История и философия науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:29, реферат

Описание

Цель исследования – рассмотреть сущность предмета, методов и функций философии науки.
Задачи исследования:
проанализировать понятие и сущность философии науки как раздела философии;
рассмотреть этапы развития и формирования философии науки;
проанализировать предмет, методы и функции философии науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ 5
1.1. Сущность философии науки 5
1.2. Этапы формирования и развития философии науки 6
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 9
2.1. Предмет философии науки 9
2.2. Методы философии науки 11
2.3. Функции философии науки 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

реферат по предмету История и философия науки..doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Если говорить более конкретно, то влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что её принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию.

Философские принципы в качестве селекторов, «работают» только тогда, когда встаёт сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т.п.). Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нём «участвуют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие теоретические принципы, «философские соображения» и др. [2].

6. Существенное  влияние на развитие познания  философия оказывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее – в той или иной её форме) вырабатываются определённые идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отношении была натурфилософия, но не только она.

Таковы, в частности, идеи античной атомистики, которые  стали естественнонаучным фактом лишь в XVII-XVIII вв. Таков развитый в философии Лейбница категориальный аппарат, выражающий некоторые общие особенности саморегулирующих систем. Таков и гегелевский аппарат диалектики, «предвосхитивший» сущностные характеристики сложных саморазвивающихся систем – в том числе и идеи синергетики, не говоря о квантовой механике (дополнительность, активность субъекта и др.).

7. Философско-методологические  принципы – в их единстве  – выполняют в ряде случаев  функцию вспомогательного, производного  от практики критерия истины. Они не заменяют практику как  решающий критерий, но дополняют его – особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, например, если замечены нарушения со стороны исследователя таких принципов диалектики как объективность, всесторонность, конкретность, историзм и других, то никакой практики не нужно, чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой «основе», вряд ли будут истинными [14].

8. Воздействие  философских принципов на процесс  научного исследования всегда  осуществляется не прямо и  непосредственно, а сложным опосредованным путем – через методы, формы и концепции «нижележащих» методологических уровней. Философский метод не есть «универсальная отмычка», из него нельзя непосредственно получить ответы на те или иные проблемы частных наук путём простого логического развития общих истин. Он не может быть «алгоритмом открытия», а даёт ученому лишь самую общую ориентацию исследования, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли.

Поскольку влияние  философии на науку является, как  правило, опосредованным, тем более в условиях возрастающей расходимости их языков, то очень актуальной становиться проблема адекватной «стыковки» философских и специально-научных представлений, «перехода» первых во вторые. Свою эвристическую функцию философия в качестве универсального регулятива может плодотворно осуществлять лишь постоянно, соотнося себя с другими уровнями методологического знания, реализуя свои потенции в них и через них.

9. Философские  методы не всегда дают о  себе знать в процессе исследования  в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы  всеобщего знания (например, законы, категории, понятия, принципы и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой». В каждой из них «властвует философия», ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически). Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является «хорошей» и применяется в научном исследовании вполне сознательно [3].

Следует сказать, что широкое развитие в современной науке внутринаучной методологической рефлексии не «отменяет» философские методы, не элиминирует их из науки. Эти методы всегда в той или иной мере присутствуют в последней, какой бы степени зрелости не достигли её собственные методологические средства. Философские методы, принципы, категории «пронизывают» науку на каждом из этапов её развития. Так, любая наука использует практически весь арсенал категорий диалектики, в ней всегда стоит проблема истины и её соотношения с заблуждением, традиционно трудными для учёных являются проблемы взаимосвязи материального и идеального, субъекта и объекта и других сугубо философских вопросов.

10. Реализация  философских принципов в научном  познании означает вместе с  тем их переосмысление, углубление, развитие. Результаты научного исследования очень часто вызывают изменения в философских взглядах на проблемы, которые распространяются далеко за пределы ограниченных областей самой науки. Философские обобщения должны основываться на научных результатах. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Успешное «восстание» против принятого взгляда имеет своим результатом неожиданное и совершенно новое развитие, становясь источником новых философских воззрений.

Тем самым путь реализации методологической функции  философии есть не только способ решения  фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой  философии, всех её методологических принципов [13].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методологическая  проблематика, возникающая в ходе развития специально-научного познания, требует для своего изучения и  разрешения не только тех средств, которыми располагают сами эти науки, но, прежде всего, средств, которые вырабатываются философией и науковедением.

Методология отнюдь не сводится к сумме рецептов для  желающих делать научные открытия: она может ориентировать содержательное научное исследование, но никоим образом  не может его подменить. Поэтому она не может выступать в виде некоей алгоритмически оформленной технологии научного мышления. Расширяя диапазон средств и методов, доступных научному познанию, методология усиливает его возможности и вместе с тем вскрывает всю сложность, неоднозначность, многообразие путей подлинно творческого научного мышления.

Философия науки  в наше время преодолела ранее  свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы  методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые наука вносит свой специфический вклад.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. Наука логики. – М.: Мысль, 1974. – 454 с.
  2. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга 4: Философия XX в. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2009. – 448 с.
  3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – М.: АТС, 1999. – 574 с.
  4. Кохановский, В.П. и др. Основы философии науки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. − 608 с.
  5. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. - 2-е издание. - М.: Академический проект, 2007.
  6. Лекторский В.А. Философия науки: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 2006. – № 10. - С. 3-50.
  7. Липкин А.И. Философия науки. - М.:  ЭКСМО, 2010. - 608 с.
  8. Мратынович С.Ф. Методы философии науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rusnauka.com
  9. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. – 200 с.
  10. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2006. - 384 c.
  11. Степин В.С. Философия науки: проблемы исследования и преподавания // Вопросы философии. - 2006. – № 10. - С. 3-50.
  12. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.philosophy.ru
  13. Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 47-60.
  14. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 528 с.
  15. Человек науки / Под. ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1994. – 392 с.

Информация о работе История и философия науки