Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 19:14, реферат
Первый план необходимо выяснить для понимания общественных отношений, механизма действия законов, второй для понимания конкретного хода событий, их особенностей, межличностных отношений. Поэтому, если первой задачей считать выяснение роли личности в истории, то второй окажется выяснение пути формирования индивидуального сознания, общих и своеобразных черт личности.
Изучение
исторической личности
на уроках истории
Введение
Нет ничего более ценного в мире, чем сам человек. Но что нужно для того, чтобы каждый человек мог проявить себя как личность? Какие нравственные черты характеризуют человека нового общества? Как формируется духовно богатая, душевно щедрая, творческая, обладающая активной жизненной позицией личность, способная принимать самостоятельные нравственные решения в сложных жизненных ситуациях и нести ответственность за совершённые поступки?
Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающий смысл жизни, приводил человека к открытиям, к героическим поступкам. Человек всегда задавался вопросом, а что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках, у каждого своё собственное, неповторимое. Но всё же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё одно самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Ещё древние подметили: иногда важно на мгновение остановиться, оглянуться на прошлое. Тогда осмысленнее, понятнее становится настоящее. "Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг."1
Воспитание гражданина правового государства, способного участвовать в решении важнейших проблем страны, брать на себя ответственность за её судьбы, начинается в школе и является одной из задач школьного исторического образования.
1Гулыга А. В. Эстетика истории. М. 1974. С.27
Нравственность всегда отражается в истории потому, что это наука о человеке, о поступках и действиях больших масс людей и отдельных личностей.
Сегодня
никто не сомневается в необходимости
изучать не только массовые движения
и закономерности исторического
процесса, но и деятельность конкретных
людей, их образ мыслей, особенности мировосприятия,
их побуждения, устремления, идеалы, предрассудки.
В равной степени важно говорить на уроках
как о судьбе "простого человека"
в ту или иную эпоху, так и об индивидуальных
чертах исторических деятелей. Разногласия
возникают тогда, когда речь заходит о
способах и путях знакомства школьников-с
ролью личности в истории. Личность выступает
в истории в двух планах: как представитель
определённой социальной группы и как
неповторимая индивидуальность.
Первый план необходимо выяснить для понимания общественных отношений, механизма действия законов, второй для понимания конкретного хода событий, их особенностей, межличностных отношений. Поэтому, если первой задачей считать выяснение роли личности в истории, то второй окажется выяснение пути формирования индивидуального сознания, общих и своеобразных черт личности. Исторический образ возникает у ученика под влиянием яркого рассказа учителя, самостоятельной работы над документально-мемуарной и художественно исторической литературой, рассказов и очерков книг для чтения, в сочетании с использованием наглядных средств обучения.2
Таким образом, специфической задачей истории является выяснение конкретных условий формирования определённой личности и влияние её деятельности на конкретный ход событий, окружающую действительность.
Ещё
Монтень говорил:”...когда
2Румянцев В.Я. Задания по истории России. М., 2002. С 32
3Монтень М.А. Опыты, кн.1-3. М., 1954-1960, т.2, С.116.
Причины изучения исторической личности на уроках истории:
Варианты изучения на уроке исторических личностей:
Большую роль в изучении личности играют вопросы учителя:
Урок
по изучения исторической личности строится
следующим образом: учащиеся заранее
знакомятся с темой и, получив определенные
знания по ней, должны составить вопросы,
на которые хотели бы получить ответы
в ходе урока. В начале занятия изучаются
вопросы, необходимые для раскрытия темы,
отвечающие как интересам учащихся, так
и интересам учителя.
4Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2 частях. М., 2000. С 3-44
Источниками знание служит учебник, исторические и фото - документы, иллюстрации, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати.
При изучении исторической личности посредством применения вышеперечисленных методик решается ряд важных задач, на которые направлена деятельность учителя и учащегося в ходе учебного процесса:
-
ученики знакомятся с
- позволяет подвести учеников к мысли о правомерности существования различных точек зрения, отойти от однозначных оценок личностей и событий;
- эти методики ориентированы на развитие творческого мышления учащихся;
- качество аргументации, умение выглядеть главное, размышлять, давать оценку событиям и деятельности исторических личностей, сравнивать, рассуждать, доказывать; умение ориентироваться в историческом материале, критически оценивать информацию;
- закрепляются следующие навыки и умения: запоминание, закрепление и повторение материала, умение делать выводы, развитее зрительной памяти и воображении, строить свои действия по заданному алгоритму. Все это направлено на побуждение у учащихся к появлению познавательной активности;
-
ученики используют
-
происходит формирование и
-
повышается удельный вес
Для учащихся среднего звена при изучении исторической личности целесообразно использовать следующие способы:
Информация о работе Изучение исторической личности на уроках истории