История государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:25, реферат

Описание

По одному известному выражению, римляне “трижды покоряли мир”. Первый раз - легионами, второй - христианством, третий раз - правом.
Возведенное в ранг «писаного разума» (ratio scripta) римское право классического периода было широко воспринято феодальными государствами Западной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов буржуазного права.

Содержание

Введение ______________________________________________________3
1. Возникновение государства и утверждение Республики в Риме ______ 4
2.Установление монархической формы правления ___________________ 7
3. Законы XII таблиц. Институция Гая _____________________________ 9
Заключение ___________________________________________________11
Список литературы _____________________________________________13

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 38.46 Кб (Скачать документ)

Однако в 43 году возник 2-й  триумвират, союз цезарианцев Антония, Октавиана и Лепида, их власть была санкционирована комициями. Триумвиры  путем жестоких проскрипций расправились со своими политическими противниками, а затем выступили против Брута  и Кассия, сосредоточивших республиканские  силы в Македонии. Одержав победу над республиканскими силами, Антоний  и Октавиан развязали междоусобную войну, в следствие которой Октавиан стал единоличным правителем.

Установившийся со времен Августа государственный строй получил название принципата. Хотя Август и провозгласил восстановление республики, принципат фактически был монархией, т.к. при сохранении старых республиканских магистратур власть сосредотачивалась в руках одного человека - принцепса сената,пользовавшегося высшим авторитетом и имевшего верховную военную власть - империй (imperium). Отсюда «император» как часть титулатуры принцепса, включавший также имена «Цезарь» и «Август». Императоры имели пожизненную трибунскую власть, звание верховного жреца ( понтифика), по желанию принимали звания консула, проконсула, цензора, по своему усмотрению вели внешнюю политику, издавали законы.

Сенат, официально считавшийся верховным органом государства, имел скорее почетные, чем реальные права: управление (хотя и под контролем императора) не имевшими войска провинциями, чеканка медной монеты, утверждение некоторых законов и новых императоров, которые или назначались усыновлявшими их предшественниками или приходили к власти в результате победы в гражданских войнах.

Таким образом на смену  республики пришла империя, эпоха принципата - завершился процесс превращения  государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.

Она принесла с собою относительный  гражданский мир и определенное ослабление внешнеей агрессии. Эксплуатация провинций принимает более организованный и менее хищнический характер. Многие императоры поощряли городское  строительство и заботились о  развитии культурной жизни провинций, системы дорог, введении единой имперской  денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесл, подъем экономической  жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множеество новых городских центров.

  1. Законы XII таблиц. Институция Гая

 

1. Первая римская кодификация  права восходит к середине V столетия  до н. э. Она получила название  «Законов XII таблиц». В течение  многих веков они считались  в Риме основным источником  права - публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городкой площади. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических  школ3. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

2. Примечательной чертой  Законов XII таблиц было четко  проведенное разделение вещей  на две категории. К первой  принадлежали главным образом  земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи.

3. Долговое рабство, узаконенное  ХП таблицами, отмечалось крайней  суровостью. Договор займа, по  которому средством обеспечения  являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn - (нексум) «кабала». По способу заключения нексум  походил на манципацию (свидетели,  медь, формула). При просрочке платежа  кредитор, пользуясь дозволением  суда, «налагал на должника руку»,  что означало заточение в оковах. Когда у должника оказывалось  несколько кредиторов, закон предписывал:  «Пусть разрубят должника на  части» (но чаще всего применялась  продажа в рабство. Признавалось  вместе с тем, что по выплате  долга гражданин возвращал себе  свободное состояние).

Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той  защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.

4. Семейные отношения  по Законам ХП таблиц характеризуются  ранее всего неограниченной властью  домовладыки4. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства» - paterfamilias. По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца, если последний был еще жив. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.

Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической - не ранее смерти отца.

Законы XII таблиц разрешают  наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Это решение могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в ранний период республики в утверждении народного собрания.

5. Уголовно-правовые постановления  Законов XII таблиц отличаются  крайней суровостью. Смертной казнью  наказывается всякий, кто посмеет  потравить или собрать урожай  «с обработанного плугом поля». 

Законы XII таблиц рассматривают  похищение чужого имущества не столько  как преступление, затрагивающее  интересы Всего государства, сколько  как действие, наносящее частный  имущественный вред. О государственных  преступлениях Законы XII таблиц говорят  сравнительно немного: устанавливается  неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага  к нападению на Рим, нарушения  постановлений, касающихся общественного  порядка, взяточничества судей и  др.

Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае в тех отрывках, которые до нас  дошли.

6. Необыкновенно строгим  формализмом проникнуты правила  разрешения имущественных споров, составляющие в своей совокупности  гражданский процесс. Наиболее  известная из его форм - так  называемый легисакционный процесс  предусматривал сложную процедуру.

Истец являлся к претору  и делал заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался самим  истцом. Ему дозволялось применить  силу.

Процесс протекал в форме  борьбы за спорную вещь. Сначала  истец, затем ответчик налагают на нее (или ее часть, например, кусок дерна, если речь идет о земле) палочку-виндикту. При этом они произносят установленные  обычаем формулы (каждая для данного  случая). Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело.

На этом заканчивалась  первая стадия процесса. Вторая стадия заключалась в том, что назначенный  претором судья - любой из римских  граждан, которого претор считал подходящим, - без особых формальностей рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил  решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Так возникало то римское  право, которое стало затем общим  правом всего античного мира. По существу творцом этого права  был, таким образом, весь мир; Рим  же явился лишь тем лаборантом, который  переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное  по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуальность — основные начала этого целого.

Мастерски разработанное  в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское  право нашло себе затем окончательное  завершение в знаменитом своде — Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и  в таком виде было завещано новому миру5. Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.

Но это "кажется" —  обманчиво. На некоторое время, действительно, ход человеческого культурного  развития как будто приостанавливается; влившийся большой массой новый  человеческий материал нуждается в  предварительной обработке. Несколько  веков проходит в беспрерывных передвижениях  новых народов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться  на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при  этом из античной культуры, но не все.

Мал—помалу беспокойный  период переселения и устроения  проходит. Новые народы начинают вести  более или менее спокойную  жизнь, развиваются, и еще через  несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано  и создано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам. Наступает одни за другим возрождение  античного права, античной культуры, античного искусства.

Естественное экономическое  развитие новых народов приводит их также мало—помалу к международным  торговым отношениям. Снова, как в  старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители  разных национальностей, и снова  для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем  праве, праве универсальном. Снова  экономический прогресс требует  освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует  предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими  завещании античного мира, о римском  праве, и находят в нем как  раз то, что было нужно.

Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего  юридического творчества античного  мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время  отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чуждыми ее культуре, и, когда, наконец, отделявшие нас перегородки  пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого  движения. Отстали мы и в области  права. И если мы хотим в этом последнем  отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней  мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права  — с правом римским. Если оно повсеместно  является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще  больше.

Но изучение римского права  отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, .что дальше идти некуда. Такая  вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права -римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга — "durch das romische Recht, aber uber dasselbe hinaus" — "через римское право, но вперед, дальше его"5. Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту. Ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание ко благу и правде в человеческих отношениях — такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. “Немецкая идеология” К.Маркс и Ф.Энгельс
  2. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е. А. Скрипилев. Москва. 2006.
  3. З. М. Черниловский Всеобщая история государства и права. Москва: Юристъ, 2007.
  4. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. Москва: Былина, 2003.
  5. “Очерки по истории Римской имерии” Р.Виппер, Издат. “Феникс”, 2009 г.

Информация о работе История государства и права