Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:30, контрольная работа
В 1503 г. был созван церковный собор, который бесстрашно коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены плата за поставление и зазорная жизнь вдовых священников, пьянство духовенства, в т. ч. и накануне совершения Божественной Литургии, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошел к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На арене этого собора выступили крупнейшие церковные деятели того времени - игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).
1)Московский период был периодом, когда был достигнут пик развития Русской Православной Церкви. Именно в этот период Церковь получила право поставлять своих митрополитов, а затем и патриарха, то есть стала автокефальной, осознала теоретически свою миссию главенства в Православном мире, а затем и возглавила его фактически.
Спор иосифлян и нестяжателей
В 1503 г. был созван церковный собор, который бесстрашно коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены плата за поставление и зазорная жизнь вдовых священников, пьянство духовенства, в т. ч. и накануне совершения Божественной Литургии, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошел к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На арене этого собора выступили крупнейшие церковные деятели того времени - игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).
Нил Сорский стремился осуществить на Руси большую реформу и иночества, и всего церковного быта православия. Главной целью этой реформы было освобождение иночества от каких бы то ни было экономических забот. Появление на Руси еретиков и их упорные гонения на Церковь Нил и его ученики, называемые "нестяжателями", объясняли, как и многие другие в то время, падением нравов и авторитета Церкви. Но причину этого падения они видели в обремененности землевладением и крупным хозяйством.
И вот против этого предложения восстал, как записано, весь собор, точнее - почти все традиционное большинство. Среди последнего доминировал голос наиболее продумавшего этот вопрос и подготовившего всю аргументацию "стяжательской" стороны Волоколамского игумена Иосифа. В защиту монастырского землевладения на соборе он привел два основных аргумента: во-первых, обратил внимание на греческих и русских святых, основавших первые монастыри, владевшие селами; а во-вторых, выразил опасение, что отсутствие монастырских сел приведет к тому, что "благородные человеки" перестанут принимать постриг, некого будет поставлять на различные церковные должности и наступит "поколебание веры". Точка зрения Иосифа была такова: обет отречения от стяжания каждый вступающий в нормальное общежитие берет на себя и несет наряду с двумя другими - полным послушанием и полным целомудрием. Этот принцип у Иосифа возведен в абсолют: инок категорически не должен иметь никакой собственности. Но принцип личного нестяжания иноков у Иосифа сочетался с принципом "коллективного" монастырского стяжания. Под эту формулировку полностью подпадает только строгообщежительное монашество, а не единолично-хозяйственный устав. В предпочтении общежития единолично-пустынническому подвигу вся сущность богословской системы Иосифа. А за ней - теократическая идея, идея неразделимости единого теократического организма церкви и государства. С этой всемирно-исторической высоты восточно-православной теократии он не отрицал, конечно, пустынножительской задачи личного спасения, но считал ее стоящей ниже о сравнению с идеальной нормой устава общежительного.
Таким образом, спор о монастырских селах - это только поверхность, а подлинная борьба происходила в глубинах, и спор шел о самых началах и пределах христианской жизни и делания. Сталкивались два религиозных замысла, два религиозных идеала, в конечном счете - две правды.
В конце XV в. Иосиф Волоцкий
написал произведение, специально посвященное
вопросам монашеской жизни, - краткую
редакцию Устава, предназначенного для
Иосифо-Волоколамского монастыря (пространная
редакция, как считают исследователи,
возникла позже). Этот Устав был рассчитан
на общежительный монастырь, жизнь
монахов в котором подвергалась
жесткой регламентации и
Прот. Георгий Флоровский писал, что правда Иосифа Волоцкого - это прежде всего правда социального служения, а его идеал - это своего рода "хождения в народ". С точки зрения Иосифа, все члены общества должны выполнять определенное служение. Не составляет исключения даже сам царь. И его Иосиф включает в ту же систему Божия тягла, - и царь подзаконен, и только в пределах закона Божия и заповедей обладает он своей властью. А неправедному или "строптивому" царю вовсе и не подобает повиноваться, он даже и не царь - "таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь, а мучитель". В этой системе и монашеская жизнь - это некое социальное тягло, особого рода религиозно-земская служба. Этому социальному служению, деланию справедливости и милосердия изнутри подчиняется у Иосифа и самое молитвенное делание. Монастырские села он защищает, можно сказать, из филантропических и социальных побуждений: он принимает их от имущих и богатых, чтобы раздавать и подавать нищим и бедным. Волоколамская обитель постоянно превращается игуменом то в странноприимный дом, то в благотворительную столовую для сирот и убогих, то в больницу.
