История либерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 04:35, курсовая работа

Описание

В настоящее время наблюдается развитие интереса к идеям либерализма в России. Может это связано с кризисом, который наблюдается сейчас во всем мире, и попытками обвинить в данном кризисе тех политиков, которые допустили его, а может это вызвано развитием нашего общества в целом. Целью данной работы не является рассмотрение причин обращения к либерализму, поэтому мы не будем на этом останавливаться. Гораздо более интерес вопрос о развитии либерализма в России, именно как политической системы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.docx

— 35.56 Кб (Скачать документ)

 

3

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается  развитие интереса к идеям либерализма  в России. Может это связано  с кризисом, который наблюдается  сейчас во всем мире, и попытками  обвинить в данном кризисе тех  политиков, которые допустили его, а может это вызвано развитием  нашего общества в целом. Целью данной работы не является рассмотрение причин обращения к либерализму, поэтому  мы не будем на этом останавливаться. Гораздо более интерес вопрос о развитии либерализма в России, именно как политической системы.

Неслучаен выбор именно либеральной  политической системы: как сказал один классик, «все земные печали были в  этом краю», ни одна политическая система  не удовлетворила, осталось попробовать  только либерализм. Тем более, что  как отмечает Леонтович В.В., в  советское время он оценивался «резко негативно». Существует много работ, посвященных различным аспектам либерализма, о его роли в обществе и культуре России, о причинах его  поражения, однако следует признать, что многие его идеи и принципы являются основополагающими в современном  мире. Вот эти вопросы мы и попытается рассмотреть.

Идеи либерализма – это плод Запада: истоки прослеживаются в христианских учениях, развиваются в идеях  Ренессанса, получают подкрепление в  научной революции Ньютона и  трудах ученых эпохи Просвещения, и  получают окончательное закрепление  в идеи неотчуждаемости прав человека на жизнь, свободу и собственность  – главном лозунге Французской  буржуазной революции.

Сам термин появился в Европе в 30 – 40-е годы XIX века. Само понятие «либерализм» имеет тесную связь с развитием среднего класса в Европе, с развитием буржуазии.

Именно в XVIII веке эти идеи проникают в Россию, и далее получают развитие уже на самобытной русской почве.

Леонтович В.В. указывает, что еще  в XVI веке на Руси наблюдались идеи либерализма, хотя они и не получили поддержке в обществе и были «задавлены» идеями абсолютизма. Все таки более доказательной ,является его точка зрения, что манифест Петра III от 18 февраля 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» стал первым документом, ограничившим власть императора. Именно с этого момента дворяне получили возможность выбирать гражданскую или военную службу, или вообще остаться в своем поместье. Хотя, конечно, Петр III вряд ли думал, что его документ может стать первой ласточкой в основе либерального движения в России.

4

1.Этапы  русского либерализма

Отмечается  три этапа («волны») русского либерализма:

Первый – это этап зарождения либерализма в «верхах»: поддерживался  Екатериной II и Александром I. В качестве примера можно отметить проект конституции Сперанского М.М. В период правления Екатерины II в апреле 1785 года была подписана жалованная грамота дворянам, по которой впервые в истории России появилась частная собственность дворян на землю. Хотелось бы и дальше развивать эту идею, что и пытались сделать декабристы, но на этом этапе этого нельзя было сделать. То есть в данном случае можно согласиться с Кавелиным К.Д., что в России основные идеи протекают обычно сверху вниз. Хотя правление Павла I и идеи французской революции, просочившиеся в России, привели к тому, что уже Александр I начал внедрять либеральные идеи в жизнь, но ему удалось сделать очень мало в данном направлении. Хотя 12 декабря 1801 года мещанам и купцам была предоставлена возможность приобретать земли ненаселенного назначения. А 20 февраля 1803 года появлялись «свободные землепашцы» - крепостные, которые с согласия помещиков могли селиться отдельно и работать тоже отдельно, по договоренности с помещиком. Реформы Сперанского М.М. не были направлены на отмену крепостного права, но все остальные вопросы они в той, или иной мере решали. Так, крестьяне получали хоть какие-то гражданские права, и устанавливалось право каждого на справедливый суд. Несмотря на разгром декабристов, их идеи получили развитие в многочисленных кружках (например, Белинского В.Г., Герцена А.И. и многих других). Либеральное движение начинает крепнуть благодаря отмене крепостного права, различным судебным, военным и земским реформам, которые подталкивали общество к конституции. Она и была разработана Лорис-Меликовым М.Т., но Александр II не успел ее подписать.

