Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:11, курс лекций
Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.
Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием.
Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку. Автор явно спорит с теми, кто отходил от традиционной покорности и безынициативности Он пишет, что такие люди уподобляются растению, лишенному тепла и воды.
Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений типа: "Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке", "Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль". Чтение, запись и запоминание подобных наставлений было отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи.
Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Так что семья являлась первичной ячейкой обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионально-го обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми, упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость.
Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Позже в таких семьях появляются небольшие группы учеников.
Приобретение
грамотности, профессия писца
Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: "Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью".
По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.
Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных текстов.
В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.
Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали.
На первоначальной стадии обучения заботились прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее оружия", "Речь спасает, но может и погубить", - читаем мы в древнеегипетских папирусах.
В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения
по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.
Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства ( V в. до н. э.) появляются школы врачевате-лей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.
Особое
место занимали царские школы
t где дети высшей знати учились вместе
с отпрысками фараонов и их родственников.
В таких школах особое внимание уделялось
переводу на живой язык древнейших текстов.
4.Общ. хар-ка школы и пед.мысли Древнего Китая. Идеи Конфуция об образовании.
В основе
богатых и своеобразных педагогических
традиций Древнего Китая, как и других
первых человеческих цивилизаций, лежит
опыт семейно-общественного
5.Общая хар-ка вопросов вос-я и обучения в Др. Индии.
История Древней
Индии распадается на две главные
эпохи, рубежом между которыми является
VI в. новой эры: дравидско-арийскую и
буддийскую. Цивилизация дравидских племен
- коренного населения Индийского полуострова
до 1-й половины 2-го тысячеления н. э. - соответствовала
культурному уровню первых государств
Двуречья. Воспитание и обучение носили
семейно-сословный характер, причем роль
семьи была первостепенной. Школьное образование
в долине Инда, скорее всего, появилось
в доарийский период в городах хараппской
культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших
довольно тесные связи с государствами
Месопотамии. История сохранила об этой
культуре мало сведений. Несколько сотен
печатей с надписями на своеобразном письме,
глиняные чернильницы для письма - вот,
пожалуй, и все вещественные памятники
образования тех времен. В течение 2 - 1
тысячелетий до н. э. территория Индии
была освоена арийскими племенами. На
базе отношений коренного населения с
завоевателями-ариями возник строй, позднее
получивший название кастового. Население
было поделено на четыре основные касты,
или варны. Три высших касты составили
потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии
(воины), вайшьи (земледельцы-общинники,
ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей
кастой - являлись шудры (наемные работники,
слуги, рабы). Наибольшими социальными
привилегиями пользовались брахманы.
Кшатрии - профессиональные воины - в мирное
время содержались за счет государства.
Вайшьи относились к свободной трудовой
части населения. Шудры не имели никаких
прав, а лишь одни обязанности. Совершенно
жалкое существование влачили потомки
дравидов - т. н. парии. Кастовость наложила
специфический отпечаток на развитие
воспитания и обучения в Древней Индии.
Другим не менее важным фактором генезиса
воспитания и образования стала религиозная
идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую
эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий
период. В дравидско-арийскую эпоху сложились
достаточно устойчивые представления
о том, какими должны быть воспитание и
обучение. Они основывались на идее, что
каждый должен развивать свои нравственные,
умственные и физические качества так,
чтобы сделаться органичным членом своей
касты. У брахманов ведущими качествами
считались интеллектуальные достоинства,
у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев
- трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.
Сформировался и взгляд на идеальное воспитание
(претендовать на него могли лишь высшие
касты), согласно которому человек рожден
для насыщенной счастливой жизни. Воспитание
предусматривало умственное развитие
(ясность суждений и рассудочное поведение),
духовность (способность к самопознанию),
4 физическое совершенство (закаливание,
владение собственным [ телом), любовь
к природе и прекрасному, самообладание
и сдержанность. Наивысшим проявлением
нравственного поведения считалось содействие
общему благу. Развернутые характеристики
такого идеального воспитания мы находим
в древнем эпосе. Так,, в сказании индоарийцев
"Бха-гавата-пурана" дано. подробное
описание образцов воспитания божественного
и мудрого Кришны. Эпический царь - воин
и пастух - рос среди сверстников в совместных
играх и труде. Позже родители отдали его
в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями
Кришна более двух месяцев усердно изучал
веды, сделавшись знатоком всяческих разнообразных
умений и искусств и овладев людской премудростью.
Носителем идеального воспитания был
также Рама - герой другого древнеиндийского
эпоса "Махабхарата". Вот как виделся
этот образец человеческого совершенства:
"Никто не мог сравниться с царевичем
в силе и отваге, и всехпревзошел Рама
и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением.
Исполненный добродетелей, он никогда
не кичился и не выискивал пороков у других.
