История самоварного дела Тульского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:57, курсовая работа

Описание

Самовар для русского человека был своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал неотъемлемым символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции

Содержание

Введение. 3
Появление самоваров. 4
Начало самоварного производства в Туле 8
Самоварное дело Тульского края в 19-ом веке 10
Самоварные выставки 13
Тульские фабриканты 15
Самоварное дело Тульского края в 20-ом веке 17
Устройство самовара 19
Процесс производства 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

история самоварного дела.docx

— 48.29 Кб (Скачать документ)

      Сыновья умершего И. Г. Баташева получили право  сохранить за собой звание «придворный  фабрикант», а Торговому дому было запрещено ставить клеймо «Большой герб» на самоварах. Пренебрегая  всеми правилами, братья 
Тейле ставят клеймо Торгового дома «Поставщик двора его величества наследник И. Г. Баташева — Н. И. Баташев в Туле», герб и оттиски медалей. Наследники В. С. Баташева возбудили уголовное дело в связи с тем, что только они одни имели право ставить на своих самоварах герб. Судебное дело тянулось несколько лет, в результате самовары, выпущенные Торговым домом Тейле с клеймами с изображением герба, были уничтожены, а владелец подвергнут штрафу.
 

 

Самоварное  дело Тульского края в 20-ом веке

      К 1908 году 1/4 часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились - в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания. Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой и банкой.

      В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином — самовар «Паричко». Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета «Тульская молва» за 1908 год писала о самоварах «Паричко» как о выдающейся новости, как о хорошем подарке к празднику.

      Довоенный период, а именно 1913 год, соответствовал наибольшему расцвету самоварной промышленности в старой Туле. По данным промышленной переписи 1912-1913 годов, число самоварных фабрик Тулы достигло 50 с ежегодным выпуском в 660000 штук.

      Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1919 год все самоварные фабрики были национализированы, многие из них вообще прекратили свое существование. Бывшая фабрика наследников В.С.Баташева была присоединена к тульскому Патронному заводу, и продолжала работать уже как отдельный цех завода. Постепенно все самоварное производство в Туле сосредоточилось на Патронном заводе, который с 1943 года стал называться «Штамп».

      В середине 1950-х появились одна техническая  новинка – электрический самовар. Появление его было вызвано изменениями  в условиях жизни россиян. Во 2-й  половине ХХ века в Советском Союзе  началось массовое строительство жилых  домов, пусть не очень комфортабельных, но зато миллионы людей смогли переехать  в новые дома с централизованным паровым отоплением. И в таких  квартирах жаровому самовару уже  не было места, без печи с системой дымохода и отдушниками растапливать такие самовары было невозможно. В 1957 году на тульском заводе «Штамп» разработали  самовар, в котором вместо жаровой  трубы стоял электрический нагреватель. Электрические самовары и сейчас являются самым массовым продуктом  самоварной промышленности. В Туле их выпускали 14 видов: в форме груши, шара, вазы, желудя, банки, конической и  овальной, с емкостью от 1,5 до 10 литров (так называемого буфетного).

      Несмотря  на появление электросамовара, любовь к старинному жаровому не ушла. В 1970-е  годы на том же «Штампе» выпускали 9 видов жаровых самоваров, 5 и 7-литровых. К тому же, в 1960-х годах был разработан комбинированный самовар, с жаровой  трубой и трубчатым электронагревателем  вокруг нее, своеобразный синтез жарового и электрического самовара.

      Еще одна метаморфоза с самоваром  произошла в самом конце ХХ столетия. Самовары начали покрывать  художественной росписью различной  тематики. Под роспись изготавливали  самовар-рюмку с гладкой поверхностью, затем художники покрывали поверхности  корпуса и крышки самовара многоцветной росписью специальными термостойкими  красками, самовар высушивали в печах, и как заключительный этап – поверхность  лакировали двойным слоем лака.

 

Устройство  самовара

      Несмотря  на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Каждый самовар состоял из следующих  частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.

     Главным материалом для изготовления самоваров  служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди —50—63% и цинка —37—50%), томпак (сплав меди —85—90% и цинка —10—15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди —50—60%, цинка —19—39% и никеля —13—18%).

     Уже в середине XIX века красная медь использовалась достаточно редко, томпаковые, "будучи дороже, красивее, роскошнее и деликатнее прочих", расходились преимущественно  по домам знатных, к лицам "значительным и богатым". Больше всего делали в Туле самоваров из латуни, продавали  их поштучно или на вес. За фунт самовара в 1872 году платили от 55 до 60 копеек, если же кованую шейку самовара (узкая  часть самовара между поддоном и  туловом) заливали смесью свинца и олова, стоил такой самовар от 40 до 50 копеек. Медные и томпаковые стоили дороже: 25-27 рублей и 35-40 рублей за пуд  соответственно. В Москве и Петербурге на самоварных фабриках использовали часто серебро и мельхиор, в  Туле же эти материалы практически  не использовались. В конце XIX века на тульских фабриках латунные самовары начинают никелировать.

 

Процесс производства

      В производстве существовало строгое  разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью  весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

  1. Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6—8 штук заготовок (смотря по форме) и получалв среднем 60 копеек за штуку.
  2. Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60—100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
  3. Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8—12 штук в день и получал 18—25 копеек за штуку.
  4. Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3—6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.
  5. Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23—25 копеек.
  6. Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день),получал за штуку 7—10 копеек.
  7. Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400—600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

     На  фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей - по домам. Известно, что целые  деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции  совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую  продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

 

Заключение

     «Тульский самовар» - это не просто 2 слова, означающие прибор для нагрева воды – это  традиции, глубоко укоренившиеся  в душе каждого туляка.

     «Тульский самовар» - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

     «Тульский самовар» - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

     Самоварное дело Тульского края оставило глубокий след на истории всей страны и, в частности, Тулы, который до сих пор также чёток. 

Список  использованной литературы

  1. Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков  до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
  2. Ашурков Н.В. Избранное: История тульского края. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 2003.
  3. Афонасова А.Д.: Тульский Биографический Словарь в 2-x томах. — Тула: Издательство Пересвет, 1996.
  4. материалы с сайта http://samovar.holm.ru/
  5. материалы с сайта http://www.samovaroff.net/

Информация о работе История самоварного дела Тульского края