Однако именно в этот период наметился  тот раскол, который проявится  в начале XX века. Отмена крепостного права привела к тому, что крестьяне замкнулись в своем насущном мирке, в своих проблемах, в то время как либералы полагали, что отмена крепостного права приведет к росту и значимости личности в обществе, будут осознаны и восприняты ценности осознания связи личных усилий и личных усилий и личных благ. На данном моменте и произошло размежевание крестьян и народа и либералов: стремление к личной реализации, к становлению личности крестьяне рассматривали как оторванность от жизни, взгляд свысока.

5

Второй – это «консервативный» либерализм, ознаменовавшийся идеями Кавелина К.Д., Чичерина Б.Н., Струве П.Б. Идеи второго этапа оказали существенное влияние на работы Франка С.Л. и Булгакова  С.Н. Благодаря этому, крепнет земское  движение. Хотя и контрреформы, проводимые Александром III, привели к тому, что большая часть просвещенного общества начала склоняться к идее реформизма и конституции.

Третий – это осмысление проблем  правового государства. Он представлен  идеями Кареева Н. И., Новгородцев  П. И., Кистяковского Б. А., Гессена  С. И., Ковалевского М. М., Милюкова П. Н., Петражицкого Л. А., Муромцева С. А. и  др. В этот период русская интеллигенция  начинает понимать, что между современными потребностями общества и единоличной  властью императора существует противоречие. Интеллигенция, ощущавшая влияние  европейского либерализма, начала требовать  ликвидации неограниченного самодержавия, на его замене его конституционно-парламентским строем, введения всеобщего избирательного права и демократических свобод. Именно в этом этапе получило развитие движение либеральной партии кадетов. Хотя революция 1905-1907 гг. привела к размежеванию внутри либеральной партии и потери ее влияния на общество. Тем более надо отметить, что в рассматриваемый период либералы больше критиковали действия властей, но не предпринимали каких-то конкретных шагов. Их практическая деятельность была не видна.

2.Расцвет русского либерализма.

Наивысшего расцвета русский либерализм достиг в период 60-80-х годов XIX века и в начале XX века, в это время и сформировались его основные идеи. Тогда же были разработаны самые интересные и значимые

политические идеи, которые обогатили  русский либерализм на долгие годы. Хотя уже в начале XX века либерализм проиграл социал-демократизму, но до сих пор нет ни единого научного труда, который бы объективно мог объяснит, почему так произошло.

После событий 1917 года развитие либерализма  у нас в стране остановилось, что  можно объяснить, в первую очередь  тем, что был полностью уничтожен  средний класс, даже сама идея о нем; уничтожалась русская интеллигенция, весь цвет нации был или расстрелян, или сослан, или эмигрировали. Все  это привело к тому, что практически  на протяжении 70 лет идеи русского либерализма  не поддерживались и не развивались. Данный факт можно назвать весьма удручающим, так как восстановить то, что разрушалось на протяжении многих десятилетий, очень сложно.

 

6

Таким образом, получается, что сейчас мы переживаем четвертый этап (четвертую  «волну») либерализма в нашей  стране.

Здесь возможно несколько путей:

1) реставрация дореволюционного  либерализма,

2) адаптация современного западного  либерализма,

3) создание нового либерализма.

Вероятно, что первый путь невозможен, так как безнадежно потеряны культурные, политические и социальные связи  с идеями либерализма дореволюционной  поры.

Второй путь тоже вряд ли возможен, так как сейчас на Западе наблюдается  кризис идей, раскол либерального движения, отсутствие единых политических партий, который бы могли представлять реальную опору для развития российского  либерализма.

Таким образом получается, что мы должны создать что-то новое, свое. Безусловно, это очень сложно сделать, так  как годы гонений привели к  тому, что сейчас либерализм не воспринимается как значимая политическая и социальная сила. Критика либерализма в работах  марксистов-ленинистов привела к  тому, что само слово «либерализм» имеет в современном обществе негативный оттенок.