Чистый душою, он был приветлив и кроток
в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен
со старшими. Постоянно в часы отдыха он
упражнялся в воинском искусстве, он вел
полезные беседы с умудренными возрастом,
наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы
и обычаи, был красноречив и рассудителен
и никогда не уклонялся с пути долга".
Своеобразной священной и одновременно
учебной книгой была также "Бхагавадгита"
(1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались
образцы содержания и путей воспитания
и образования. "Бхагавадгита" написана
в виде собеседований мудрого учителя
с учеником. В образе наставника предстает
божественный Кришна, в образе ученика
- царский сын Арджуна. Попадая в сложные
жизненные обстоятельства, Арджуна ищет
и находит у Кришны разъяснения для выхода
из создавшегося положения, каждый раз
поднимаясь на новый, более совершенный
уровень познания и поведения. Алгоритм
приобретения знаний выглядит следующим
образом: поначалу целостное изложение
учителем новых знаний, затем - дробный
анализ; раскрытие абстрактных понятий
сопровождалось обсуждением конкретных
примеров. Суть обучения по "Бхагавадгите"
состояла в следующем: Кришна ставил перед
Арджуной различные цели, расширяя и углубляя
их таким образом, чтобы побудить ученика
к самостоятельному поиску истины, научить
его приемам и методам познания. Процесс
обучения сравнивался со сражением, побеждая
в котором Арджуна поднимался к совершенству.
К середине 1-го тысячеления до н. э. в Индии
сложилась определенная традиция семейно-общественного
воспитания. На пер-щой ступени - в семье
- систематическое обучение не предусматривалось.
Для трех высших каст оно начиналось после
особого ритуала посвящения во взрослые
и ученики - упанаямы.
Не прошедшие инициацию становились отверженными,
их лишали Права иметь супругом представителя
своей касты, получать дальнейшее образование.
Так, в индоарийском обществе контролиро-
вались результаты семейного воспитания,
складывалось отношение к ученичеству
как закономерному этапу в жизни человека.
Порядок упанаямы, содержание дальнейшего
обучения для представителей трех высших
каст не были одинаковыми. Так, для брахманов
срок инициации приходился на 8-летний
возраст, для кшатриев - на 11-летний, для
вайшьев - на 12-летний. Программа образования
брахманов была более полной. У кшатриев
и вайшьев программа была менее насыщенной,
но профессионально направленной. Кшатрии
обучались военному искусству, вайшьи
- сельскохозяйственным работам и ремеслам.
Длительность обучения обычно не превышала
восьми лет. Но в исключительных случаях
оно продлевалось еще на 3 - 4 года. Программа
обычного обучения состояла прежде всего
в пересказах вед, обучении чтению и письму.
Повышенное образование получали немногие
юноши. В программу повышенного образования
входили: поэзия и литература, грамматика
и философия, математика, астрономия. Содержание
повышенного образования было для того
времени весьма сложным. Достаточно сказать,
что в Древней Индии впервые были введены
ноль и счет с помощью десяти знаков, которые
в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.
Порядок обучения в доме учителя во многом
строился по типу семейных отношений:
ученик считался членом семьи учителя
и, помимо приобретения образования, осваивал
правила человеческого общежития. Специальных
помещений для учебных занятий тогда не
было. Обучение проходило на открытом
воздухе. Появились своеобразные семейные
школы, где мужчины обучали молодежь,
устно передавая знания. Ученики выслушивали,
заучивали и анализировали тексты. Учителя
поначалу не получали вознаграждения.
Подарки имели, скорее, символическую
ценность. Основным способом компенсации
за обучение была помощь учеников семье
учителя по хозяйству. Приобретавшие повышенное
образование юноши посещали известного
своими познаниями учителя - гуру
(чтимый, достойный) либо участвовали в
спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи
городов начали возникать так называемые
лесные школы, где вокруг гуру-отшельников
собирались их верные ученики. В середине
1-го тысячелетия н. э. в истории древнеиндийской
^цивилизации начинается новая эпоха.
Происходят существенные изменения в
экономической, духовной жизни, в сфере
воспитания и обучения. Такие перемены
создали условия для зарождения новой
религии - буддизма, который, в свою очередь,
оказал определяющее воздействие на весь
уклад жизни Древней Индии. У истоков буддийской
традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни
(623 - 544 до н. э.). С точки зрения его последователей,
Будда (Просветленный) достиг высшего
духовного совершенства. Он выступал против
монополии брахманов в религиозном культе
и за уравнивание каст в религиозной жизни
и воспитании, проповедовал непротивление
злу и отказ от всех желаний (нирвана).
По преданию, Будда начинал просветительскую
деятельность в лесной школе близ города
Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру
- собирались ученики, которым он проповедовал
свое учение. Буддизм отверг принцип неравенства
каст, обратился к отдельной личности,
провозгласил равенство людей по рождению.
