История Экономических Учений Др. Греции и Др. Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание

Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху - период завершения формирования рабовладельческого способа производства и утверждения рабства.
Эпоха Античности начинается в 8 веке до н. э. с формированием греческих городов-государств: Спарты, Афин, Фив; с подъемом Карфагена; основанием Рима; с проведением первых олимпиад, а заканчивается на рубеже 5-6 веков уже нашей эры с падением Западной Римской империи.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Экономические идеи Древней Греции……………………………...4
1.1 Экономические взгляды Ксенофонта………………………………. 4
1.2 Идея идеального государства по Платону…………………………. 6
1.3 Основа обмена по Аристотелю……………………………………... 8
2. Экономические идеи Древнего Рима……………………………....12
2.1 Экономические советы Катона Старшего……………………… 12
2.2 Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона………… 15
2.3 Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла……………18
Заключение……………………………………………………………...23
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

       Важное  место в воззрениях Аристотеля занимает представление о «естественном», «природном», о том, что ничего в природе не существует напрасно. Из рассуждений Аристотеля следует, что естественное, т.е. соответствующее природе, является справедливым. Именно с этой точки зрения Аристотель рассматривает многие вопросы.

       Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Аристотель понимал, что главное в отношениях между людьми при обмене – это пропорция, в которой одно благо обменивается на другое. «…иметь больше своей доли значит «наживаться», а иметь меньше, чем было первоначально, - значит «терпеть убытки», как бывает при купле, продаже и всех других (делах), дозволенных законом. А когда нет ни «больше», ни «меньше»…. говорят, что у каждого его доля и никто не терпит убытка и не наживается».

       Более всего Аристотеля занимал вопрос основания, или критерия, с помощью  которого можно было бы судить, какая  пропорция обмена справедлива, а  какая – нет. Ясного ответа у него не получилось, но в целом рассуждения  Аристотеля можно резюмировать следующим образом:

       - обмен происходит, если тех, кто  обменивается, связывает взаимная  потребность и если то, что  подлежит обмену, в каком-то смысле  равно и имеет общую меру;

       - общей мерой при обмене является  потребность, которую на практике ее заменяют деньги (монета), причем деньги – это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми;

       - обмен справедлив, если соотношение  сторон отражает соотношение  их работ;

       - совершая между собой обмены, люди участвуют в общей (общинной) жизни, которая без справедливых обменов невозможна.

       Рассуждая о путях приобретения богатства  и удовлетворения потребностей, он выделил две сферы - экономику и хрематистику.

       Целью экономики, по его мнению, является удовлетворение материальных потребностей человека и общества, приобретение полезных, необходимых людям вещей. Деятельность в этой сфере, обусловленной естественными причинами, и является необходимой. К экономике он относит земледелие – наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляющую собой обмен предметами первой необходимости.

       Хрематистика - это искусство наживать состояние  посредством торговли. Целью здесь  является богатство. Поэтому она  не является необходимой и не сообразуется с законами природы. К хрематистике Аристотель относил морскую, транзитную и розничную торговлю, ростовщичество, разработку и использование природных богатств (полезных ископаемых, лесов и т.п.).

       Как и Платон, Аристотель предложил свой проект идеального государства. По его мнению, «человек по природе своей существо политическое», и полис (государство) имеет естественное происхождение.  Поэтому идеальное государственное устройство должно в целом соответствовать социальной структуре полиса. Оптимальный тип государства представляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть средние слои, так как они не обладают пороками бедных и богатых – развращенностью и несправедливостью, гражданами могут быть только земледельцы, и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему государству, другая – отдельным гражданам». Только граждане имеют право управлять государством и защищать его, именно эти два занятия должны быть основными для них. Гражданам «непозволительно заниматься ремеслом или жить за счет торговли, так как эти виды деятельности постыдны и вредят доблести», они не должны также заниматься и возделыванием земли. По мнению Аристотеля, тот, кто занимается физическим трудом, стремиться к выгоде, не обладает досугом, необходимым «и для развития добродетели, и для политической деятельности».

       Граждане  составляют незначительную часть населения, остальные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности государства  в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах, идеальное государство должно иметь все необходимое для самостоятельного существования.

       Особое  место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Этого  вопроса касались многие греческие  мыслители и писатели, в том  числе Ксенофонт и Платон. Рабы, по мнению Аристотеля, - это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как и от домашних животных.

       В целом можно сказать, что в  Древней Греции активно разрабатывались  теоретические вопросы, среди которых  товар и его свойства, стоимость, деньги и их функции. Не оставались без внимания  и проблемы организации и ведения домашнего хозяйства. Прежде всего, этими вопросами занимался Ксенофонт.  Он вывел зависимость качества продукта от степени разделения труда.

       По  мнению Платона,  разделение труда лежит в основе человеческого общества. Он писал, что у каждого человека множество потребностей, но одна способность и, следовательно, человек должен жить в обществе для удовлетворения своих потребностей и в обществе должно быть разделение труда. Аристотель, как и Платон, подчеркивал естественность разделения труда.

       Ксенофонт различал товар и продукт (товар - продукт, способный к обмену). Платон и Аристотель: поднимали теоретические  проблемы. Например, проблему соразмерности  товаров, из которой они сделали вывод, что, хотя существует равенство пропорций, людей, занимающихся обменом, т.е. обмен справедлив, но в самом товаре это равенство не заложено. Равенство обеспечивается деньгами, т. е искусственным инструментом, созданным людьми.

