История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:11, курс лекций

Описание

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.
Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием.

Работа состоит из  1 файл

1-6 история педагогики ответы.docx

— 63.78 Кб (Скачать документ)

1.Зарождение  воспитания как  особого вида деятельности 

Многие  тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического  типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет  назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как  нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в традициях и народном творчестве.

Воспитание  зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись  по мере обогащения общественного опыта  и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало  всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху  выделения человека из животного  мира, которое сопровождалось переходом  к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные  растения, рельеф местности, повадки  животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая  как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого  вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание.

Предпосылкой  и существенным фактором становления  воспитания как вида деятельности стала  эволюция материальных связей между  людьми первобытной эпохи, необходимость  поддерживать и развивать такие  связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения  к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении  как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало  определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных  людей было изготовление и использование  орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому  роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном  обществе являлись практически единственными  показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково  к повседневной жизни, так как  проистекало из общинного образа жизни,  питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического  типа в генезисе воспитания начался  новый этап.

Возникновение семьи. Воспитание детей  в семье 

В 9 —8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети  со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и  волшебство. Вот почему действиям, связанным  с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным  и ловким охотником. Магический смысл  придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка  слегка били жареной многоножкой  по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

  Появление организованных  форм воспитания 

Люди  первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными  дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и  потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознан-ный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к  природе все чаще переходил к  воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности  менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки  организованных форм воспитания, которое  постепенно сосредоточивается в  руках специально назначенных для  этого лиц.

В первобытных  общинах охотников и собирателей  срок детства и воспитания был  весьма непродолжительным (девять-одиннадцать  лет). Самых младших мальчиков  и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам  трудовой деятельности: дети проводили  много времени в играх, в которых  имитировали жизнь взрослых. При  этом старейшины и священнослужители  следили, чтобы дети не нарушали установленных  общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили  с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали  девочек-подростков ведению домашнего  хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие  воспитания было минимальным. Маленьким  членам общины в поведении предоставлялась  значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это  могли быть шлепки или угрозы физического  наказания (например, удар палкой по следу  ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и  не могло быть и идиллическим, поскольку  люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма  ужесточили его. Часто стали применяться  физические наказания.

Коллективная  традиция воспитания на исходе первобытнообщинного  периода привела к появлению  своеобразных домов молодежи для  детей и подростков. По сути, это  были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были

совместные  игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников  в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет  мальчики и девочки воспитывались  совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки  обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили  инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.

Программа подготовки к инициации для мальчиков  включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для  девочек - обучение ведению домашнего  хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков  сопровождались болевым ощущением  от удара, щипка, укола наставника.  

2. Общее и особенное  в генезисе воспитания  и школы 

Начало  истории школы и воспитания как  особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций  Древнего Востока, зарождение которых  относится к 5 тысячелетию до н. э.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций  не совпадало, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе - воспитания и обучения. Такая общность - объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную эпоху - от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.

Воспитание  стало определяться главным образом  общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный  характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и  потребностей детей, постепенно превратившись  в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой - воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Переходный  период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и  обучения: качественно менялись способы  передачи культурного наследия предков  от взрослых к детям. Возникали специальные  образовательные структуры для  обучения подрастающего поколения.

В эту  эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью - клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При  переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует  специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала  слогового (в древней Ассирии), а  затем фонетического (в древней  Финикии) письма, привело к упрощению  и облегчению обучения грамоте, что  увеличивало "производительные возможности" школы.

Начавшееся  на исходе первобытной истории отделение  умственного труда от физического  вызвало к жизни появление  новой специальности - учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких  социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними - и сфера, содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных  цивилизаций были семья, церковь  и государство. Поскольку семья  была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой  стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью  и служителями культов.

Обучение  и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был  продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело  крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких  рамках определенного общественного  положения.

Информация о работе История педагогики