Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:19, контрольная работа
Трудно найти уголок Земли, где не любили бы чай. Этот напиток занимает второе место после воды. Чай – поистине волшебный продукт.
Введение......................................................................................................................3
1. История чаепития....................................................................................................5
2.Современные тенденции чаепития........................................................................9
2.1 Чайная церемония в Китае...................................................................................9
2.2 Японская чайная церемония.................................................................................9
2.3 Западные традиции чаепития...............................................................................9
2.4 Чаепитие в России. Традиции и современные тенденции...............................10
Заключение..................................................................................................................11
Список используемой литературы............................................................................13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. История
чаепития......................
2.Современные
тенденции чаепития......................
2.1 Чайная
церемония в Китае.........................
2.2 Японская
чайная церемония.....................
2.3 Западные
традиции чаепития......................
2.4 Чаепитие
в России. Традиции и современные тенденции.....................
Заключение....................
Список
используемой литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Трудно найти уголок Земли, где не любили бы чай. Этот напиток занимает второе место после воды. Чай – поистине волшебный продукт. Это не только полезный и приятный напиток – очень широко чай применяется в разных, часто неожиданных целях. Чай – удивительный напиток. Его тонкий вкус и непревзойденный аромат действуют на человека магическим образом. Расслабляют, помогают освободить мысли от тревог либо, напротив, тонизируют, наполняют энергией и жизненной силой. Наверное, именно эти качества сделали чай незаменимым атрибутом современной жизни. Однако мало кто задумывается о том, что в мире имеется более двух тысяч видов чая. Все они условно делятся на семь категорий: зеленый, цветочный, белый, желтый, улун, красный и черный. Эти категории перечислены в порядке возрастания степени ферментации. В разных странах мира существует своя специфика чаепития. Статистика показывает, что этот благородный напиток пьют в 150 странах по всему миру, причем в каждой стране сложилась своя культура потребления чая.
Чай был сначала лекарством, а после сделался напитком. В Китае, в восьмом столетии, чай вошел в область поэзии, как средство утонченного развлечения. В пятнадцатом столетии чай возвысился до религии эстетизма - тиизма. Тиизм - это культ, основанный на поклонении прекрасному среди низости повседневного существования. Этот культ предписывает чистоту и гармонию, тайну милосердия во взаимных отношениях романтизм социального порядка. По существу, это - культ Несовершенного, поскольку он представляет слабую попытку совершись что-то, возможное в условиях того невозможного, что мы называем жизнью.
Тиизм проник и в элегантные будуары и в жилище смиренных. В обыденной речи на Востоке говорят о человеке, что в нем "совершенно нет чая", когда он нечувствителен к трагикомической стороне личной драмы. А о неукротимом эстете, который, не обращая внимания на мирскую трагедию, бросается стремглав в поток эмоций, говорят, что в нем "слишком много чая".
Посторонних наблюдателей удивляет внимание, оказываемое этой церемонии, некоторые шутливо называют ее «бурей в чашке чая». Но восточная философия говорит о том, насколько мала чаша человеческого наслаждения, как часто она переливается через край слезами и как легко осушить ее до дна в неутолимой жажде бесконечного. Люди предавались культу Вакха, прославляли даже кровавый образ Марса. Почему же не посвятить себя «Королеве Камелий», почему не радоваться теплому потоку сочувствия, который течет от ее алтаря. Жидкий янтарь в фарфоре цвета слоновой кости может дать посвященному ощущение соприкосновения с мягкой сдержанностью Конфуция, с остротой Лао-Цзы и со всей мудростью Востока. Поэтому данную тему следует изучать и можно следует отнести ее в разряд актуальных.
Цель работы:
- изучить историю чая, современные тенденции чаепития.
Задачи:
-изучить историю возникновения чая.
- рассмотреть
современные тенденции
Данная работа состоит из двух глав и заключения. В первой главе изучена история чая, во второй - рассмотрены современные тенденции чаепития. В заключение сделан вывод о том, какую роль занимает место в культуре разных народов.
