История государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:25, реферат

Описание

По одному известному выражению, римляне “трижды покоряли мир”. Первый раз - легионами, второй - христианством, третий раз - правом.
Возведенное в ранг «писаного разума» (ratio scripta) римское право классического периода было широко воспринято феодальными государствами Западной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов буржуазного права.

Содержание

Введение ______________________________________________________3
1. Возникновение государства и утверждение Республики в Риме ______ 4
2.Установление монархической формы правления ___________________ 7
3. Законы XII таблиц. Институция Гая _____________________________ 9
Заключение ___________________________________________________11
Список литературы _____________________________________________13

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 38.46 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ______________________________________________________3

1. Возникновение государства и утверждение Республики в Риме ______ 4

2.Установление монархической формы правления ___________________ 7

3. Законы XII таблиц. Институция  Гая _____________________________ 9

Заключение ___________________________________________________11

Список литературы _____________________________________________13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прежде всего, надо сказать, что термином “римское право” обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой  формации.

По одному известному выражению, римляне “трижды покоряли мир”. Первый раз - легионами, второй - христианством, третий раз - правом.

Возведенное в ранг «писаного  разума» (ratio scripta) римское право классического  периода было широко воспринято феодальными  государствами Западной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов буржуазного права.

В массе конкретных отношений, возникавших между товаропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые  общие, самые абстрактные формы. Соответственно с тем общее, абстрактное  выражение получили и те правовые нормы, те правовые институты, которые  служили урегулированию этих отношений.

Развитию римского права  способствовали многие обстоятельства. Раньше всего сказался высокий уровень  товарных отношений, достигнутый Римом  в периоды поздней республики и принципата.

Не меньшее значение имел «всесветный» характер самой империи, породивший потребность «примирения» многих и различных правовых систем, исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, и прежде всего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития культурных национальных частей империи, особенно Афин.

Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого  отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его  черты, как строгость, жесткость  правовой регламентации, рационализм  и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой  юридической системы, связанной  широкими принципами, объединяющими правовые нормы.

Особенностью римского права  является его приспособленность  к мировому обороту, так как Рим  активно поддерживал торгово-экономические  и политические отношения с соседними  странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических  конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право  прошло строгую техническую школу.

Ко всему этому добавим  тысячелетнее развитие, тысячелетнюю коррекцию - и мы получим ответ  на вопрос, почему римское право  перешагнуло за рамки своей эпохи, превратилось в явление всемирно-исторического  значения.

  1. Возникновение государства и утверждение Республики в Риме

 

На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения  пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

Впоследствии появилась  легенда, что Рим был основан  близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными  волчицей. Римляне верили этой легенде  и вели свое летоисчисление от вымышленной  даты основания города.

Ромулу приписывают организацию римской общины. Он создал сенат из 100 «отцов», установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпилия. Ему  приписывается религиозное устройство Рима: создание жреческих коллегий, календаря и пр.

Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Марций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим  переселился богатый и энергичный человек принявший имя Люция  Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем. Следующим  царем был сын Приска - Люций  Тарквиний Гордый. Преемником его  стал Сервий Туллий.

Этот период римской истории  называют периодом семи царей.

Древнейшее поселение  Рима жило родами, которыми управляли  старейшины. Род первоначально представлял  собой сплоченный коллектив, связанный  общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились  люди, не входящие ни в один из них. Это  были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых  обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями.

Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что  они стояли вне племенной организации  и поэтому не могли принимать  участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей.

Патриции были полноправными  гражданами. Они распадались на три  племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию.

Курии образовывали общее  народное собрание римской общины (куриатные  комиции). Оно принимало или отвергало  предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало  в качестве высшей апелляционной  инстанции при решении вопроса  о смертной казни, объявляло войну.

Дела непосредственного  управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию  римского совета старейшин - сената.

Римская патрицианская община представляла собою примитивный  город-государство с типичными  чертами «военной демократии». 
Первые реформы «военной демократии» провел Сервий Туллий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:

- в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);

- во втором - 75.000 ассов;

- в третьем - 50.000 ассов;

- в четвертом - 25.000;

- в пятом - 12.500.

Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого  класса должны были иметь полное тяжелое  вооружение пехотинца и стоять в  первых рядах легиона.

Граждане других классов  имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины Y класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили.

Сервий Туллий допустил в  войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством  организации новой формы народного собрания.

Наряду со всем этим устройством  было введено еще одно важное новшество  к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных  округа-трибы, что служит - в более  общем плане несомненным свидетельством победы принципа территориального деления  населения над родо-племенным.

