Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:29, реферат
Цель исследования – рассмотреть сущность предмета, методов и функций философии науки.
Задачи исследования:
проанализировать понятие и сущность философии науки как раздела философии;
рассмотреть этапы развития и формирования философии науки;
проанализировать предмет, методы и функции философии науки.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ 5
1.1. Сущность философии науки 5
1.2. Этапы формирования и развития философии науки 6
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 9
2.1. Предмет философии науки 9
2.2. Методы философии науки 11
2.3. Функции философии науки 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы. Актуальность изучения философии науки имеет глубокие теоретические основания. Рано или поздно многие ученые самостоятельно обращаются к философско-методологическому анализу научной деятельности, проявляют интерес к особенностям функционирования науки в обществе, о чем свидетельствует история научного творчества.
В современной ситуации наука, даже, несмотря на критику в духе постмодернизма, продолжает играть значительную роль в социальных процессах. Тип культуры, ядром которой является наука, а ценности материальны, сформировалась в XVII в. и обозначается термином техногенная культура. Для сравнения заметим, что центром культуры античности была философия, в средневековой культуре - это религия, в культуре Возрождения - искусство. «Закат» европейской культуры возвестили философы и социологи в начале ХХ в. Его признаками были кризис рационализма, сциентистского мировоззрения, а затем экономический и политический кризисы, две мировых войны. XX в. стал цивилизационной стадией развития европейской культуры, научно-техническая революция - важнейшее достижение этого этапа.
Объект исследования – философия науки как объект познания.
Предмет исследования – предмет, методы и функции философии науки.
Цель исследования – рассмотреть сущность предмета, методов и функций философии науки.
Задачи исследования:
Степень разработанности. В области философии науки работали многие ученые и философы. Данной проблематикой занимался В.П. Бранский. Им был написан цикл из трех монографий: «Философское значение проблемы наглядности в современной физике», «Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов» и «Теория элементарных частиц как объект методологического исследования». Методология научного исследования, разработанная в указанном цикле монографий, получила свое обобщение и завершение в коллективной монографии «Диалектика познания» (под ред. проф. А.С. Кармина) в главе ХХ этой монографии под названием «Научные исследования» (В.П. Бранский и В.В. Ильин). Также данной проблематикой в наше время занимаются Ахлибининский Б.В., Иванов А.Ф., Казаринов М.Ю., Пафомова Л.А., Тузов В.В., Агошкова Е.Б., Клычков В.П., Паринов В.Н., Ельнина Е.Е. и др.
Теоретические и практические значения. Актуальность исследования философии науки как раздела философии имеет значение для правильного формирования методологии философии науки.
Философия науки, как относительно автономная отрасль философской рефлексии, появилась тогда, когда знания в области естественных наук стали считаться достоверными. Философы объявляли, что знания, приобретенные с помощью точных и надежных, как математическое рассуждение, исследовательских методов, или обращающиеся к подтвержденным опытом фактам, свободны от личных убеждений, предвзятости и интересов. Только такие знания настоящие (в смысле абсолютной истины) и пригодны.
Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии [1].
Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.
Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.
Философию науки нельзя считать отдельным философским направлением, скорее это — относительно автономная и многогранная отрасль философской рефлексии. Ее специфический характер является источником затруднений при установлении, как объема содержания, так и определения самого термина «философия науки».
Иногда философия науки отождествляется с метанаукой, иногда — шире - попыткой конструирования идеальной модели науки. Бывает и так, что она понимается как социо-психологическое исследование науки или этический анализ вопросов исследовательской практики
Проблему добавочно осложняет тот факт, что, кроме рефлексии над общей наукой, существуют философии отдельных наук, такие как философия математики, философия физики, философия права. Их возникновение является следствием сужения исследований, их обращения к одной отрасли науки, причем открытым остается и сам вопрос об отношениях между общей философией науки философией отдельных наук [2].
Философия науки — несмотря на то, что свою основную задачу усматривает в исследовании науки, ее принципов и целей, не представляет собой однородного, философского течения.
Нет сомнений, что основное влияние на форму современной философии произвел позитивизм, особенно такие мыслители, как: О. Конт, Д.С. Милль, Р. Авенариус, Е. Мах.
Принимаемый позитивистами принцип эмпиризма, утверждающий, что источником знаний является опыт, имел двойной смысл генетический (психологический) и методологический. В аспекте психологическом, характерном для раннего позитивизма, предполагалось, что познание происходит из опыта, в подходе методологическом, что оно опытом проверяется и контролируется. Несмотря на разницу в способе интерпретации принципа эмпиризма по отношению к принимаемому предположению, он представлял собой своего рода норму, позволяющую установить научную ценность суждения. Этот принцип выполнял функцию критерия демаркации между научными и метафизическими суждениями.
Позитивисты всю действительность сводили к фактам; по их мнению, чистый факт и является элементарным явлением. В таком смысле единственной задачей науки остается описание фактов и приведение их в порядок [15].