В отличие от Устава Иосифа
Волоцкого, в Уставе ("Предании")
Нила Сорского формулируются только
самые общие правила монашеской
жизни; этот текст чужд той дотошной
и всеобъемлющей регламентации,
которая явно предстает со страниц
труда волоколамского игумена. Нил
Сорский побывал на Афоне, в монастырях
Константинополя, посещал лавры
Палестины, может быть, был на Синае.
В его "Предании" обнаруживаются
следы знакомства с "Преданием"
Саввы Освященного. Устав Нила Сорского
предполагал четыре главных (и допустимых)
источника материального
Разногласие между иосифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: одни стремились завоевать мир, работая в нем, другие преодолевали мир через преображение и воспитание вне мира нового человека, через становление новой личности. И те и другие в качестве примера обращались к опыту Сергия Радонежского, своей деятельностью осуществившего впоследствии уже недостижимый идеал. Два пути, диаметрально разошедшиеся через столетие после кончины преп. Сергия, в конце концов соединились после мучительных кровавых драм: и Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский были причислены русской православной Церковью к лику святых (первый - в конце XVI в., второй - в начале ХХ).
Крестьяне в Московском государстве. Закрепощение крестьян
Едва ли возможно в полной мере представить ту картину бедствий и разорения, какую являла собой Россия в 80-е гг. XVI в. на исходе царствования Ивана Грозного. Неудачная Ливонская война (1558—1583 гг.) и губительная опричнина (см. ст. «Иван IV: от боярского правления к опричнине») обескровили страну. Последствия этих событий, а также эпидемия страшной «чёрной смерти» — чумы — привели к катастрофическому запустению северо-западных и центральных районов России, население которых убегало на окраины, спасаясь от голода и опасностей. Бежали главным образом крестьяне-земледельцы, труд которых был основой благосостояния большей части государевых служилых людей — дворян. Поэтому именно в это время государство делает всё возможное, чтобы «закрепить» крестьян на земле, уничтожить саму возможность их ухода.
Закрепощение крестьян
История русского крестьянства
насчитывает века; корни её уходят
в седую древность. В разное время
отдельные группы (категории) земледельческого
населения на Руси назывались по-разному.
В Древнерусском государстве
лично свободных членов сельской
общины именовали людьми,зависимых
от князя пахарей — смердами. Существовали
также и другие группы зависимого крестьянства (закупы, рядовичи, холопы). В
эпоху политической разобщённости русских
земель и княжеств селян называли изорниками (от
древнеславянского «орати» — пахать), серебрениками(тех, кто
брал в долг деньги — «серебро» — с обязательством
отработать их своим трудом),половниками или исполо
Чем дальше в глубь веков, тем выше доля сельского хозяйства в экономике страны. Например, в средневековой России на протяжении столетий земледельцы составляли не менее 96—98% всего населения, а до 30-х гг. XX в. страна была преимущественно аграрной, крестьянской.
Русские крестьяне занимались животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством (добыванием мёда диких пчёл в лесу) и простейшими ремёслами, но главным их делом оставалось землепашество. Крестьянин испокон веков был земледельцем, который пахал землю и сеял хлеб, пас скот, выращивал овощи, разводил домашнюю птицу, выращивал лён и хмель.
С течением времени основная масса сельского населения Руси, а затем и России, теряла личную свободу. Крестьяне «прикреплялись» к земле и всё больше зависели от её владельцев в личном, имущественном и юридическом отношениях. Личное подчинение землевладельцам — вотчинникам, а затем и помещикам — постепенно приобретало тяжёлые формы и со временем перерастало в крепостничество.
Процесс оформления крепостного права
был длительным. В эпоху политической
раздробленности не было общего закона,
определявшего положение
Вотчинных и
поместных крестьян называют частновладельческими.
Основным типом поселения
Наиболее крупным из крестьянских
поселений было село, отличавше
В северных русских землях для обозначения
крестьянского поселения
При трёхполье
крестьянские наделы в XIV— XV вв. составляли
в среднем 15 десятин, в первой половине
XVI в. — около 8 десятин, к концу
этого столетия — вдвое меньше
(из-за всеобщего разорения и
В крестьянской среде трудиться
начинали в раннем возрасте: все
работоспособные члены семьи, к XVI
в. состоявшей чаще всего из супругов
с неженатыми и незамужними детьми,
имели свои обязанности по хозяйству,
которые неукоснительно выполнялись.
Семьи насчитывали от трёх-четырёх
до семи-восьми человек. Больших семей
в России, как правило, не было из-за
очень высокого уровня детской смертности,
хотя детей в семьях рождалось
много. По обычаю совершеннолетие в
крестьянских семьях наступало в 15
лет, и с этого же возраста начинали
нести повинности в пользу землевладельцев (тягло). Мальч