Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:10, шпаргалка
История России с древних времен до наших дней.
1. История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения
Основные определения истории: - процесс развития какого-то явления(история болезни),- процесс развития человека, -наука, изучающая прошлое природы и человека, - учебная дисциплина. Появления «Истории» в Греции: Фалес применял к вопросам о происхождении. Гомер рассказы о былом.
Профессиональные Историки: Геродот («отец»), Политий, Фукидид – Греция;
Ливий, Тацит, Плутарх – Рим. На Востоке история- бесконечная цепь превращений человека в границах божественного. Русь: «Повесть временных лет». Идеи цикличности в истории (араб Аль-Бируни, француз Боден, итальянец
Вико). В XVII-XVIII начался процесс превращения истории в науку. Россия:
Карамзин, Татищев. Гегель, Шеллинг: абсолютный дух в истории. Гердер
«генетическое» развитие истории. Всемирная История делится на: -по времени
(история первобытная,
древняя, средневековья, новая,
2. Савянский и
норманский фактор в
1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)2. Антинорманская3. теория о призвании варягов
Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер,
Шлецер.
Суть:1)Восточные
славяне находились на низком уровне
развития и не были способны сформировать
гос-ва;2)Славяне были завоеваны варягами
кот и создали гос-во у вост
славян.Доводы:1)слово Русь произошло
от древнейшего слоя варягов, которые
проживали на юге Руси еще в 4-5
вв н.э.;2)дружина князя состояла из
варягов и из дружинников же формировался
чин-бюр апп- т;3)1-е киевск князья
были варягами;4)в «Пов Врем Лет» есть
упоминание о том, что славянск племена
платили дань варягам, а значит были
ими завоеваны.Антинорманская теория.Суть:
вост славане сами сформировали гос-
во, а варягине имели никакого отношения
к формированию в-слав г- ваДоводы1)термин
Русь они объясняют как сугубо
славянский от др слав племени роксолан2)рюрик
- не варяг по происхождению, он выходец
из вост пруссии3)у вост славян в 7-8 вв
существуют признаки государсвтенности,
что говорит о том, чт вост славяне
были готовы создать гос-во.Теория о
призвании:Суть: гос-во извне принести
невозможно, у вост признаки государственности.В
кач-ве 1-х князей они пригласили
варягов.Государство - это особый аппарат
управления, стоящий над об-вом
и призванный охранять обществ порядок.Признаки
гос-ва:1)единая терр-рия2)наличие чиновнич
апп- та3)армия4)наличие суд
Новгород приглашен
Рюрик, варяг. В 882 году его преемник,
князь Олег, захватывает Киев и
объединяет 2 центра. Факт объединения
Новг и Киева ознаменовал факт
обр-я единого восточнослав г-ва.
Почему был приглашен варяг:варяги
- хорошие воины,у варягов уже
был опыт в созд-ии гос- ва,нейтральная
фигура
3. Древнерусское
государство и его
980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование
Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти.
Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами.
“Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ).
Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и
Дира, он впервые
объединил северные и южные земли
в составе единого государства.
Так как столица была перенесена
из Новгорода в Киев, это государство
часто называют Киевская Русь (киевское
княжество, киевский каганат).Высшая категория
— КНЯЗЬЯ, из которой выделяются
Великие князья.БОЯРЕ —
ДРУЖИННИКАМИ.Зависимое население: ЛЮДИ — все свободное население;СМЕРДЫ — полусвободное население, живущее на землях князя и платящее подати;ЗАКУПЫ — полусвободные люди, отрабатывающие долг (купу); РЯДОВИЧИ — работающие по
«ряду» — договору; ХОЛОПЫ — несвободное население, рабы. Как правило, холопами были военнопленные, а также бежавшие или не вернувшие долг закупы;
ИЗГОИ — люди, стоящие вне общества. Изгоями становились вышедшие из общины смерды, позднее — не обучившиеся грамоте дети священников и дети князей, не получившие «стола» до смерти родителя. Основные тенденции в развитии социальной структуры:1. Появление единого термина — «бояре», включавшего в себя различные группы родоплеменной и служилой знати,2. Деление дружины на старшую и младшую и появление низшей части господствующего класса — отроков.3. Обогащение правящей верхушки — через государственную систему
(грабительские набеги
и перераспределение
Появление вотчинного хозяйства (XI — XII вв.) с эксплуатацией челяди.5.
Расслоение общины.
КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В первое столетие существования
Киевской Руси землями,
подвластными Киеву, управляли племенные
князья, избранные по родовому принципу.
Впоследствии они были вытеснены
великокняжеской династией.Для
Новгородом и т.д.
В случае смерти киевского князя
вся лестница поднималась на ступень
вверх. Эта система очень скоро
стала крайне неудобной из-за невозможности
установить старшинство того или
иного члена рода. Это вело к
непрерывным войнам между ветвями
Рюриковичей.Функции князя:—
Игоря, попытавшегося произвольно увеличить размер дани, его вдова, княгиня
Ольга, установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: «становища и погосты».
4. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.
В 980 г. великим киевским
князем стал Владимир Святославич. Владимиру
удалось прекратить кровавую княжескую
междоусобицу, которая разгорелась
после смерти Святослава. Киев и
Новгород были вновь объединены, князь
контролировал весь Днепровский
путь. Своих сыновей он посадил
наместниками в главные города Руси.
При Владимире произошло
Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;2)язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;3)требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;4)монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению
Руси;5)появляющееся
социальное неравенство на Руси требовало
новой идеологии, которая могла
бы оправдать богатство одних
и бедность других, утешить людей,
попавших в зависимость от феодала,
обещая им лучшую жизнь в ином мире.Влияние
христианства на судьбу страны:1)церковь
оказывала значительное воздействие
на политическую жизнь, поддерживала усилия
князей в борьбе за единство Руси, стояла
во главе общерусского патриотического
движения (Куликовская битва);2)принятие
христианства коренным образом изменило
международное положение
6. Причины распада Древнерусского государства и его последствия
С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям —
Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И
Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «... кажцо да держит отчину свою».Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на
Руси:1)особенности
становления феодализма на Руси. Князья
наделяли своих наследников не комплексом
обширных вотчин, арентой-налогом. Нужны
были гарантии того, что наследник
со временем будет главой княжества.
В то же время увеличение княжеских
родов и сравнительно малый рост
совокупного прибавочного продукта
обостряли борьбу между князьями
за лучшие княжества и территории,
с которых можно было получать
больший налог. Поэтому княжеские
междоусобицы — это прежде всего
борьба за перераспределение налога,
которая позволяла захватить
наиболее выгодные княжения и закрепиться
в ранге главы суверенного
княжества;2)натуральное
«путь из варяг в
греки» постепенно терял свое значение;6)борьба
с кочевниками ослабляла
Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.Итак, в середине XII в. Киевская