История либерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 04:35, курсовая работа

Описание

В настоящее время наблюдается развитие интереса к идеям либерализма в России. Может это связано с кризисом, который наблюдается сейчас во всем мире, и попытками обвинить в данном кризисе тех политиков, которые допустили его, а может это вызвано развитием нашего общества в целом. Целью данной работы не является рассмотрение причин обращения к либерализму, поэтому мы не будем на этом останавливаться. Гораздо более интерес вопрос о развитии либерализма в России, именно как политической системы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.docx

— 35.56 Кб (Скачать документ)

Нужно уметь совершенно ясно отличать политическую свободу от свободы  гражданской. Политическая свобода  — это право гражданина участвовать  в управлении государством. 6-я статья Декларации гласит: “Все граждане имеют  право лично или через своих  представителей участвовать в законодательном  процессе”. Гражданская свобода, т. е. основные права, на признании которых  построен гражданский строй, является самой высокой ценностью государства и его основным принципом.

 

4.Особенности российского  либерализма середины 50-х- начала 60-х годов.

 

Начатые Александром II преобразования за некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. И консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали надежды на нового императора. Каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали ее собственным представлениям о реформах. И когда эти представления и реальные шаги правительства не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правящие круги.

Александр II , приступив к разработке крестьянской и иных реформ, фактически начал выполнять программу либералов.  Поэтому главной задачей представители этого движения стали считать поддержку правительства. Крупным успехом сторонников преобразований стало включение в конце 50-х годов многих либеральных деятелей в состав Редакционных комиссий.

К тому же многие либералы полагали, что в России еще не созрели  условия для введения конституции. И если даже об этом будет объявлено, считали они, то она либо останется  лишь на бумаге, либо усилит влияние  консерваторов, так как большинство  мест в парламенте неизбежно займут дворяне, а это может привести к свертыванию либеральных преобразований.

 

9

Но это не означало, что  русские либералы отказались от идеи принятия конституции и введения народного правительства. Они считали, что страну необходимо готовить к  этому шагу: проводить реформы  государственного управления, совершенствовать местное самоуправление, развивать  хозяйство, поднимать материальный и культурный уровень жизни народа т.е. создавать основы гражданского общества.

Отказавшись на время от своего основного требования, либералы полагали, что то же самое должны сделать и другие общественные силы.

Главным видом деятельности либералов всех направлений в  конце 50-х годов стала работа в дворянских губернских комитетах по выработке условий крестьянской реформы. На комитетских заседаниях в открытых спорах с противниками реформ приобретались навыки политической борьбы, умение отстаивать свои взгляды. Именно тогда и сложился самый радикальный вариант либеральной программы.

Центром создания такой программы  стала Тверская губерния. В 1857 году предводителем местного дворянства был избран автор либерального проекта  отмены крепостного права А.М. Унковский. Он сумел увлечь своими идеями большинство  Тверского комитета. В конце 1859 года Унковский был сослан в Вятку  за то, что дворянство губернии заявило  протест против запрещения обсуждать  крестьянский вопрос в печати. В  дальнейшем Унковский продолжил  свою деятельность в Тверской губернии.

1862 год начался в России  с громкого скандала. Тверское  дворянство направило Александру  II адрес,  в котором объявлялось « перед лицом всей России», что оно отказывается от всех своих сословных привилегий.

К.Д.Кавелин и Б.Н. Чичерин, а также либеральные чиновники  и правительство отрицательно восприняли тверской адрес. Особенно подозрительным им показалось то, что парламентская  идея исходит от дворянства. Рождались  опасения, что дворяне стремятся  к народному правительству только затем, чтобы сорвать проведение крестьянской реформы.

 

5. Разногласия в либеральном  движении.

 

Подрыву единства либералов  способствовали и другие события. Осенью 1861 года группа петербургских профессоров  – К.Д.Кавелин, А.Н.Пыпин, Б.И.Утин, М.М.Стасюлевич – осудила действия властей по наведению «порядка» в Петербургском университете, где произошли студенческие волнения, и вышла в отставку. Результатом стал разрыв между К.Д.Кавелиным и Б.Н.Чичериным, который поддержал полицейские гонения против студентов.

В 1866 году « мятежные »  профессора основали журнал « Вестник  Европы », ставший наиболее влиятельным  либеральным органом 

10

западнического направления. Журнал отстаивал идеи конституционной  монархии, гарантии прав личности, законности и свободы печати. Особое внимание уделялось земству, которое рассматривалось  как орган народного представительства  и основа будущего парламента.

Разлад в либеральное  движение внесло также восстание  в Польше в 1863-1864 годах. Часть либералов поддержала действия правительства по подавлению этого восстания, заняв крайние националистические позиции.

