Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:57, курсовая работа
Самовар для русского человека был своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал неотъемлемым символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции
Введение. 3
Появление самоваров. 4
Начало самоварного производства в Туле 8
Самоварное дело Тульского края в 19-ом веке 10
Самоварные выставки 13
Тульские фабриканты 15
Самоварное дело Тульского края в 20-ом веке 17
Устройство самовара 19
Процесс производства 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Сыновья
умершего И. Г. Баташева получили право
сохранить за собой звание «придворный
фабрикант», а Торговому дому было
запрещено ставить клеймо «Большой
герб» на самоварах. Пренебрегая
всеми правилами, братья
Тейле ставят клеймо Торгового дома «Поставщик
двора его величества наследник И. Г. Баташева
— Н. И. Баташев в Туле», герб и оттиски
медалей. Наследники В. С. Баташева возбудили
уголовное дело в связи с тем, что только
они одни имели право ставить на своих
самоварах герб. Судебное дело тянулось
несколько лет, в результате самовары,
выпущенные Торговым домом Тейле с клеймами
с изображением герба, были уничтожены,
а владелец подвергнут штрафу.
К 1908 году 1/4 часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились - в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания. Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой и банкой.
В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином — самовар «Паричко». Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета «Тульская молва» за 1908 год писала о самоварах «Паричко» как о выдающейся новости, как о хорошем подарке к празднику.
Довоенный период, а именно 1913 год, соответствовал наибольшему расцвету самоварной промышленности в старой Туле. По данным промышленной переписи 1912-1913 годов, число самоварных фабрик Тулы достигло 50 с ежегодным выпуском в 660000 штук.
Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1919 год все самоварные фабрики были национализированы, многие из них вообще прекратили свое существование. Бывшая фабрика наследников В.С.Баташева была присоединена к тульскому Патронному заводу, и продолжала работать уже как отдельный цех завода. Постепенно все самоварное производство в Туле сосредоточилось на Патронном заводе, который с 1943 года стал называться «Штамп».
В
середине 1950-х появились одна техническая
новинка – электрический
Несмотря
на появление электросамовара, любовь
к старинному жаровому не ушла. В 1970-е
годы на том же «Штампе» выпускали 9
видов жаровых самоваров, 5 и 7-литровых.
К тому же, в 1960-х годах был разработан
комбинированный самовар, с жаровой
трубой и трубчатым
Еще
одна метаморфоза с самоваром
произошла в самом конце ХХ
столетия. Самовары начали покрывать
художественной росписью различной
тематики. Под роспись изготавливали
самовар-рюмку с гладкой
Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.
Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди —50—63% и цинка —37—50%), томпак (сплав меди —85—90% и цинка —10—15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди —50—60%, цинка —19—39% и никеля —13—18%).
Уже в середине XIX века красная медь использовалась достаточно редко, томпаковые, "будучи дороже, красивее, роскошнее и деликатнее прочих", расходились преимущественно по домам знатных, к лицам "значительным и богатым". Больше всего делали в Туле самоваров из латуни, продавали их поштучно или на вес. За фунт самовара в 1872 году платили от 55 до 60 копеек, если же кованую шейку самовара (узкая часть самовара между поддоном и туловом) заливали смесью свинца и олова, стоил такой самовар от 40 до 50 копеек. Медные и томпаковые стоили дороже: 25-27 рублей и 35-40 рублей за пуд соответственно. В Москве и Петербурге на самоварных фабриках использовали часто серебро и мельхиор, в Туле же эти материалы практически не использовались. В конце XIX века на тульских фабриках латунные самовары начинают никелировать.
В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей - по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.
«Тульский самовар» - это не просто 2 слова, означающие прибор для нагрева воды – это традиции, глубоко укоренившиеся в душе каждого туляка.
«Тульский самовар» - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.
«Тульский самовар» - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Самоварное
дело Тульского края оставило глубокий
след на истории всей страны и, в частности,
Тулы, который до сих пор также чёток.