Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:44, реферат
Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.
- запрещающие.
(определяют средства защиты прав и законных интересов от нарушений, предусматривают санкции)
- уголовно-правовые;
- дисциплинарные;
- административные;
- налоговые;
- и другие.
По техническим приемам установления правил поведения
Нормы права
Определенные Бланкетные Отсылочные
(непосредственно со-держат описание правила поведения в статье, в которой она излагается).
(делают отсылку в самом общем виде к нормативному правовому акту в целом или к его части1).
(содержат ссылку на правило поведения, закрепленное в конкретных статьях данного нормативного правового акта: п.2 ст.463 ГК РФ)2. По степени обобщенности содержания
Нормы права
Нормы-принципы Общие нормы Конкретные
(специальные)
нормы
(ст. 3 Налогового Кодекса РФ).
(ст. 8 Налогового Кодекса РФ).
действуют в отношении определенной категории лиц (студенты, государственные служащие и т.д.) VII. По назначению в механизме правового регулирования
Нормы права
Материальные Процессуальные
Материальные и процессуальные (процедурные). Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов, а также в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовном процессуальном кодексе РФ.
1 П.3 ст.108 НК РФ: предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совер-шенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава прес-тупления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
П. 4 ст. 108 НК РФ: привлечение организации к ответственности за совершение налогового пра-вонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
2 П.2 ст.463 ГК РФ: при отказе продавца передать индивидуально-определенную вещь покупатель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 398 настоящего
ВОПРОС 1. Понятие и признаки правовой нормы. Ее отличие от
других социальных норм.
Юридические нормы – это продукт сознательной деятельности человека как высшей формы отражения объективного мира. Они возникают как результат осознанной потребности правового опосредования, необходимости урегулирования правом общественных отношений.
Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но имеют и специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством. Они имеют свойства общесоциального и классового средства воздействия на поведение людей, имеют особую форму выражения и охраны от нарушений, вследствие чего приобретают регулирующие возможности.
Так как нормы права являются одной из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.
Вместе с тем, норма права представляет собой относительно самостоятельное явление и обладает собственными специфическими особенностями. Так, нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К ним относят следующие:
1.норма права - единственная в ряду социальных норм, которая исходит
от государства и является официальным выражением государственной воли.
Такие правовые нормы как правомочие, веление, дозволение, запрет всегда
представляют собой властное общеобязательное предписание государства
относительно должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.
2. норма права отличается от других социальных норм свойственной
только ей формальной определенностью, которая проявляется в том, что
правовая норма издается или санкционируется государством в установленной и
признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного акта и
т.д. Формальная определенность связана также со структурой нормы права -специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим характером.
3. норма права - единственная в ряду социальных норм, которая
поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной
силой государства. Обычно правовые нормы выполняются гражданами
сознательно и добровольно, что достигается прежде всего мерами убеждения,
воспитания и организации. Когда же воздействие этих мер недостаточно,
возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения. За
применением мер принуждения всегда стоит аппарат государства.
4. нормы права «складываются их двух разновидностей обще-обязательных правовых предписаний:
1) норм-правил поведения;
2) исходных (отправных, учредительных) норм.
Нормами-правилами поведения являются непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они имеют предоставительно-обязывающий характер, то есть в соответствующих условиях устанавливают вид и меру охраняемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и обязанности.
Исходные (отправные, учредительные) нормы представляют собой нормы опосредованного регулирования. К ним относят нормы-принципы, нормы-дефиниции и т.д. Эти нормы не являются непосредственно регулятивными, так как сами не закрепляют прав и обязанностей субъектов, но тем не менее носят правовой характер; устанавливают (учреждают) общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуя в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, и реализуются через них.
5.Нормы права, как и все социальные нормы, являются, с одной стороны, результатом отражения объективного мира, с другой стороны - выступают как средство обратного воздействия, социальным регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах.
Главной особенностью юридической нормы, является то, что она, как и право в целом - не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений. Норма права носит общеобязательный характер. Это правило обязательно для каждого, кто вступает в круг ее действия. (Например, отношения в сфере охраны прав и свобод личности, борьбы с преступностью, правосудия и т.д.)
Норма права устанавливает для участников регулируемых отношений, охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и обязанности, придавая отношениям правовой характер. При этом юридическая норма сама выступает как абстрактно-типическая модель правоотношений, которая возникает в реальной жизни в процессе правового урегулирования того или иного вида общественных отношений. Она является одновременно моделью, мерой, эталоном, масштабом, соответствующим выраженной в ней государственной волей должного или возможного поведения людей. С другой стороны, она выступает как мерило оценки, критерий правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения.
Таким образом, норма права - это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.
16. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц. Особо важное значение этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов.
Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов.
1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.
2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В России, например, законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти. Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или после получения адресатами. Вступление в силу решений представительных органов на местах, решений и распоряжений местной администрации, приказов руководителей предприятий, организаций, учреждений наступает практически с момента их принятия.
3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.
Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Например, постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Такой порядок установлен в большинстве государств. Если же такое указание отсутствует, то они вступают в силу с момента их принятия. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:
- если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;
- если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.
Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
а) по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально
установлен;
б) в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее
действующий акт;
в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного
нормативного акта.
Действие в пространстве.. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море и в иностранных территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.
Территориальные пределы действия нормативных актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).
Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если соответствующий орган это прямо оговорит при принятии конкретного нормативного акта.
Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадле¬жащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.
Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломати¬ческого иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показа¬ний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответствен¬ности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространятся на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).
Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие [Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1998. С. 265-267].
9. Правовая система РФ и значение в ней принципов и норм международного права и международных договоров.
Международное право и правовая система России
Вопросы соотношения и взаимодействия международного права и правовой системы России приобретают особое значение в контексте процессов интеграции и глобализации. Конституционное право закрепляет механизмы распространения действия международно-правовых актов, международного права на национальные правовые системы. Институт имплементации международно-правовых норм в национальные правовые системы служит созданию государством необходимых правовых условий для реализации взятых на себя международных обязательств. Суверенным является решение государства о том, каким образом будет выполнено взятое обязательство, какая процедура будет избрана для реализации международно-правовых норм в национальном законодательстве.
Процедуры имплементации международно-правовых актов определяются национальным законодательством. Это, однако, ни в коей мере не противоречит возможности непосредственного действия международно-правовых актов в правовой системе страны при выполнении принятых в государстве процедур. Отечественным правоведением сформулированы критерии имплементации международно-правовых норм в российское законодательство при признании приоритета международного права и обеспечении суверенитета государства.
Советское правоведение исходило из принципа приоритета советского права и содержало в ряде нормативно-правовых актов бланкетные нормы или положения о применении международных договоров при их коллизии с внутригосударственным правом. Конституция СССР в ст.29 закрепляла среди принципов отношений СССР с другими государствами принцип добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров. "Национальная правовая система, - утверждает А.М. Васильев, - так же суверенна, как и государство, поэтому на территории страны без санкции (в той или иной форме) национальной государственной власти не могут действовать нормы, созданные помимо ее правотворческих органов"*(1). Советское право, таким образом, отрицало примат международного права. Подобное отрицание не было оригинальным для мировой практики. Так, если в Королевстве Нидерландов признается, что международные договоры в иерархии правовых актов стоят выше конституции страны, то в Королевстве Швеция, в цивилизованности которого не принято сомневаться, непосредственное действие международно-правового договора допускается лишь в исключительных случаях, если риксдаг примет решение об опубликовании его в "Собрании законов Швеции", придав тем самым данному международному договору силу закона.