Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 01:03, курсовая работа
Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху - период завершения формирования рабовладельческого способа производства и утверждения рабства.
Эпоха Античности начинается в 8 веке до н. э. с формированием греческих городов-государств: Спарты, Афин, Фив; с подъемом Карфагена; основанием Рима; с проведением первых олимпиад, а заканчивается на рубеже 5-6 веков уже нашей эры с падением Западной Римской империи.
Введение………………………………………………………………….3
1. Экономические идеи Древней Греции……………………………...4
1.1 Экономические взгляды Ксенофонта………………………………. 4
1.2 Идея идеального государства по Платону…………………………. 6
1.3 Основа обмена по Аристотелю……………………………………... 8
2. Экономические идеи Древнего Рима……………………………....12
2.1 Экономические советы Катона Старшего……………………… 12
2.2 Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона………… 15
2.3 Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла……………18
Заключение……………………………………………………………...23
Список литературы………………
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
«Национальная экономика»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«История экономических учений»
на тему:
«Экономические учения Древней Греции
и Древнего Рима.»
Выполнил студент группы № 10710/1
__________________________А.А.
Преподаватель
___________________________
Е.В. Рытова
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение………………………………………
1.
Экономические идеи Древней
1.1 Экономические взгляды Ксенофонта………………………………. 4
1.2 Идея идеального государства по Платону…………………………. 6
1.3
Основа обмена по Аристотелю………
2. Экономические идеи Древнего Рима……………………………....12
2.1 Экономические советы Катона Старшего……………………… 12
2.2 Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона………… 15
2.3 Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла……………18
Заключение…………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху - период завершения формирования рабовладельческого способа производства и утверждения рабства.
Эпоха Античности начинается в 8 веке до н. э. с формированием греческих городов-государств: Спарты, Афин, Фив; с подъемом Карфагена; основанием Рима; с проведением первых олимпиад, а заканчивается на рубеже 5-6 веков уже нашей эры с падением Западной Римской империи.
Важнейшими экономическими проблемами периода античности, нашедшими отражение в древнегреческих и древнеримских письменных памятниках, являлись обоснование преимуществ и незыблемости устоев натурального хозяйства, обоснование законности и справедливости рабства, организация и управление частным рабовладельческим хозяйством и разработка ряда проблем товарного хозяйства.
У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства.
Наиболее
глубоко и полно экономическая
мысль античности была выражена в
трудах древнегреческих и
Наибольшее развитие экономические отношения эпохи античности получили в Древней Греции и Древнем Риме. Что касается самого термина «экономика» («домоводство»), то он пришел к нам из древнегреческого («ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - закон, правило).
1. Экономические учения Древней Греции
1.1
Экономические взгляды
Ксенофонта
О характере экономического строя Древней Греции мы узнаем из трудов Ксеофонта Афинского (444-356 до н. э.). Своеобразны названия его трудов: «Домострой», «О доходах», Трактат Ксенофонта «О земледелии» - настоящая сельскохозяйственная энциклопедия. Первые два произведения посвящены экономическим вопросам. В сочинении «О доходах» он рассматривал проблемы улучшения финансового положения Афин. В произведении «Домострой» даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства.
В
своих работах Ксенофонт
Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Для Гражданина полиса более достойным является умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, - земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль.
В отличие от земледелия ремесло не является достойным занятием. Оно не способствует гармоничному развитию тела; обрекает занимающегося ремеслом на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Свободному гражданину не пристало быть ремесленником
Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготавливать одежду. Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.
Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как ученый, который одним из первых определил значение разделения труда, указал на его зависимость от размеров рынка. В крупных городах, «где каждый работник находит многих покупателей», человеку достаточно знать одно ремесло или даже отдельные его операции. В мелких же городах, чтобы прокормиться, одному человеку нужно выполнять различные работы.
Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, т.е. того, «чем человек умеет пользоваться». Его заслугой является и то, что "ценность" товара он объяснял двояко, как вещи обладающей двумя свойствами - полезностью и способностью к обмену. В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависти от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться. Флейта для того, кто не умеет на ней играть, не представляет ценности, как и земля которую хозяин не способен обрабатывать. И деньги не являются ценностью для человека, который не умеет ими пользоваться.
Представляют интерес и его высказывания о природе денег, которые он трактовал как специфический товар, накопление которого не имеет пределов. Деньги Ксенофонт рассматривал, прежде всего, как богатство, т.е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Ксенофонт предлагал накапливать деньги на черный день, для возможного расширения производства, кроме того, он признавал и функцию денег как средства обращения.
1.2
Идея идеального государства
по Платону
Знаменитый греческий философ Платон (427-347 до н. э.) родился в Афинах в аристократической семье, был учеником Сократа. Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства. Основные политико-экономические работы – «Диалоги», «Государство», «Законы».
Также как и Ксенофонт, Платон в целом придерживался натурально-хозяйственной концепции. Наиболее почетным видом деятельности он считал земледелие, менее почетным - ремесло и совершенно недостойным для свободных людей занятием он считал торговлю. Рабство, по его мнению, есть естественная и вечная форма эксплуатации.
Платон отметил прогрессивное значение разделения труда в обществе. В нем он видел не только основу деления общества на сословия, но и основной принцип строения государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей – естественное явление.
В произведении «Государство» представлен проект идеального государства. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделиться на три сословия: философы (правители), воины, а также ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производственной сфере – в сельском хозяйстве, ремесле, торговле: рабы находятся вне социальной структуры общества.
По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два первых сословия не должны заниматься производительным трудом, он - удел членов третьего сословия и рабов. Но ни правители, ни стражи не должны иметь никакой собственности и жить в лагерях-общежитиях, питаться совместно и не пользоваться деньгами. Всем необходимым им для подобной жизни должны были их обеспечивать третье сословие и рабы.
Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.
В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неуничтожимые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.
В своем идеальном государстве Платон сохранял торговлю и деньги. Торговля, по его мнению, необходима потому, что она обслуживает в государстве разделение труда. А деньги являются неизбежным спутником торговли. Поэтому он уделил деньгам специальное внимание. Но сущности их он не понял. Он признавал лишь две функции денег - мера стоимости и средство обращения. К функции денег в качестве сокровища, в отличие от Ксенофонта он относился крайне отрицательно.
Одним
из первых среди античных мыслителей
Платон поставил вопрос об основе и
уровне цен. Он считал, что рыночные
цены должны устанавливаться и
1.3
Основа обмена по Аристотелю
Наиболее глубоким исследователем экономических проблем Древней Греции был ученик Платона философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика».
Как и его предшественники, Аристотель наиболее важной и почетной сферой деятельности людей этот ученый считал земледелие, где свободные должны выполнять лишь функции управления и надзора, а физическим трудом должны заниматься рабы.
Он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов. Одна из проблем – стремление понять, что лежит в основе обмена продукции, чем определяются отношения обмена? К примеру, обмена «продукта « деятельности врача и земледельца – людей заинтересованных во взаимном обмене, но «не одинаковых и не равных»?
По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтересованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измерителем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «Если нет потребности друг в друге, то обмен и не происходит». То, что подвергается обмену, должно быть сравнимо. Для этого по соглашению между людьми была введена монета: «она все соизмеряет, что дороже, и что дешевле, например, сандалий равны дому или пропитанию». Монета делает вещи соизмеримыми.
Сами деньги он трактовал, упрощенно, как средство обращения, изобретенное людьми для удобства обмена. Естественными их функциями он считал функции средства обращения и меры стоимости.
Информация о работе История Экономических Учений Др. Греции и Др. Рима