Для написания работы были изучены учебные пособия таких авторов, как Виноградская В., Гневко М.В., Виноградский Б. Учебное пособие Виноградской В. помогло изучить историю чая и чаепития, а учебное пособие Виноградского Б. рассмотреть традиции чаепития.
1. ИСТОРИЯ ЧАЕПИТИЯ
Чай - напиток,
который получается с помощью
заваривания листа чайного
Потребление чая для многих народов мира является неотъемлемой частью национальной культуры, а сам чай при этом считается продуктом первой необходимости. История чаепития в разных странах различается; свое влияние на ее развитие оказывали климатические условия, произрастающие в стране сорта чая, общественно-политические события и многие другие факторы.
Родина чая – Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама. Согласно китайской мифологии, чай был открыт героем Шэнь-нуном, покровителем земледелия и медицины, одним из Трёх Великих, создавших все ремёсла и искусства. Как говорит история ,этот герой путешествовал по миру в поисках целебных трав. В 2737 году до н.э. он приготовил чай из листочков чайного дерева. Отвар понравился Шэнь-нуню и с тех пор он других напитков не пил.
Само слово "чай" пришло к нам через тюркские языки из северокитайского cha, в то время как источником названия в Западной Европе послужило южнокитайское te. Как это получилось, проследить так же трудно, как и установить точное время появления напитка в разных регионах.
Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии. По одной из них, чай возник во времена творения Земли и Неба, его связывают с именем Государя Солнца Янь-ди. По другой, император Южного Китая Чен Нунг (III тысячелетие до н.э.) однажды попробовал напиток, который случайно получился из листьев, нечаянно попавших в кипяток. Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать и сохранить эти листья и издал указ о применении его по всей стране.
Исторические памятники подтверждают, что чай был известен в Китае уже в период троецарствия (220 - 280 годы). Возделывание его как культуры относится к 350 году.
Индусы считают, что чайный куст случайно обнаружил принц Бадхидхарма, путешествуя по Южному Китаю.
По японской легенде чайный куст вырос на том месте, куда упали веки принца Дарумы, которые он обрезал, чтобы не заснуть во время медитации. С этого куста последователи Дарумы собрали листья и приготовили бодрящий напиток.
Долгое время считалось, что кусты – единственный вид этого растения.
В 1763 году один шведский мореплаватель привез известному естествоиспытателю Карлу Линнею из Китая живой чайный куст. Ученый, будучи уверен в уникальности этого растения, присвоил ему в своей классификации название thea sineusis – "чай китайский". И лишь в XIX веке в индийской провинции Ассам, в Бирме и Лаосе были открыты чайные деревья. Ботаникам пришлось признать, что чай имеет и другой вид, которому было дано название thea assamica – "чай ассамский". Чем дальше на север, тем мельче чайные кусты, а ближе к экватору это уже большие деревья.
Первенство и превосходство дикого китайского кустового чая по сравнению со всеми известными его разновидностями было доказано и путем биохимического анализа советским химиком К.М. Джемукадзе.
Китайские философы говорили, что чай лучше вина, так как, укрепляя и взбадривая, он не вызывает опьянения, и лучше воды, так как не является переносчиком инфекции.
Вначале чай употребляли правители и священнослужители как целебное питье, снимающее усталость, укрепляющее силы и зрение, или в составе мазей, например от ревматизма. Использовать чай как напиток на его родине начали в V веке. Чай ценился очень высоко – императоры дарили его своим сановникам в знак поощрения. В VI веке это любимый напиток знати. Но к Х веку чай уже стал национальным напитком в Китае и, соответственно, предметом торговли.
В Европу чай был ввезен в XVI - XVIII веках португальцами и голландцами. Укоренившись в Нидерландах, употребление этого напитка превратилось в традицию послеобеденного чаепития и распространилось через Атлантику до Нью-Амстердама.
