История России. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:10, шпаргалка

Описание

История России с древних времен до наших дней.

Работа состоит из  1 файл

Шпора по истории.docx

— 86.98 Кб (Скачать документ)

1. История как  наука, ее предмет, принципы  изучения и значения

Основные определения  истории: - процесс развития какого-то явления(история болезни),- процесс  развития человека, -наука, изучающая  прошлое природы и человека, - учебная дисциплина. Появления «Истории»  в Греции: Фалес применял к вопросам о происхождении. Гомер рассказы о былом.

Профессиональные  Историки: Геродот («отец»), Политий, Фукидид  – Греция;

Ливий, Тацит, Плутарх  – Рим. На Востоке история- бесконечная  цепь превращений человека в границах божественного. Русь: «Повесть временных  лет». Идеи цикличности в истории (араб Аль-Бируни, француз Боден, итальянец

Вико). В XVII-XVIII начался  процесс превращения истории  в науку. Россия:

Карамзин, Татищев. Гегель, Шеллинг: абсолютный дух в истории. Гердер

«генетическое» развитие истории. Всемирная История делится  на: -по времени

(история первобытная,  древняя, средневековья, новая,  новейшая); -по географическому признаку (история Стран, регионов, частей  света); -по комплексным проблемам  (эпоха Возрождения…). Раздела истории:  экономическая, политическая, духовная, военная… Историч. Науки: антропология, археология, этнография… Смежные  науки: история техники, гос-ва  и права, воин, историография.  Историческое пространство(страны, регионы), Историческое время (для  отчета, периодизации). 

2. Савянский и  норманский фактор в образовании  древнерусского государства.

1. Норманская ( о завоевании  Руси варягами)2. Антинорманская3. теория  о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер,

Шлецер.

Суть:1)Восточные  славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва;2)Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.Доводы:1)слово Русь произошло  от древнейшего слоя варягов, которые  проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.;2)дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп- т;3)1-е киевск князья были варягами;4)в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена  платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.Антинорманская теория.Суть: вост славане сами сформировали гос- во, а варягине имели никакого отношения  к формированию в-слав г- ваДоводы1)термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан2)рюрик - не варяг по происхождению, он выходец  из вост пруссии3)у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне  были готовы создать гос-во.Теория о  призвании:Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.В  кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.Государство - это особый аппарат  управления, стоящий над об-вом  и призванный охранять обществ порядок.Признаки гос-ва:1)единая терр-рия2)наличие чиновнич апп- та3)армия4)наличие суд системыК 7-8 вв начинается тенденция объединения  терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени  оформились 12 союзов племен. Постоянно  выделяются родоплеменная знать, кот  начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять  суд ф-ции.Причины оформления гос-ти у В сл-н: усложнение эк жизни, отделение  ремесла от с/х,выделение воен сословия,появление  эк нерав- ва.Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в

Новгород приглашен  Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и  объединяет 2 центра. Факт объединения  Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:варяги - хорошие воины,у варягов уже  был опыт в созд-ии гос- ва,нейтральная  фигура 

3. Древнерусское  государство и его исторические  значения.

980 - 1015 - княжение  Владимира. 988 - ввёл христианство  на Руси, что соответствовало  новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование

Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание  древнерусской народности, объединение  земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти.

Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат  дани ). Княжеская администрация - посадники  и тысяцкие - чиновники органов  госуправления и личные слуги  князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались  видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли  князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые  и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами.

“Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное  время воины ).

Основное население  составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные  княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью  бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или  его дружиннику. Личное хо-во+право  на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие  с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных  групп; неустойчивость и наличие  промежуточных слоёв; выделение  сословных групп по происхождению  или по положению в гос-ве. Датой  образования Древнерусского государства  условно считается 882 г., когда князь  Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы  называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там  Аскольда и

Дира, он впервые  объединил северные и южные земли  в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство  часто называют Киевская Русь (киевское княжество, киевский каганат).Высшая категория  — КНЯЗЬЯ, из которой выделяются Великие князья.БОЯРЕ — знатные  люди, обладавшие вотчинами. Делились по происхождению на родовое боярство (в прошлом «старцы градские») и служилое боярство (верхушка княжеской  дружины).Средний слой населения  был представлен КУПЦАМИ и  ЗАЖИТОЧНЫМИ ГОРОЖАНАМИ в городах  и МЛАДШИМИ

ДРУЖИННИКАМИ.Зависимое  население: ЛЮДИ — все свободное  население;СМЕРДЫ — полусвободное  население, живущее на землях князя  и платящее подати;ЗАКУПЫ — полусвободные  люди, отрабатывающие долг (купу); РЯДОВИЧИ — работающие по

«ряду» — договору; ХОЛОПЫ — несвободное население, рабы. Как правило, холопами были военнопленные, а также бежавшие или не вернувшие  долг закупы;

ИЗГОИ — люди, стоящие  вне общества. Изгоями становились  вышедшие из общины смерды, позднее  — не обучившиеся грамоте дети священников и дети князей, не получившие «стола» до смерти родителя. Основные тенденции в развитии социальной структуры:1. Появление единого термина  — «бояре», включавшего в себя различные группы родоплеменной  и служилой знати,2. Деление дружины  на старшую и младшую и появление низшей части господствующего класса — отроков.3. Обогащение правящей верхушки — через государственную систему

(грабительские набеги  и перераспределение государственных  податей).4.