В буддийские общины принимали представителей
любой касты. Согласно буддийскому учению,
главной задачей воспитания является
совершенствование души человека, которую
следует избавить от мирских страстей
через процесс самопознания и самосовершенствования.
В этом процессе различались три основные
стадии: стадия предварительная, стадия
сосредоточенности, стадия окончательного
усвоения. В буддийскую эпоху происходят
изменения в учебной программе. Главное
внимание начали уделять обучению грамматике
санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим
языком Северной Индии. К этому времени
создан древнейший индийский слоговой
алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было
распространено несколько систем алфавитно-слогового
письма, пришедших на смену идеографическому
письму. Использование алфавитно-слогового
письма заметно повышало результативность
образования. Элементарное образование
получали в религиозных школах вед
и светских учебных заведениях. В школах
вед обучение носило сословный характер,
будучи адресовано представителям трех
ведущих каст. В светских школах учеников
набирали независимо от кастовой и религиозной
принадлежности, обучение носило более
практический характер В школах, вед акцент
был сделан на интеллектуальное образование
с элементами религии В некоторых буддийских
монастырях давали повышенное образование
В этом случае в программу обучения входило
изучение древних трактатов по философии,
математике, медицине и пр В учебных заведениях
наставник занимался с каждым учеником
отдельно, учителя получали денежное вознаграждение
Во II - VI вв происходит возрождение индуизма
В этот период, получивший название "необрахманского",
взгляды на воспитание претерпевают значительные
изменения Увеличивается число школ Воспитание
рассматривается как способ помочь человеку
научиться различать сущностное и преходящее,
достигать душевной гармонии и покоя,
пренебрегать суетным и бренным, добиваться
"плодов дела" В школах при индуистских
храмах, кроме санскрита, обучали чтению
и письму на местных языках Определились
два типа учебных заведений толь
(начальная школа) и аграхар
(учебное заведение более высокого уровня)
Аграхары представляли собой своеобразные
сообщества гуру и учеников Программы
аг-рахаров постепенно приближались к
жизненным потребностям Доступ в толи
и аграхары был расширен для представителей
разных каст С притоком кшатриев и особенно
вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания
географии, математики, языков, а также
врачевания, ваяния, живописи В ходе развития
организованного воспитания и обучения
в Древней Индии сложился ряд крупных
центров образования Среди таких центров
получили известность, например, комплексы
в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане),
Наланде (близ г. Бхуванешвара) Так, в Такташиле,
процветавшем почти пятьсот лет (до V в
до и э), жили известные ученые и философы
Они преподавали медицину, искусство,
астрономию, естествознание, коммерцию,
обучали магии, заклинанию змей Такташила
поддерживал культурные связи с некоторыми
странами Древнего Востока, например с
Китаем Не менее широкую известность получила
просветительская деятельность в Наланде,
где в период расцвета ( IV в до и э) действовали
школы при 13 буддийских монастырях с множе-
ством учеников и учителей Спектр изучаемых
предметов был весьма богат индуизм и
буддизм, логика, веды, медицина, филология,
языкознание, право, астрономия и пр
Таким образом, можно утверждать, что организованное
воспитание и обучение в Древней Индии
прошло длительный путь развития Постепенно
программа обучения приближалась к прак
тике жизни, становилась более доступной,
расширялся социальный круг учащихся.
6. Общая хар-ка воспитания в Античном мире. Пед. Системы Древней Греции.
Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.
1. Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э. Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников. Считается, что в произведениях Гомера, описавшего процесс воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в «Илиаде»), отражен именно данный период в развитии воспитания в античном мире. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека вслед за Гомером отразил Гесиод в поэме «Труды и дни».
2. Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям. Идеал развития личности в Спарте (Лаконии) сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В легенде, приводимой Плутархом, физически нездоровых детей сбрасывали в Тайгетскую пропасть. Однако, по данным исторических исследований, такие дети, конечно, не умерщвлялись, но воспитывались вне спартанской военной общины. Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) – представитель государственной власти, а непосредственное руководство – эйрены – юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить. Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо – для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение – для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.). Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи – способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях – агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку – публичные сечения. Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты. Задача воспитания мужественного и беспощадного воина решалась в процессе криптии – облавы на илотов, в ходе которой юношам разрешалось убивать самых строптивых рабов. «Испытательный год» заканчивался новым агоном, и подростки переходили в разряд эйренов, обязанностью которых становилась помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет. Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства. В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии «калокагахтия» – соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога (от греч. paidagogos). В переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» – «веду за руку», позднее слово «педагог» приобрело значение «вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя. С 7 лет дети поступали в школу. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. При обучении чтению применялся буквослагательный метод, сохранившийся в начальной школе вплоть до XIX в. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование. Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг, содержание обучения в котором преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и «гимнастике ума» в процессе обсуждения важных общественно-политических проблем. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях – беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался несению службы на границах государства. Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам. Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.