Также отмечает Леонтьев К., в России либерализм всегда не признавался православной церковью. На Руси издревле считалось, что царь – это наместник Бога на земле, и принять идею о том, что человек по своей природе  свободен и имеет право на свою собственность, он не мог.

В данном случае можно говорить о  том, что для современного российского  человека важнее именно внешний контроль, а не внутренний. Хотя либерализм в  России выступает как деятельность просвещенной элиты, которая пытается внести эти идеи в общество. Однако следует признать, что установление связи либералов с народом  чаще всего претерпевает крах. И  зачастую эту проблему пытались решить путем реформ, то есть опять-таки сверху.

 

3. Основной принцип либерализма

Либерализм — система  индивидуалистическая, дающая человеческой личности и ее правам превосходство  надо всем остальным. Однако либеральный  индивидуализм не абсолютен, а относителен. Либерализм отнюдь не считает, что человек  всегда добродетелен и воля его всегда направлена на благие цели. Наоборот, либерализм хорошо знает, что человек, будучи наделен  более или менее самостоятельным  сознанием и относительно свободной  волей, может стремиться ко злу так  же, как и к добру. Поэтому в  отличие от анархизма (известные  извращения которого и можно считать  проявлением абсолютного индивидуализма), либерализм требует создания объективного правового государственного порядка, противостоящего воле отдельных  людей и связывающего ее.

7

Поэтому он одобряет учреждения или общественные формы, в которых  отдельный человек подчиняется  определенному порядку и дисциплине. Тем не менее, это — индивидуалистическая система, потому что отдельный человек, личность стоит на первом месте, а  ценность общественных групп или  учреждений измеряется исключительно  тем, в какой мере они защищают права и интересы отдельного человека и способствуют осуществлению целей  отдельных субъектов. Таким образом, основное задание государства и  всех прочих общественных объединений  — защита и обеспечение этих прав. “Цель всякого политического  союза — сохранение естественных и неотъемлемых прав человека”. (Декларация прав человека и гражданина, 1789, ст. 2).

Либерализм считает своей  целью благополучие и даже счастье  человека, а следовательно, расширение возможностей для человеческой личности беспрепятственно развиваться в  полном своем богатстве. В согласии с этим либерализм считает основой  общественного порядка личную инициативу, предпринимательский дух отдельного человека. Поэтому, как уже было сказано, либерализму свойственно сводить  к минимуму все организации и  все регламенты, которые являются элементом объективного порядка  и как таковые противостоят субъективной предпринимательской инициативе отдельного лица и тормозят его энергию.

Из этого основного  принципа либерализма —т.е. из убеждения, что социальный порядок зиждется на предпринимательском духе и воле отдельных лиц и оправдывается  в той мере, в какой защищает субъективные права личности,— вытекают все дальнейшие требования либерализма. Либерализм провозглашает незыблемость частной собственности перед  лицом государственной власти, потому что в ненарушимом обладании  благами, принадлежащими отдельным  лицам, он видит самую действенную  гарантию возможности для отдельного человека спокойно преследовать свои цели и развивать свои способности.

В общем, основные принципы либерального индивидуалистического  общественного порядка изложены с предельной краткостью и ясностью (чем они благоприятно отличаются от современных попыток декларации основных прав) во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Эта  декларация провозглашает четыре основных права, представляющих собой основу либерального порядка. Права эти:

1. Свобода.

2. Собственность. 

3. Безопасность.

4. Право сопротивления  (насилию, подавлению).

Названные права представляют собой то, что мы понимаем под  названием гражданской свободы. Такая личная свобода имеет два  аспекта: 1. Отмену частной правовой зависимости в любой форме.

8

 Гарантию беспрепятственного  проявления личной инициативы  в предприятиях любого рода, иными  словами, полную автономию частной  инициативы также и по отношению  к власти.

Поскольку названные человеческие права принято определять как  естественное, природное право, ясно, что они в одинаковой мере должны принадлежать всем людям. Из признания естественного характера человеческих прав или основных прав личности вытекает требование равенства всех людей в правовом отношении. “Человек рождается свободным и остается свободным, и все люди равны в правовом отношении”,— гласит 1-я статья Декларации прав человека.

Информация о работе История либерализма в России