История Великого Новгорода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:39, реферат

Описание

С конца XII века монастырский собор служил местом последнего упокоения князей и новгородских посадников. В 1198 году в соборе были похоронены два сына князя Ярослава Владимировича - Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и Ростислав. В 1224 году погребена принявшая иночество княгиня Феодосия Мстиславна, жена владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. В1233 году здесь же похоронили их сына - юного, четырнадцатилетнего князя Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского. В 1614 году, во время захвата Юрьева монастыря шведами, были обретены его мощи. Шведские солдаты принялись раскапывать могилы в поисках кладов и, вскрыв одно из погребений в Георгиевском соборе, они обнаружили нетленные останки святого князя.

Работа состоит из  1 файл

Новгород 12-15 века.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

 

                                                            3.Берестяные грамоты.

           Одна из главнейших особенностей Великого Новгорода – это повсеместное распространение грамотности. Уровень грамотности населения Новгорода был невиданным для современных ему европейских государств, где лишь привилегированные сословия имели возможность обучаться письму (15). Предпосылка для такого уровня образованности заключается в доступности нужных материалов. Новгородская земля богата лесом, и, разумеется, изготовить из березовой коры пригодный для письма листок гораздо проще, чем выделывать пергамент из кож. Исследователи установили, что бересту варили в воде, это придавало ей эластичность, снимали с нее наиболее грубые слои и, как правило, обрезали со всех концов, придавая листу прямоугольную форму. В большинстве случаев буквы на бересте нацарапаны острыми предметами, но находились также грамоты с чернильными надписями, конечно, сохранность таких надписей гораздо хуже, чем нацарапанных. 

Берестяные грамоты  – это особый источник исторических знаний. В летописях говорится  о событиях государственного масштаба, то есть о событиях, которые кажутся  летописцу важными и достойными внимания потомков. Но не менее важно для истории знать о жизни простых людей, про их быт, без этого невозможно дать полную картину никакому предмету истории. Государство есть общность его граждан, поэтому, не зная о жизни граждан, невозможно в полной мере знать и о самом государстве. Такие знания нам дают берестяные грамоты.

И поскольку значение берестяных грамот огромно для исследования  жизни Новгорода, необходимо остановиться на этом вопросе более подробно.

Одной из первых найденных  новгородских грамот является письмо следующего содержания: ”Поклон от Грихша к Есифу. Прислав Онанья. молви... Яз ему отвечал: На реки ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосьи: вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито...". Грамота оборвана. У нее нет конца, и из первой строки вырван большой кусок. Но взаимоотношения участников запечатленного в ней события понятны. Есиф, которому послана грамота, - господин, феодал, землевладелец. Грихша, автор письма, - приказчик Есифа. Федосья - зависимая от Есифа крестьянка, она сидит на "безатьщине", то есть пользуется каким-то выморочным участком земли, прежний владелец которого обязан был варить пиво в пользу Онаньи.

Онанья потребовал у  Грихши, а затем и у самой  Федосьи, чтобы та варила для него пиво. Однако выморочный участок оказался в руках Есифа, который поместил на него Федосью. На этот участок распространилось исключительное право Есифа взимать доходы в свою пользу - иммунитет нового владельца, отрицающий права любых других лиц на вмешательство в его владения. Грамота датируется примерно концом XIII века. Причем, характерно упоминание пива: установлено, что пиво не только было известно в Великом Новгороде, оно было любимым и  очень распространенным напитком среди новгородцев.

Еще одна грамота, свидетельствующая  о характере феодальных отношений в Новгородской республике. Это хозяйственное письмо приказчика своему господину: "Поклон от  Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова". В этом письме приказчик Михаил просит своего господина Тимофея прислать распоряжение о посеве семян: земля уже вспахана. Это письмо говорит нам о том, что семена для посева находились под особым контролем владельца земли. Ведь от их сохранности и правильного распределения зависели урожай и главные доходы владельца. Без специального распоряжения феодала даже приказчик не рисковал поступить по своему усмотрению.

Вот текст письма, найденного в  слое рубежа XIV-XV веков: "От Бориса к Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми целовек на жерепце, зане ли  здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле." Борису, находящемуся вне Новгорода, понадобился конь для разъездов. Он просит немедленно прислать ему слугу на жеребце. Очевидно, Борис богатый человек и у него много слуг. Если бы слуг было немного, он позвал бы по имени того, который ему нужен; здесь же Борис полагается на выбор самой Настасьи. Заодно она должна прислать ему забытую дома рубашку.

Отличается оригинальностью грамота  такого содержания: "Есть град между  небом и землею, а к ному еде посол без пути, сам ним, везе грамоту непсану". Это загадка на библейскую тему: "Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную". Город между  небом и землей - это ковчег, в котором Ной спасался во время потопа. Немой посол - голубь, посланный узнать, не показалась ли земля. А грамота неписаная – масличная ветвь, которую голубь несет в клюве как знак, что земля близка. Эта грамота, написанная простым горожанином, свидетельствует о повсеместном знакомстве новгородцев со Священным Писанием.

В ходе раскопок было найдено множество  берестяных грамот, раскрывающих способ обучения письму в Новгороде.