В 1664 году купцы Ост-Индской английской компании привезли в дар королю два фунта чая. 2Дар был принят, напиток оценен по достоинству, и началось триумфальное шествие чая, сначала как предмета роскоши, доступной богатым и знати, а значительно позднее – как традиционного напитка широких слоев. Он стал доступен горожанам лишь с конца XVIII века, после снижения налога на чай, но для большинства оставался еще слишком дорогим. Чай пили в кафе (первое из них принадлежало Томасу Твиннингу, ткачу по профессии), где при недостатке разменной монеты в качестве сдачи можно было получить чайные талоны, которые принимались магазинами как обычное средство платежа.
В 1793 году лорд Макартни вывез из Китая семена чая и передал их в Калькуттский ботанический сад для изучения и культивации.
Индия, бывшая тогда колонией Британской империи, активно развивала производство чая. В 1860 году было реализовано уже около 2 тыс. тонн. Теперь встал вопрос о темпах перевозки.
По бескрайним
морским просторам неслись
На Яве, Суматре, во Вьетнаме чай начинают разводить в первой половине XIX века, во второй половине – в Африке и Южной Америке, в начале ХХ века – в Северной Италии и Южной Швейцарии. В настоящее время разведение чая освоено и в Австралии.
В России традиция употребления чая имеет многовековую историю. Созданию оригинального чайного этикета в нашей стране во многом способствовали особенности русского характера, а также суровые климатические условия: благодаря этим факторам традиционное чаепитие в России существенно отличается от церемоний, свойственных другим странам.3
На протяжении
длительного времени «
В наши дни
чай продолжает сохранять статус
неотъемлемой части быта россиянина;
процессы заваривания чая и само
чаепитие зачастую носят ритуальный
характер. Отечественный рынок
Другая история рассказывает о знаменитом буддийском проповеднике, основателю чань-буддизма Бодхидхарме. По преданию, он медитировал, но уснул. Проснувшись в гневе от отрезал себе ресницы и бросил их на землю, на следующий день на том же месте выросли саженцы чайного дерева. Бодхидхарма попробовал отвар из листьев этого дерева и понял, что отвар прогоняет сон.
В любой чайной традиции приготовление чая включает следующие шаги:
1.Подготовка к чаепитию.
2.Подготовка заварки.
3.Нагревание воды.
4.Подготовка посуды для чаепития.
5.Заваривание
6.Разлив чая
7.Питье чая.
2.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧАЕПИТИЯ
2.1 Чайная церемония в Китае
В
Китае распространено
2.2 Японская чайная церемония
В Японии - не каждое чаепитие церемония. Ритуал приготовления напитка из порошкового чая пришел в Японию из Китая, но на исторической родине не прижился, а с купеческими караванами попал в Японию, тогда и было положено начало японской чайной церемонии, дошедшей до наших дней. Ритуальный плоский зеленый чай растирают в тончайшую пудру, специальной деревянной ложечкой насыпают ее в керамическую чашку, заливают горячей водой и взбивают бамбуковой метелочкой в густую пенистую массу. Ведущий церемонии передает чашку почетному гостю и тот, сделав 3 глотка, передает чашку по кругу. На вкус чай очень терпок, так как концентрация чая 100-200 гг заварки на 500 г воды. Смысл японской чайной церемонии - помочь людям отрешиться от суеты, достичь внутреннего равновесия, ощутить гармонию с внешним миром. Чайная церемония проходит непременно в отдельно стоящем в саду чайном домике, размером 8 м². Дверь очень низкая, чтобы гордый человек склонился в поклоне, и узкая, чтобы самураю неудобно было внести с собой меч, и он оставил бы его у дверей. В последнее время в Японии набирает силу новая тенденция. Вместо того, чтобы «пить чай» люди предпочитают «есть чай», используя его в качестве добавок к различным пищевым продуктам от лапши до шоколада. Первые чайные продукты были выпущены на японский рынок в 1953 г. В Токио, например, во французском ресторане готовят блюда с добавлением чайной крошки, которая придает аромат, создающий впечатление свежести и изысканности. Кроме того, это позволяет повысить потребление витаминов и предотвращает появление запаха во рту.
Информация о работе История и современные тенденции чаепития