Появление вотчинного хозяйства (XI — XII вв.) с эксплуатацией  челяди.5.

Расслоение общины.Государственное  управление:1. Во главе государства  стоял

КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В первое столетие существования

Киевской Руси землями, подвластными Киеву, управляли племенные  князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии они были вытеснены  великокняжеской династией.Для Руси было характерно перераспределение  княжеских «столов» между всем родом  Рюриковичей (лествиничная система), когда  самый старший в роду правил Киевом, второй по старшинству —

Новгородом и т.д. В случае смерти киевского князя  вся лестница поднималась на ступень  вверх. Эта система очень скоро  стала крайне неудобной из-за невозможности  установить старшинство того или  иного члена рода. Это вело к  непрерывным войнам между ветвями  Рюриковичей.Функции князя:— обеспечение  внешней безопасности; издание законов; высший суд; глава администрации.Князь  был настолько необходимой частью политической системы, что, по свидетельству  очевидца, было удивительно, как два  месяца город жил без князя  и не был захвачен врагами.2. Князь  был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей  из профессиональных воинов. Сначала  дружина была едина и кормилась  при дворе князя, в последствии  выделяется старшая дружина, в которую  входят воины, получившие земельные  владения, — бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла  не только военные, но и административно-судебные функции.3. Наследием первобытно-общинного  строя было вече, регулярно собиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других городах. Решало вопросы  княжения, войны и мира, созыва народного  ополчения.Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в  ноябре князь с дружиной начинал  объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при  этом судебные функции. Размер государственных  повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и  регулировался обычаем. После гибели в 945 г. князя

Игоря, попытавшегося  произвольно увеличить размер дани, его вдова, княгиня

Ольга, установила фиксированный  размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: «становища и погосты».

4. Принятие христианства  на Руси и его историческое  значение.

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. Владимиру  удалось прекратить кровавую княжескую  междоусобицу, которая разгорелась  после смерти Святослава. Киев и  Новгород были вновь объединены, князь  контролировал весь Днепровский  путь. Своих сыновей он посадил  наместниками в главные города Руси. При Владимире произошло великое  событие в русской истории  — Русь приняла христианство. В  Х в. язычество господствовало среди  большинства населения. Придя к  власти, Владимир сначала пытался  укрепить языческую веру. Однако язычество  не могло стать духовной основой  объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства  и укрепления власти князя.Соседние с Киевской Русью государства  исповедовали религии, основу которых  составлял монотеизм, т. е. вера в  единого Бога. Большинство стран  Европы к этому времени были христианизированы. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический  брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который  был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.Причины, которые обусловили принятие Русью христианства:1)язычество  приводило к изоляции

Руси от христианского  мира Европы, тормозило развитие международных  связей и торговли;2)язычество мешало стабилизации и укреплению феодального  строя на Руси;3)требовалась новая  идеология, которая помогала бы утверждению  в стране новых отношений —  господства и подчинения;4)монотеизм  христианской религии укреплял авторитет  княжеской власти, способствовал  единению

Руси;5)появляющееся социальное неравенство на Руси требовало  новой идеологии, которая могла  бы оправдать богатство одних  и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.Влияние  христианства на судьбу страны:1)церковь  оказывала значительное воздействие  на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического  движения (Куликовская битва);2)принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними  христианизированными странами;3)церковь  способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а  также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;4)принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским  мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;5)церковь  способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и  философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;6)христианство укрепляло моногамную семью, устраняло  ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим  богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах  мужей и господ, что способствовало увеличению населения 

6. Причины распада  Древнерусского государства и  его последствия

С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим  князьям —

Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время  затормозить неизбежный процесс  дробления Киевской Руси, но потом  он возобновлялся с новой силой. И

Любечский съезд  князей в 1097 г. установил: «... кажцо да держит отчину свою».Можно назвать  следующие причины феодальной раздробленности  на

Руси:1)особенности  становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, арентой-налогом. Нужны  были гарантии того, что наследник  со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских  родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские  междоусобицы — это прежде всего  борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить  наиболее выгодные княжения и закрепиться  в ранге главы суверенного  княжества;2)натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных  боярских союзов;3)развитие боярского  землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и  самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая  могла бы обеспечить им военную и  правовую защиту, в частности в  связи с ростом сопротивления  горожан, смердов, способствовать захвату  их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту  власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами  и местными князьями;4)рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;5)в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток,

«путь из варяг в  греки» постепенно терял свое значение;6)борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в

Новгороде и Суздале  было гораздо спокойнее.Итак, в середине XII в. Киевская

Информация о работе История России. Ответы