Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:33, реферат
Байкало-Амурская магистраль (БАМ): железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) железнодорожный выход России (СССР) к Тихому океану. Проходит от Тайшета до Советской Гавани, общая протяженность 4300 км. Главная (широтная) линия БАМа - участок Усть-Кут (на р. Лена) - Комсомольск-на-Амуре (3110 км); к нему прилегают два участка, построенные в конце 1940-х - начале 50-х гг. (Тайшет - Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань). С Транссибирской железной дорогой БАМ связывается тремя соединительными линиями: Бамовская-Тында, Известковая - Ургал и Волочаевка - Комсомольск.
История строительства Байкало-Амурской магистрали
БАМ – стройка века
Вклад ученых Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта в строительство БАМа
БАМ: проблемы и перспективы
Список литературы
ПЛАН:
Список литературы
Байкало-Амурская магистраль (БАМ): железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) железнодорожный выход России (СССР) к Тихому океану. Проходит от Тайшета до Советской Гавани, общая протяженность 4300 км. Главная (широтная) линия БАМа - участок Усть-Кут (на р. Лена) - Комсомольск-на-Амуре (3110 км); к нему прилегают два участка, построенные в конце 1940-х - начале 50-х гг. (Тайшет - Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань). С Транссибирской железной дорогой БАМ связывается тремя соединительными линиями: Бамовская-Тында, Известковая - Ургал и Волочаевка - Комсомольск.
Впервые о необходимости строительства параллельной Транссибу железнодорожной магистрали дальше от границы, в глубине территории страны, заговорили на Совете труда и обороны СССР в 1924 году (строили как рокадную дорогу на случай войны с Японией, а также для доступа к региональным полезным ископаемым.). В 1930 году ЦК ВКП и Совет Народных Комиссаров СССР предложили проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать разработку планов строительства дороги (с выходом к Тихому океану), впервые названной Байкало-Амурской магистралью (Б.А.М.).
На самом деле впервые о «неком проекте», идейно схожем с БАМом, заговорили… декабристы. Именно они в первой половине 19 века разрабатывали предложения по транспортному обустройству Забайкалья и Приамурья. Однако только спустя десятилетия (в 1888 году) Русское техническое общество предложило построить севернее Байкала железнодорожную магистраль через всю Сибирь. А еще через 19 лет русские инженеры выехали на проведение «рекогносцировки».
На станции БАМ (небольшой разъезд вблизи н.п. Сковородино, построенный в 1932 году) в 1933 году были уложены первые метры рельсов в северном направлении в сторону поселка Тындинский.
В
1937 году принято решение о
В
1941 году с началом Великой
В 1943-45 гг. построена железная дорога Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань; в 1950-59 гг. – Тайшет - Лена (Усть-Кут), что явилось важным фактором, стимулирующим интенсивное освоение природных ресурсов района (энергетически, лесных, железорудных и др.). К началу 1960-х гг. в эксплуатацию было сдано более 1150 из 4000 км трассы БАМа. Вступило в строй второе меридиональное соединение БАМа с Транссибом - трасса Известковая-Ургал.
В начале 70-х годов возобновилось строительство
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали,
в которую в будущем вольются железнодорожные
и автомобильные дороги, а это означает
начало нового этапа в развитии транспорта
восточных и северных районов.
2. БАМ – стройка века
Строительству этой магистрали придавалось огромное значение. Во-
первых, БАМ должен был стать вторым, более коротким по сравнению с Транссибом, выходом к Тихому океану. Во-вторых, это дорога к богатствам Восточной Сибири и Дальнего Востока. Экономисты рассматривали задачу хозяйственного освоения территории в зоне БАМа как крупную народнохозяйственную программу, которую можно поставить в один ряд с такими, как Урало-Кузнецкий комплекс, Ангаро-Енисейский проект, как освоение нефтяных и газовых богатств Западной Сибири.
Строителям БАМа предстояло
сделать первопроходцам трассы в 1920-30-е гг., так как помешала война и
связанные с ней огромные материальные и людские потери.
В 1974г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали.
Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства было поручено построить магистраль протяженностью 3145 км от города Усть-Кут (станция Лена) до города Комсомольска-на-Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал; проложить второй путь длиной 680 км на действующей Западной части БАМа Тайшет-Лена. В 1974-1979гг. построить однопутную 400-километровую железную дорогу БАМ-Тында-Беркакит.
В основных направлениях
на всем протяжении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали”.
Еще в апреле 1972г. началось строительство линии БАМ-Тында (так
называемый малый БАМ). В апреле 1974г. на стройку прибыл отряд посланцев ХПУ съезда ВЛКСМ. Через год, 8 мая 1975г. в канун Дня Победы, строители досрочно сдали линию БАМ-Тында, открыв тем самым путь строительным грузам на главную магистраль. В ноябре 1977г. линия БАМ-Тында была сдана в постоянную эксплуатацию. Одновременно было открыто рабочее движение поездов от Тынды до Баркакита.
За десять лет строительства трассы БАМ была проделана колоссальная работа, практически каждый год становился новой вехой, новым рубежом в освоении трудностей северной дороги.
