояре. В конце 15 в. началось перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления
- В 16 в. на Руси складывается
единое централизованное государство,
значительно увеличивается территория
страны, вводятся единая система налогообложения
и единая денежная система, начинают оформляться
функционально-
- В 17 в. главной тенденцией в развитии государственности на Руси было ее продвижение по пути к абсолютизму. Это проявлялось в постепенном усилении власти царя, централизации государственного управления, разрастании и усложнении государственного аппарата и росте числа чиновников, ослаблении деятельности сословно-представительных органов. В этот период усиливается расцвет приказной системы: увеличивается число приказов (к концу века их становится около 50), создается важный приказ — тайный — занимается государственной изменой. По-прежнему функционирует Боярская Дума. Создается ближняя тайная, комнатная дума, куда входили приближенные лица к царю, по сути своей это было правительство.
- В первой половине 18 в. в России сложился абсолютизм. Монарх обладает неограниченной властью, государство достигает наивысшей степени централизации, создан разветвленный государственный аппарат, укрепляется постоянная армия и полиция. Идет процесс разделения органов власти. Законы играют значительно бoльшую роль в жизни общества, чем прежде. Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену Боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 г. повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников. Хотя Россия всегда считалась страной бюрократов, их доля в общей численности населения была невелика – ниже, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
- Вторая половина 18 в. вошла в историю России как время правления Екатерины II, эпоха просвещенного абсолютизма и «золотой век» дворянства. Екатерина II стремилась устранить элементы варварства из народной жизни, сделать общество более просвещенным, близким к западноевропейскому, законодательство — более либеральным; она стремилась увеличить силы местной администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские структуры. Центр тяжести всего управления страной был перенесен в области, в центре оставалась лишь обязанность общего руководства и наблюдения. При Павле I местное и сословное управление было ограничено, а власть центральных органов усилилась.
- В 19 в. важнейшими характеристиками госуправления в России были дальнейшая централизация и бюрократизация госаппарата. Усложнившиеся задачи государства потребовали создания новых органов управления, усложнилась и внутренняя структура госучреждений. Между центральными и местными учреждениями установились более тесные связи.
- В 20 в. управленческий аппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Резко возрос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.
- Экономические реформы при М.Горбачеве и Б.Ельцине проводились под лозунгом борьбы с бюрократией. Так, при проведении приватизации в 1990-е главным аргументом в ее пользу было утверждение, что частный предприниматель будет управлять предприятием эффективнее государственного бюрократа. Однако даже в начале 2000-х власть бюрократии в России остается не эффективной, но сильной – государственные чиновники сохранили возможность контроля над всеми основными сферами жизни общества, а число их возросло даже по сравнению с советским периодом. Поэтому рационализация управленческого аппарата остается важнейшей задачей, которую еще предстоит решать в ходе будущих реформ.
Задание II
1.Раскройте значение терминов «Совнарком», «Совмин».
Совнарком — Совет народных комиссаров.
Совмин — Совет министров.
2.К какому периоду в истории российской государственности они относятся?
Эти термины относятся к периоду социализма в госуправлении России.
Задание III
1.Какие события из приведенных ниже оказали, с вашей точки зрения наиболее сильное влияние на систему государственного управления в первой четверти 18 в.
1700 - переход на общеевропейский счет лет (юлианский календарь);
1701 – начало частичной секуляризации
1703 – основание Санкт-Петербурга;
1705 – начало астраханского восстания;
1708 – начало реформы местного
1711 – учреждение Сената;
1718 – отмена приказов и введение коллегий;
1719 – начало губернской реформы;
1721 – учреждение Синода;
1722 – указ Петра 1 о престолонаследии, согласно которому царь сам назначает себе преемника по своей воле;
1724 – отмена подворного обложения и
С моей точки зрения, наиболее сильное влияние на систему госуправления в первой четверти 18 в. оказали следующие события:
Важную роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа.
1701 — начало частичной секуляризации
монастырских владений и патриаршество
было ликвидировано, для управления церковью
была создана Духовная коллегия — Святейший
правительствующий Синод — 1721.
1703 — основание Санкт-Петербурга и перенос туда столицы из Москвы.
1708 — начало реформы местного управления.
В результате реформы прежнее административное
1711 — учреждение Сената. Переход к абсолютизму знаменовался и судебной реформой. Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной. Следующей инстанцией был Сенат, подчиняющий себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.
1718 — отмена приказов и введение коллегий. Создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717—1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов коллегиальная система (1717—1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.
1719 — начало губернской реформы.
В 1708 г. в стране была проведена реформа, которая
совершенно изменила систему местного
управления. Ей был посвящен указ «Об учреждении губерний и о росписании
к ним городов»
(18 декабря 1708). Основная цель этой реформы
— обеспечение армии всем необходимым:
с полками армии, распределенными по губерниям,
устанавливалась прямая связь губерний
через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно
этому указу вся территория страны была
разделена на восемь губерний. Так началась
реформа областного управления. В окончательном
виде она сформировалась только к 1719 г.,
накануне второй областной реформы. По
второй реформе одиннадцать губерний
были разделены на 45 провинций, во главе которых
были поставлены губернаторы, вице-губернаторы
или воеводы. Провинции делились на округа
— дистрикты. Администрация
провинций подчинялась непосредственно
коллегиям.