 

6. Земское движение конца  70-х годов.

 

Новый подъем либерального движения пришелся на конец 70-х –  начало 80-х годов. В это время  молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ. Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод.

НЕ найдя понимания  у властей, некоторые радикально настроенные представители земств обратили внимание на «революционные возможности масс» и взяли  на вооружение нелегальные методы борьбы. В декабре 1878 года по предложению  И.И.Пентрукевича была предпринята  попытка заключить своеобразное соглашение с революционными организациями. Основой такового соглашения могло стать согласие революционеров  « временно приостановить всякие террористические акты» в обмен на обязательства земцев « подняит в широких общественных кругах и прежде всего в земских собраниях открытый протест против правительственной внутренней политики и предъявить требование коренных реформ в смысле конституции». Однако соглашение не состоялось. Более успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления на правительство. В апреле 1879 года тайный съезд земских деятелей  в Москве принял решение организовать выступление земских собраний с требованиями политических реформ. В этом же году земцы попытались наладить нелегальное издание литературы.

Надежды на возвращение доверия  между земскими либералами и правительством появились после прихода к  власти М.Т.Лорис-Меликова. Он не только провозгласил курс на сотрудничество власти и общества, но и стал претворять его в жизнь. Однако после гибели Александра II шанс для сотрудничества   либералов с властью оказался утерянным.

 

 

 

 

 

11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Либерализм не  стал ведущей политической силой  в стране. Его опора в обществе  была очень слабой – интеллигенция  да незначительная часть дворянства.

Развитию либерализма  в России мешали безграмотные и общинные формы жизни основной массы населения. Крупным просчетом либералов  было то, что в момент отмены крепостного  права они не добивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые  могли бы стать опорой их движения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

   В экономической  области либерализм выступает  за свободный рынок и свободное  состязание между предпринимателями  без посредников и судей, за  борьбу, где выигрывает самый  отчаянный за не ограничиваемый  государством товарообмен. Государству  отводилась роль  «ночного сторожа», охраняющего собственность.

   В последнее трети  XIX века появляется так называемый новый либерализм, авторы которого отклонили учение о государстве – « ночном стороже». Они заявили, что государство должно проводить реформы, способные защитить наименее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

   В начале ХХ  века новые либералы предлагали  ввести социальное страхование  по безработице, инвалидности, пенсионное  обеспечение престарелых. Новые  либералы призывали государство  использовать достижения экономического  прогресса для всех представителей  общества. В отличие от либерализма  середины XIX века новые либералы признали за правительством и партиями право играть главную роль в урегулировании имеющихся в обществе противоречий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

Использованная литература:

  1. Леонтович В. В. История либерализма в России. — М.: «Русский путь», 1995
  2. Юдовская, А.Я. Новая история , 1800-1913: Учебник / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина.- 10-е изд. – М: Просвещение, 2006 -270с.
  3. Данилов, А.А.  История России XIX век: Учебник / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е изд. – М: Просвещение, 2008-287с.

2

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..3

  1. Этапы русского либерализма…………………………4
  2. Расцвет русского либерализма………………………..5
  3. Основной принцип либерализма……………………..6
  4. Особенности российского либерализма середины

50-х- начала 60-х годов………………………………8

  1. Разногласия в либеральном движении………………..9
  2. Земское движение конца 70-х годов…………………10                                                

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..11

Использованная литература…………………………………..12

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта, Т. 1-3, Москва, 2008
  2. Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 2004.
  3. Леонтович В. В. История либерализма в России. — М.: «Русский путь», 1995
  4. Леонтьев К. Чем и как либерализм наш вреден? (Варшавский дневник, 1880 год) // Леонтьев К. Записки отшельника.- М., 2007.
  5. Новикова Л., Сиземская И. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15

1 Леонтович В. В. История либерализма  в России. — М.: «Русский путь», 1995

2 См., например: Новикова Л., Сиземская  И. Либеральные традиции в культурно-историческом  опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15; Леонтович В. В. История  либерализма в России. 1762—1914. - М., Эко, 1995; Замалеев А. Ф., Осипов  И. Д. Русская политология: обзор  основных направлений. СПб., 2004.

3 Замалеев А. Ф., Осипов И. Д.  Русская политология: обзор основных  направлений. СПб., 2004.

4 Ахиезер А.С. Россия: критика  исторического опыта, Т. 1-3, Москва, 2008

5 Замалеев А. Ф., Осипов И. Д.  Русская политология: обзор основных  направлений. СПб., 2004.

6 Леонтьев К. Чем и как либерализм  наш вреден? (Варшавский дневник, 1880 год) // Леонтьев К. Записки отшельника.- М., 2007.


Информация о работе История либерализма в России