Иван Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:44, реферат

Описание

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1.44 Мб (Скачать документ)

Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения. И притом такие, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании.  Государство не ставит сноси целью тотальную юридическую регламентацию общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами – моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей.

Например, отношения собственности во всех ее формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы. Если бы  основанием для деления нрава служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на

происходящие социальные процессы: а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);

б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения; г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения

этих установлений.

В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни* Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опос-рсдусмых ими отношений. К ним относятся:

Императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства; в то же время она даст субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

Такое же сквозное значение имеют дозволения, связывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.

В сельскохозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы – не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д.

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

 

II. Основная часть

1. Понятие и признаки правоотношения

Правоотношение — урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами — носите­лями субъективных юридических прав, обязанностей, полномо­чий и ответственности — и обеспечиваемое государством. Признаки правоотношения:

1. Представляет собой разновидность общественного отноше­ния, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу со­циального блага или обеспечения каких-либо интересов. Не мо­жет быть правоотношений с животными, растениями, предмета­ми. Отношения с ними есть, но не с помощью права. За негуман­ное отношение к собаке человек отвечает не перед собакой, а перед органами, стоящими на страже защиты животных.

В былые времена (средневековье) субъектами права призна­вались животные и даже неодушевленные предметы. Например, в России в 1593 г. был наказан кнутом и сослан в Сибирь цер­ковный колокол, который “звонил” в связи с убийством царе­вича Дмитрия.

2. Является идеологическим отношением — результатом со­знательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не могут возникать, не проходя через сознание людей: нормы пра­ва не могут повлиять на человека, его поведение, пока содержа­ние правовых норм не будет осознано людьми, не станет их правосознанием.

3. Является волевым отношением, которое проявляется в двух аспектах:

а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоот­ношения — они связаны предметом интереса, достижением его результата.

Правда, правоотношения могут возникать и прекращаться помимо воли (интереса) их участников (например, потерпевший от преступления оказывается помимо своего желания вовлечён­ным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом).

Однако реализация правоотношений возможна только на основе выявления воли (интереса) участников. При этом есть правоотношения, для возникновения которых необходимо во­леизъявление всех его участников (договор купли-продажи), а есть правоотношения, для возникновения которых достаточ­но волеизъявления только одного из участников (проведение обыска).

4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нор­мой фактов. Правоотношения выступают как способ реализа­ции норм права, или иначе: нормы права воплощаются в право­отношениях, происходит их индивидуализация применительно к субъектам и реальным ситуациям. В нормах права уже заложе­ны правоотношения, но в абстрактной форме.

Однако нельзя считать, что наличие правовых норм автома­тически ведет к возникновению правоотношения. Может быть и такой вариант, когда правовые нормы реализуются, но право­отношения нет. Правда, это бывает крайне редко. Например, возникновение правоотношения в случае решения дела на ос­нове аналогии права.

5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, ко­торые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определённые субъективные юридические права (управомоченная сторона), на другую возложены соответствующие субъек­тивные юридические обязанности (обязанная сторона). Полно­мочия — прерогатива государственных органов и должностных лиц. Юридическая ответственность — элемент вторичного ха­рактера, который реализуется в результате совершенного право­нарушения. Основное содержание правоотношений — субъек­тивное юридическое право и субъективная юридическая обя­занность.

Не может быть правоотношений, основанных только на правах или только на обязанностях. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой стороны. Например, одна сторона — кредитор — имеет право на получение долга, а другая — должник — обязанность возвратить долг. В некоторых правоот­ношениях каждая сторона имеет и права и обязанности (физческие лица), правомочия и ответственность (должностные лица).

Степень конкретизации сторон может быть различной: а) точ­но определена обязанная сторона; б) точно определена только управомоченная сторона, а круг обязанных лиц не определен;

в) точно определены обе стороны.

6. Охраняется государством, обеспечивается мерами государ­ственного воздействия. В большинстве случаев субъективные права и юридические обязанности осуществляются без приме­нения мер государственного принуждения. В случае необходи­мости заинтересованная сторона может обратиться в компетент­ный государственный орган, который выносит решение (акт применения права) с четким определением прав и обязанностей сторон. Возможность государственного принуждения создаёт режим социальной защищенности, безопасности, законности.


2. Структура правоотношения

Система (организованность) правоотношения раскрывается через его структуру.

Структура правоотношения — основные элементы правоот­ношения (субъекты) и целесообразный способ связи между ними на основе субъективных юридических прав, обязанностей, пол­номочий и ответственности по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.

Термин “структура” является более адекватным состоянию правоотношения, поскольку термин “состав” только фиксирует его элементы без указания на их логическую взаимосвязь. Пра­воотношение есть логически связанная конструкция всех эле­ментов, где главными полюсами связи являются его субъекты, реализующие субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности, полномочия и субъективную юри­дическую ответственность ради достижения результата этой связи.

Итак, термин “структура” вбирает в себя элементный состав правоотношения и правовые связи между ними, т.е. собственно отношения между субъектами.

Субъекты или субъектный состав — совокупность лиц, уча­ствующих в правоотношении (не менее двух — управомоченный и обязанный).

Объект — то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов.

Содержание — субъективные права, обязанности, полномочия, ответственность его субъектов, а также структура содержания — способ взаимосвязи, возникающий на основе субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответственности. Структура содержа­ния правоотношения образует не связь её содержательных элемен­тов (субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответствен­ности), а ту правовую связь, которая возникает на их основе по поводу притязания на что-то. Иначе — это юридическое взаимное положение субъектов, которое определяет, формирует их поведе­ние через корреспондирующие друг другу права и обязанности ради удовлетворения их интересов. Структура содержания право­отношения может быть простой и сложной.

Информация о работе Иван Грозный