Разыскивая корни современной науки, нельзя не упомянуть значительного участия в этом поиске логистического течения. Создатели этого течения, определяемого как британская аналитическая школа, А.Н. Уайтхед и Б. Рассел стремились создать идеальный язык науки. Они утверждали, что, так как математические теоремы выводятся из аксиом логики, то любой разговорный язык можно свести к новой понятийной системе. Конструкция этой системы должна опираться на формальную логику и главные выражения натурального языка. Таким образом, логика, которая определяет основные структуры нашего мышления, становилась бы моделью для всех философских конструкций.
Значительное влияние
на философию науки произвели
взгляды австрийского философа —
представителя аналитической
Просматривая концепции, которые повлияли на форму современной философии науки, приходится учесть и предложения представителя прагматизма или инструментализма Джона Дьюи. Этот представитель американского прагматизма заявлял, что познание зависит от действия, идеи не копируют бытие, но являются орудием действия. Их ценность зависит не только от соответствия с описываемым предметом, но, прежде всего, от эффективности. Он критикует традиционную философию за ее убеждение о возможности достигнуть с помощью чистой мысли полной уверенности, имеющей одновременно статус идеального добра.
Принятая Дьюи рефлексия о науке была в значительной степени критикой классической фундаменталистской эпистемологии (теории познания). Главным ее предметом является вопрос объективности, рациональности и подлинности познания и установление независимых от исследовательской практики принципов познания [14].
Прагматизм не является единственным философским течением, тезисы которого выросли из критики классиической эпистемологии. Таким течением является также конвенционализм, а его самыми знаменитыми представителями были А.Т. Пуанкаре, П. Дьюгем. Эти философы на почве эпистемологии выступали как против позитивистских решений, так и против картезианского объективистского идеала познания.
Презентацию корней современной философии науки свели к философским концепциям, возникшим на грани XIX и XX веков.
Многие теории, сформулированные философами науки в XIX и в начале XX веков все еще вызывают оживленные дискуссии. Современная философия науки, начало которой определяет неопозитивистский философский манифест «Научное мировоззрение» венского кружка, добавляет к ним новые идеи и проблематику.
Проводимый с 1922 года Морисом Шликом в университете в Вене философский семинар, объединивший многих знаменитых представителей тогдашнего научного мира, главной целью своей деятельности считал образование и развитие научной философии. Результатом работы участников этого семинара, названного Венским кружком, была новая философия, определяемая названием неопозитивизм или логический эмпиризм [3].
Образование научной философии неопозитивистами заключалось в создании современной версии эмпиризма. Принцип эмпиризма они развивали в аспекте методологическом — искали методы эмпирического обоснования знаний, как аксиому принимали, что в познавательном плане ценными являются лишь эмпирические знания, т.е. искали критерий научности, который позволил бы отделить научные теории от метафизических.
Философия науки – это область, лежащая на границе философии и конкретного научного знания. Это область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, «выкристаллизованном» виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т.е. предметом научного познания.
Как известно, существуют различные науки: математика, естествознание, гуманитарные, социальные и технические науки. Количество и уровень знания в любой научной дисциплине непрерывно изменяются в ходе ее исторического развития благодаря как творческим усилиям людей, занятых в науке, так и достаточно тесной взаимосвязи с состоянием культуры и общественной жизни в целом. Изменения особенно заметны в современной науке с присущими ей тенденциями дифференциации и специализации знаний. Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как в науке в целом, так и в отдельных научных дисциплинах. Так что вместе с изменениями научного знания происходят изменения и в философии науки [13].
Разные области науки при всех их различиях являются именно науками и вместе с тем – частями некоего целого – «Науки». Положения общей философии науки при надлежащем их обобщении – которое, разумеется, не может быть неизменным, раз и навсегда данным, а изменяется вместе с развитием науки и философии в целом – распространяются на все ее части, на все «науки». Вместе с тем мы обнаруживаем и существенные различия в самом процессе и результатах философских размышлений по поводу разных наук, связанные с их особенностями и различиями их предметов.
Соответственно, уже на протяжении XX в. складывались специализированные области знания в философии науки. Например, можно отметить существование философии математики, или исследований в области философских вопросов математики, философии физики, философии биологии и т.д. Равным образом философское осмысление материала гуманитарных и социальных наук приводит к появлению, например, философской антропологии, или исследований в области философских вопросов дисциплин антропологического цикла, философии языка, философии истории и т.д.
При всей специфичности
технических наук, обусловленной
их взаимосвязями с самой техникой
и инженерно-техническим
Науку как сложное системное явление необходимо рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, наука определяется как совокупность знаний определенного рода и процессов их получения, т. е. процессов познания. С другой стороны, наука является социальным институтом, т.е. определенной организацией названного процесса, сформировавшейся на конкретном этапе исторического развития и продолжающей развиваться. Иными словами, ни один ученый не работает в «научном вакууме»: на самом деле все исследователи пребывают в пространстве социального института науки, будучи связанными, друг с другом своего рода «классной доской», воплощенной в совокупности публикаций и непосредственных взаимосвязей. Даже тогда, когда исследователь работает один, процесс находится под сильным воздействием знаний и навыков, хранящихся в памяти исследователя как результат предшествующей коммуникации.
Социально-организационным формам, в которых воплощена научная деятельность, соответствуют свои особые идеалы, стандарты, ценности, совокупность которых можно назвать этосом науки.