Первая найденная из таких грамот представляет собой небольшой обрывок. На нём неуверенным, корявым почерком нацарапано начало азбуки: "А Б В Г Д Е Ж З... ". Потом писавший запутался и вместо нужных ему по порядку букв стал изображать какие-то их подобия.

Самая значительная находка  запечатленных на бересте ученических  упражнений – это несколько грамот, написанных в промежутке между 1224 и 1238 годами.    

Первой нашли грамоту, не представляющую собой специально подготовленный для письма лист бересты. Длинная надпись грамоты сделана  на овальном донышке туеса, берестяного  сосуда, который, отслужив срок, был отдан мальчику и использован им как писчий материал. Овальное донышко, сохранившее по краям следы прошивки, было укреплено перекрещивающимися широкими краями бересты. Вот эти-то полосы и заполнены записями.

На первой полосе старательно выписана вся азбука от "а" до "я", а затем следуют склады: "ба, ва, га, да,..." и так до "ща", потом: "бе, ве, ге, де..." до "ще". На второй полосе упражнение продолжено: "би, ви, ги, ди..." и доведено только до "си". Дальше просто не хватило места. Иначе мы прочли бы и "бо, во, го, до...", и "бу, ву, гу, ду...".

Таким образом, в Новгороде применялся способ обучения грамоте по слогам. Русские буквы не совпадали с  обозначаемыми ими звуками. Ребёнку  было довольно трудно осознать, что "аз" означает звук "а", "буки" - звук "б". И только заучивая слоговые сочетания: "буки-аз - ба, веди-аз - ва", он приходил к умению читать и понимать написанное.

Мальчик, записывавший азбуку и склады в этой грамоте, просто упражнялся, он уже умел читать и писать. В  этом можно убедиться, перевернув берестяное донышко. Там в прямоугольной рамке написано  тем же корявым почерком: "Поклон от Онфима к Даниле".

Еще одна грамота, написанная тем же Онфимом: "Яко с нами Бог, услышите до послу, яко же моличе твоё, на раба твоего бы". Это отрывок из богослужебного текста. И, скорее всего, эти слова написаны были под диктовку учителя. Данный документ еще раз подтверждает мысль, что образование на Руси, в частности – в Новгороде, носило церковный характер.

Кроме обучения письму, новгородцев  учили счету. В Новгороде, как и в других русских областях, использовалась алфавитная система нумерации, когда роль цифр играли буквы с черточками наверху, называемыми “титло”. Причем в качестве цифр использовались не все буквы, а только те, которые присутствуют в греческом алфавите, и числовые значения букв возрастали в том же порядке, в каком следовали буквы в греческом алфавите. 

В грамоте XIV века воспроизведена вся  система существовавших тогда цифр. Сначала идут единицы, затем десятки, сотни, тысячи и, наконец, десятки тысяч вплоть до обведённой кружочком буквы "Д". Так изображалось число 40000. Конец грамоты оборван.

Посредством изучения материалов археологических  раскопок было установлено, что выполнение упражнений на бересте – это второй этап обучения грамоте. Упражнения первого этапа выполнялись на деревянных дощечках. Такие дощечки были найдены во множестве в Новгороде. Одна из поверхностей  дощечек, как правило, украшена различным орнаментом, а другая углублена и имеет бортик по краям, а по всему донышку образовавшейся таким образом выемки – насечку из штриховых линий. Каждая дощечка имеет на краях по три отверстия. Ей соответствовала такая же парная дощечка, при помощи дырочек они связывались друг с другом орнаментированными поверхностями наружу. На одной из найденных таких дощечек датированной первой половиной XIV века  вместо орнамента тщательно вырезана азбука от "а" до "я", и эта находка объяснила, каково назначение дощечек. Выемка на них заливалась воском, и обучавшиеся грамоте новгородцы писали свои упражнения не на бересте, а на воске, подобно тому, как сейчас при обучении используется классная доска.  Написанное на воске сглаживалось с помощью специальной лопатки. Азбука, помещенная на поверхности одной из дощечек, служила пособием. На нее ученик смотрел, списывая буквы. Научившиеся писать буквы на воске переходили к упражнениям на бересте.

Вот еще одна береста. Это духовное завещание: "Во имя  Отца и Сына и Святого Духа. А  аз раб Божии Михаиль, отхождя  живота сего, пишю рукопсание при своем  животе, что ми Кобилькеи 2 рубля ведати..."

Последняя береста, о которой хотелось бы сказать. Она написана в XIV столетии. В этой грамоте нацарапаны две строки, правые концы которых не сохранились. В первой строке следующий текст: "нвжпсндмкзатсут...". Во второй – запись такого же характера: "ееяиаеуааахоеиа...". Если читать буквы не в обычном порядке, а по вертикали, сначала первую букву первой строки, потом первую букву второй строки, затем вторую букву первой строки и так до конца. Получится связная, хотя и оборванная фраза: "Невежя писа, недуми каза, а хто се цита" - "Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает...". Хотя окончания нет, ясно, что "того, кто это читает", обругали.

Эта шутка на бересте позволяет  нам еще раз осознать, что за всякой исторической эпохой стоит простой человек, со всеми своими чувствами, мыслями, стремлениями. О жизни этого простого человека в Новгородской республике нам позволяют узнать берестяные грамоты.

 

 


Информация о работе История Великого Новгорода