Реформа Сервия Туллия, как  видим, разрушила общество основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как справедливо писал  Ф. Энгельс1, на имущественном различии и территориальном делении.

Затем после изгнания последнего царя в Риме установился строй  под названием республика, что  означает, «общее дело»; верховным хозяином государства считался теперь весь римский  народ, т. е. народное собрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами, т. е. «советчиками»  или «товарищами». Консулы получали царский империй, но всего на один год. Командовали они или вместе, или по очереди и были во всем равны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право отменить приказ товарища, если считал его вредным для государства.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э. в форме насильственного  свержения последнего царя и переда-чи его власти двум выбранным должностным  лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами. Таким образом был осуществлен  переход к республике2.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось наделения  землей, которое становилось все  больше по мере завоевания Италии.

Другое, что требовало  реформы, касалось отмены долгового  рабства, неизбежного при несвоевременной  уплате долга. И это, как и дележ  завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.

Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в  политических правах. Дело доходило до острых столкновений но в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1.Учреждения особой плебейской магистратуры - народного тирибуната, призванного  защищать плебеев от произвола патрициев; 2. Доступа к общественной земле  наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением  кодекса законов, известных под  названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков между патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные  должности, включая военные3.

Наконец в 287 г. до н. э. было постановлено, что решения плебейских сходок (собраний) имеют ту же силу, что и решения  центуриатных комиций, то есть обязательны  для всех без исключения римских  граждан и всех государственных  учреждений Рима3. Эти решения, к тому же, не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности  происхождения, знатности вообще исчезло  не сразу и патрицианские семьи  сохранили несомненное преимущество при замещении, хотя и по выборам, всех главных должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении  плебеев не стало. Таким образом  завершился процесс формирования рабовладельческой  государственности: пережитки родоплеменных  отношений ушли в прошлое.

 

 

 

 

 

  1. Установление монархической формы правления

 

Плебеи - оказались лицом  к лицу. На протяжении более чем  двух столетий шла ожесточенная борьба между ними. В целом спор шел  о трех вопросах: об уравнении в  политических правах, о долговой кабале и о доступе к общинно-государственной  земле.

Основным итогом борьбы между  плебеями и патрициями была ликвидация олигархической республики патрициев  как пережитка родовых отношений  и создание в принципе демократического рабовладельческого государства, полиса.

Внешняя история Рима в  царский период, так же как и  его внутренняя история, содержит много  неясных до сих пор моментов и  может быть востановлена лишь в общих  чертах.

Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внешней  политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим уничтожил своего главного противника в южной Этрурии и значительно  увеличили свою территорию.

К 60-м годам III в. до н.э. вся  Италия времен республики от реки Рубикон  до Мессинского пролива, вошла в  своеобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную помериться силами с самыми могущественными державами Средиземноморья.

Следующий период римской  истории начинается с больших  завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I Пунтийской войны и  кончая разрушением Карфагена и  Коринфа4. Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной державой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря. Государства и народы, оставшиеся независимыми, уже не играли существенной роли в дальнейшей политической жизни этого региона.

Продавалась масса рабов, началось систематическое ограбление провинций. Италия превращалась в страну классического рабства.

Стали учащаться (в историческом смысле этого слова) выступления  рабов против своих угнетателей. Одним из значительных таких выступлений можно назвать восстание Спартака.

Решающую роль в социально-политической жизни Рима в 1в. стали играть армия  и ее вожди. В 70-60 происходит возвышение Г.Помпея. Он участвовал в подавлении восстания Спартака, особенно прославился  в борьбе со средиземноморскими пиратами. Наивысших военных успехов он достиг, окончательно разгромив Митридата VI и совершив походы в Закавказье и Сирию. В 60-х годах образовался антисенатский союз трех крупных военных и политических деятелей Красса, Помпея и Цезаря, в скором времени превратившийся в фактическое правительство (1-й триумвират)3. В результате походов Цезаря была завоевана Трансальпийская Галлия.

В ходе гражданской войны  Цезарь одержал ряд решающих побед  над Помпеем и его сторонниками, в 45 лет он стал неограниченным властелином римской державы. Ему были декретированы сенатом чрезвычайные почести и полномочия - пожизненная диктатура, трибунская власть, титулы «император», «отец отечества» и т.п. Монархические устремления Цезаря вызвали беспокойство сторонников республики и в результате заговора он был убит.

Информация о работе История государства и права