Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:33, реферат
Байкало-Амурская магистраль (БАМ): железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) железнодорожный выход России (СССР) к Тихому океану. Проходит от Тайшета до Советской Гавани, общая протяженность 4300 км. Главная (широтная) линия БАМа - участок Усть-Кут (на р. Лена) - Комсомольск-на-Амуре (3110 км); к нему прилегают два участка, построенные в конце 1940-х - начале 50-х гг. (Тайшет - Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань). С Транссибирской железной дорогой БАМ связывается тремя соединительными линиями: Бамовская-Тында, Известковая - Ургал и Волочаевка - Комсомольск.
История строительства Байкало-Амурской магистрали
БАМ – стройка века
Вклад ученых Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта в строительство БАМа
БАМ: проблемы и перспективы
Список литературы
Коллектив научно-исследовательской лаборатории “Основания и
фундаменты” под научным руководством А.Г.Полевиченко занимался проблемой обеспечения устойчивости полотна дороги на вечномерзлых основаниях.
Морозное пучение грунтов - злейший враг инженерных сооружений. Особую опасность оно представляет для опор мостов - наиболее уязвимых точек железной дороги. Поэтому работы кафедры “Мосты и тоннели” под руководством Ю.В. Дмитриева, посвященные защите мостовых опор от пучения, были очень актуальны. Около 7 млн. рублей сэкономлено мостостроителями БАМа а результате использования нормативных документов, разработанных кафедрой совместно с ЦНИИ МПС.
В годы Великой Отечественной войны профессор Паталеев принимал участие в создании ледовой “дороги жизни” под Ленинградом. Во время строительства БАМа его бывший студент и аспирант Ю.В. Дмитриев был приглашен строителями крупнейшего внеклассного моста через Амур у Комсомольска-на-Амуре.
Мостовики вели строительство моста “со льда”, опираясь на разработанные им рекомендации и расчеты.
Уникальные мостовые переходы через реку Амур и через Зейское
водохранилище на БАМе явились значительным событием в истории советского мостостроения. Однако все проходило тщательную предварительную отработку и натурные испытания.
Мостостроительная группа
Кафедра “Строительных
Тепловозные кафедры института,
Старейший научный работник института доцент В.М. Соломонов взялся за устранение этого дефекта и в короткий срок создал усовершенствованную конструкцию радиатора, более устойчивую к замерзанию.
Вопросы организации перевозок (вес и скорость движения поездов, план
формирования и график движения поездов) в течение 1979г. были основательно и всесторонне проработаны на кафедре “Эксплуатация железных дорог” доцентами С.В.Балалаевым и В.С.Купцовым. Сотрудники кафедры и студенты- дипломники разработали основы технологии эксплуатационной работы Тындинского отделения и первой сортировочной станции Тында.
Но, пожалуй, главный вклад ХабИИЖба в создание БАМа - подготовка инженерных кадров. Сотни выпускников: путейцев, мостовиков, строителей, связистов, энергоснабженцев, водоснабженцев строили новую дорогу. Особенно активной при сооружении магистрали была деятельность А.К. Погребного, А.С. Касьяника, А.И. Самойленко, находившихся в составе руководства дирекции строительства БАМа, А.И. Гавриленко и И.Я. Алеханова, возглавивших в первые годы эксплуатации дороги Тындинское и Ургальское отделения, Ю.З. Леваднего - главного инженера службы движения.
Перспективы строительства северной магистрали в решении проблемы транспортных перевозок, а также хозяйственного освоения районов прохождения трассы обусловили пристальное внимание к БАМу со стороны журналистов, ученых, широкой общественности страны.
В начальный период
В дальнейшем появились глубокие разносторонние исследования,
посвященные проблемам строительства БАМа. Это монографии и диссертационные работы, сборники научных статей и материалы научно-практичеких конференций, широко представленные в научной центральной и дальневосточной литературе.
Особо следует выделить работы экономистов Ю.А. Соболева, М.Э. Аджиева, А.Г. Аганбегяна. Они рассматривали строительство магистрали не только как источник облегчения напряженности Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, но и как основное условие планомерной разведки и добычи полезных ископаемых Южной Якутии и северного Забайкалья.
4. БАМ: проблемы и перспективы
Сегодня Байкало-Амурская магистраль переживает трудное время, связанное со структурной перестройкой в железнодорожной отрасли. Правительство и руководство МПС взяло курс реформ по упразднению единого БАМа: расформировано управление этой дороги, Северобайкальское отделение перешло в состав Восточно-Сибирской дороги, а Тындинское и Ургальское отделения в состав Дальневосточной (согласно Постановлению правительства Российской Федерации, подписанному 20 ноября 1996г.). В то время, как у Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорог свои большие трудности и проблемы, их главная задача - сохранить работоспособность Транссиба.
От ответвления БАМа — линии Тында — Беркакит продолжается строительство на север новой Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). В 2004 году открыто движение от Алдана до Томмота, в настоящее время ведётся строительство линии до станции Кердем (недалеко от Покровска, на другом берегу Лены), далее в перспективе — до Якутска.
На 2006 год по АЯМу осуществляется пассажирское движение до ст. Томмот (570 км от раз. Бестужево на БАМе), грузовое — до ст. Амга (672 км), рабочее — до ст. Харбыхан (735 км). Существует несколько вариантов завершения линии в районе Якутска, от наиболее простого: строительства станции в Нижнем Бестяхе на правом берегу Лены, до наиболее затратного: строительства железнодорожного моста в 70 км выше по течению Лены и вокзала непосредственно в Якутске.
В феврале 2006г. государственная компания ТВЭЛ и корпорация «Металлы Восточной Сибири» разработали проект строительства железной дороги между БАМом и Транссибом Новый Уоян-Хиагда-Озерная-Могзон длиной ~350км. Дорога должна обеспечить разработку и транспортировку урана с Хиагдинского месторождения (11,3 тыс. тонн руды) и полиметаллов с месторождения Озерное.
В 2007г. правительство одобрило план, согласно которому планируется строительство «капилярных» веток к месторождениям полезных ископаемых. Также ранее было принято решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста.
Список литературы:
Информация о работе История строительства Байкало-Амурской магистрали