В январе 1981г. начала действовать новая, тогда 32-я по счету, железная дорога - Байкало-Амурская. В ее составе открыли три эксплуатационных отделения - Тындинское, Ургальское и Северобайкальское, а также Дирекцию по строительству БАМа. На дороге в тот период трудились 17,5 тыс. железнодорожников различных профессий.
За годы строительства магистрали слова “Байкало-Амурская магистраль
строит вся страна” стали привычными. За этими словами стоят факты,
героический труд советских людей.
Сотни промышленных
Труженики городов Иванова, Калинина, Воронежа, Донецка, Костромы отправляли экскаваторы, Челябинска - бульдозеры, Москвы, Кременчуга, Минска - грузовики, Ленинграда - мощные тракторы “Кировец”, Камышина, Одессы, Калининграда, Кирова, Балашихи - грузоподъемные краны; конструкции для искусственных сооружений прибывали из Воронежа и Улан-Удэ, рельсы - с Кузнецкого металлургического комбината.
Станции и поселки на трассе БАМа строили представители всех союзных республик, многих областей и городов России.
При сооружении магистрали и притрассовых дорог строители за десять лет выполнили более 570 млн. м3 земляных работ, перекинули через реки и водотоки около 4200 мостов и труб, уложили 5 тыс. км главных и станционных путей, построили десятки железнодорожных станций, возвели жилые дома общей площадью свыше 570 тыс.м2, открыли новые школы, больницы, детские сады и ясли.
В этой огромной работе непосредственное участие принимали работники 60 отраслей народного хозяйства, а также 40 шефских организаций всех союзных республик. На трассе трудились представители 70 национальностей и народностей.
27 октября 1984 года было уложено «золотое звено», соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино. Однако еще до этого, в январе, в Москву на Ярославский вокзал точно по расписанию прибыл первый поезд, сформированный в Тынде. В эти же дни налажена надежная телефонная связь столицы с этим городом. Однако "Тихоокеанская звезда" уже тогда указывала, что "стыковка рельсов магистрали и открытие по ней сквозного движения поездов - отнюдь не завершение, а лишь один из крупных этапов строительства"…
В тот же день были
За выдающиеся производственные успехи, достигнутые при сооружении трассы, обеспечение досрочной укладки главного пути на всем ее протяжении и проявленный трудовой героизм звание Героя Социалистического Труда было присвоено 16 строителям. Среди них: начальник Главбамстроя - заместитель министра транспортного строительства К.В. Мохортов, прославленные бригадиры - А.В. Бондарь, Ю.Ю. Бочаров, И.Н. Варшавский, В.П. Степанищев, тоннельщик В.Р. Толстоухов (ветеран Московского метростроя) и другие строители.
В
августе 1984 года на станции Куанда, в районе
стыковки БАМа, сооружается обелиск - символ
трудовой славы строителей магистрали.
Медаль учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 октября 1976 года. Медалью награждались активные участники строительства магистрали, объектов производственной базы и жилищно-гражданского назначения. Так же медалью награждались за высококачественное выполнение проектно-изыскательских работ, добросовестный труд на предприятиях, в учреждениях и организациях, обслуживающих непосредственно строительство и строителей.
Постоянное движение (ввод в эксплуатацию) на БАМе началось в 1988 году. Однако продолжалось строительство нескольких тоннелей, движение вокруг которых осуществлялось по временным переходам, не допускающим нормальную загрузку трассы. Самый протяженный тоннель - Северо-Муйский (15,3 км).
Говоря о строителях и инженерах, участвовавших в сооружении Байкало-Амурской магистрали, нельзя не остановиться на многоплановой работе коллектива Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта.
Еще в 1950-60-х гг. заведующий кафедрой “Основания и фундаменты”
заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор А.В. Паталеев сформировал молодой, энергичный коллектив строителей-мерзловедов. Школа профессора Паталеева специализировалась в вопросах строительства в суровых климатических условиях Дальнего Востока и Забайкалья. В 1970-80-е годы большой опыт, накопленный учеными института использовался для решения насущных задач строительства БАМа. С 1969 по 1973г. старейший работник института А.С. Яковлев при помощи студентов решил ряд принципиально важных задач, связанных со строительством дороги на участках Ургал- Дуссе-Алинь, Ургал-Березовка и Дуссе-Алинь-Березовка. Эти решения легли в основу проекта организации работ на участке Ургал-Комсомольск. Большой экономический эффект был достигнут при строительстве участка Ургал-Березовка в результате использования еще одного проекта А.С. Яковлева - по оптимизации размещения грунтовых карьеров и условий разработки в них грунта для сооружения дорожных насыпей.
В 1986г. группа студентов под руководством автора проекта Б.И.
Солодовникова (кафедра “Проектирование и строительство железных дорог”) проработала варианты трассировки наиболее сложных участков пути, проходящих вдоль р.Амгуни. Результаты работы были использованы в техническом проекте дороги.
В течение почти 20 лет Е.А. Румянцев и его сотрудники занимались
проблемами образования наледей на восточном звене БАМа. Основные положения этой работы широко использованы при проектировании и сооружении конструкций на дороге.
Информация о работе История строительства Байкало-Амурской магистрали