Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:10, контрольная работа
С середины 13 века русским землям начали угрожать литовские князья. Будучи раздробленной, ослабленной татаро-монгольским игом и борьбой против немецко-шведской агрессии, Русь не могла оказать им серьезного сопротивления. Великое княжество Литовское одну за другой захватывало западные и южные русские области. Литовские феодалы совершали частые набеги и на Смоленское княжество, предпринимали многократные попытки захватить его столицу.
Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.
Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.
Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.
Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. Душой семьи была мать Евгения Андреевна. 49 лет она прожила в Новоспасском, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Юный Глинка воспитывался по методе того времени. Была у него гувернантка-француженка, обучавшая его читать и писать. Архитектор, нанятый в имение, учил рисовать. Глинка рано заинтересовался географией, начав путешествовать по книгам и картам, и они определили его дальнейший интерес к странствиям.
Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. Она с особой охотой пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумев привить ему любовь к родному фольклору. Глинка всегда тепло вспоминал ее, и, несомненно, многое из услышанного в детстве от няни глубоко запало ему в душу.
Усадебный дом в Новоспасском
был построен И.Н. Глинкой в 1807-1810
годы на месте предыдущего. Из документа
1860 года известно, что это был «деревянный
двухэтажный дом, на каменном фундаменте,
с коридором, крытый гонтом, но от времени
ветхим, и обшит тесом с крыльцами и 4-мя
балконами, внутри обит бумажными обоями,
в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными
рамами, медными ручками, задвижками и
крючками 40... печей голландских из простых
изразцов со всею принадлежностью - 16».
На первом этаже располагались хозяйственные
помещения, бильярдная, столовая, зал,
гостиная, диванная, на втором этаже - спальни
и детская. Потолки комнат были расписаны
лучшими московскими мастерами.
Кроме господского дома в Новоспасском было еще множество построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т.п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.
До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.
Во время войны много
деревьев было вырублено, и сейчас в
парке Новоспасского
Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М.И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач.
Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные пенаты, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.
В последний раз М.И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать. Желая поддержать себя, для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям. Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что без матушки в Новоспасское не приедет.
После смерти матери композитора - Е.А. Глинки (1783- 1851) усадьбой владели его сестры - Л.И. Шестакова и О.И. Измайлова. В 1879 году Новоспасское перешло к коломенскому купцу Ф.Т.Рыбакову, который в 1882 году распродал обстановку, разобрал дом с флигелями и перевез их в Коломну, где они вскоре сгорели. В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.
После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов.
В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения.
По архивным материалам и
воспоминаниям восстановлены
27 мая 1982 года в торжественной
обстановке был открыт музей-
Низовский, Андрей Юрьевич. Усадьбы России. Подмосковные. От Петербурга до Саратова / А.Ю. Низовский. - Москва : Вече, 2005. - 318 с.
Смирнов И.А. Смоленск – город русской славы. – М.: Моск. Рабочий, 1982.-158 с., ил.
Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Смоленской области. – Смоленск: Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, 2009.-136с.
Информация о работе История и культура Смоленска и Смоленской области