      2.  Экономические идеи Древнего Рима

       2.1 Экономические советы Катона Старшего 

      Древний Рим являлся античным государством, в котором рабовладельческие  производственные отношения были более  развиты, чем в Древней Греции. Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к порабощению многих племен и народов. Положение римских рабов, происходивших в основном из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции. В отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство.

       Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства  которых были связаны с рынком, был Катон Старший (234- 149 гг. до н.э.). В своем сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».

       С точки зрения Катона, хозяин, стремящийся  рационально организовать работу и поучить, возможно, больший доход, должен при покупке имения обратить внимание на плодородие почвы, месторасположение хозяйства. Особенно важной Катон считает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение также имеет количество и качество дорог.

       Прежде  чем покупать виллу, будущий хозяин должен посмотреть, много ли в усадьбе  прессов, а также сосудов для  хранения земледельческой продукции. По мнению Катона, самое лучшее имение должно обладать следующими угодьями: виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д. Позднее комментаторы этого места трактата считали, что Катон отобразил шкалу доходности отраслей сельского хозяйства. Это не лишено определенных оснований, поскольку писатель обращал внимание на условия торговли и количество прессов, а на первое место в списке культурных, угодий поставил виноградник, а не масличный сад.

       Катон был сторонником натурального хозяйства, хотя рекомендовал «продавать вообще все лишнее». Писатель выступал за самообеспеченность поместья, поскольку «хозяину любо продавать, а не покупать». Как рачительный хозяин, Катон советует продавать масло, если оно в цене, тем самым, предлагая при организации хозяйства выделять доходные отрасли. Так, на пригородных виллах он рекомендовал возделывать виноград. Однако хозяйственные, советы Катона в отношении коммерции звучат робко. Автор трактата как бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных принципов, те отрасли земледелия, которые потенциально могли стать коммерческими. Эта противоречивость воззрений Катона на характер организации средней рабовладельческой виллы была очень типична для начала II в. до н. э., когда специализация поместий только начиналась. Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Каждый раб получал в поместье «задание»- работу определенного вида и ее объем. Подобные «уроки» были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба. По данным римских агрономов, раб обрабатывал мотыгой от 1/4 до 3/4 югера в день, косил 1 югер, пахал по тяжелой земле югер за три дня, а по легкой — двое суток. Система «уроков» позволяла рабовладельцу установить, как шла работа в его отсутствие. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам. Катон советовал подыскивать среди рабов надзирателя (вилика) и ключницу. Вилик должен вести расчет «уроков», разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего вилика рабы всегда в работе. Он «первым встанет с постели и последним ляжет в постель». Вилик должен отчитываться перед хозяином. Работая, он узнает, что у рабов «на уме, и они будут покладистее в работе». Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды. Практика ведения рабовладельческого хозяйства показывала, что, непрерывно занимая рабов, необходимо было сокращать и нормы их довольствия. Помимо рабов Катон предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено. Однако вилику давалась инструкция не задерживать наемных работников в поместье более одного дня.

       Как экономист-практик, Катон пытался  установить оптимальные пропорции  «элементов» производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств. По его  мнению, оливковую виллу в 240 югеров могли обслуживать 13 работников (вилик, ключница, 5 работников, 3 пахаря, погонщик ослов, свинопас и овчар). Катон скрупулезно перечислял весь набор инструментов и предметов домашнего обихода, вплоть до лоскутных одеял рабов. В винодельческом хозяйстве в 100 югеров может трудиться 16 работников. При этом средства производства и предметы быта представлены гораздо шире, чем в других виллах. Виноградарство было более интенсивным типом агрикультуры.

       Значительное  внимание Катона к набору средств  производства и даже бытовых предметов  объясняется стремлением автора повысить доходность имения. Пригородное имение, по его мнению, хозяин «должен устроить и засадить так, чтобы оно было как можно прибыльнее». Катон первым в экономической мысли Древнего Рима поднял проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Катон стремился достичь соответствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, рентабельность подневольного труда ставилась в зависимость от множества факторов. В трактате Катона просматривается идея видеть рабовладельческое поместье не просто формой натурального хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией.

       2.2 Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона 

       Известным экономистом-аграрником был Марк Тёренций Варрон (116—27 до н. э.), принадлежавший к  сословию всадников. До нас дошли три книги его трактата «О сельском хозяйстве», написанные уже в преклонном возрасте. Композиционно три книги представляют соответственно земледелие, животноводство и приусадебное хозяйство (птицеводство, рыболовство и пчеловодство).

       Согласно  Варрону, «земледельцы должны стремиться к двум целям: к пользе и удовольствию». Но «польза требует того, что доходно; а удовольствие - того, что приятно; на первом месте скорее стоит полезное, чем приятное». Однако прежде, чем бросать семена в землю, Варрон советует изучить основные элементы Вселенной: воду, землю, воздух и солнце. По его мнению, следует не только хорошо знать свойства местной почвы, но и выяснить, какое для этого требуется оборудование.

       Первая  книга Варрона посвящена организации  рабовладельческого хозяйства, и преимущественно полеводству. К садоводству и виноградарству автор трактата обращается редко. Хлебные нивы поместий были, по-видимому, немалыми, поскольку Варрон советовал «продать сбор колосьев» после жатвы. Облик поместья, по его мнению, определяет агрикультура, а в конечном итоге - свойства почвы. Поэтому ценность имения могут определять не виноградники, как полагал Катон, а хорошие луга. Причем Варрон соглашался с теми, кто считал, что «виноградник сам пожирает свои доходы». Варрон сомневался в эффективности рабовладельческого хозяйства, практикующего интенсивную культуру винограда.

Информация о работе История Экономических Учений Др. Греции и Др. Рима