Изучение исторической личности на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 19:14, реферат

Описание

Первый план необходимо выяснить для понимания общественных отношений, механизма действия законов, второй для понимания конкретного хода событий, их особенностей, межличностных отношений. Поэтому, если первой задачей считать выяснение роли личности в истории, то второй окажется выяснение пути формирования индивидуального сознания, общих и своеобразных черт личности.

Работа состоит из  1 файл

Изучение исторической личности на уроках истории.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

Изучение  исторической личности на уроках истории 

Введение

     Нет ничего более ценного в мире, чем  сам человек. Но что нужно для  того, чтобы каждый человек мог  проявить себя как личность? Какие  нравственные черты характеризуют  человека нового общества? Как формируется духовно богатая, душевно щедрая, творческая, обладающая активной жизненной позицией личность, способная принимать самостоятельные нравственные решения в сложных жизненных ситуациях и нести ответственность за совершённые поступки?

     Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающий смысл жизни, приводил человека к открытиям, к героическим поступкам. Человек всегда задавался вопросом, а что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках, у каждого своё собственное, неповторимое. Но всё же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё одно самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни оглядывать прошлое и  заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

     Ещё древние подметили: иногда важно  на мгновение остановиться, оглянуться на прошлое. Тогда осмысленнее, понятнее становится настоящее. "Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг."1

Воспитание гражданина правового государства, способного участвовать в решении важнейших проблем страны, брать на себя ответственность за её судьбы, начинается в школе и является одной из задач школьного исторического образования.

1Гулыга А. В. Эстетика истории. М. 1974. С.27

     Нравственность  всегда отражается в истории потому, что это наука о человеке, о поступках и действиях больших масс людей и отдельных личностей.

     Сегодня никто не сомневается в необходимости  изучать не только массовые движения и закономерности исторического  процесса, но и деятельность конкретных людей, их образ мыслей, особенности мировосприятия, их побуждения, устремления, идеалы, предрассудки. В равной степени важно говорить на уроках как о судьбе "простого человека" в ту или иную эпоху, так и об индивидуальных чертах исторических деятелей. Разногласия возникают тогда, когда речь заходит о способах и путях знакомства школьников-с ролью личности в истории. Личность выступает в истории в двух планах: как представитель определённой социальной группы и как неповторимая индивидуальность.  
 

     Первый  план необходимо выяснить для понимания общественных отношений, механизма действия законов, второй для понимания конкретного хода событий, их особенностей, межличностных отношений. Поэтому, если первой задачей считать выяснение роли личности в истории, то второй окажется выяснение пути формирования индивидуального сознания, общих и своеобразных черт личности. Исторический образ возникает у ученика под влиянием яркого рассказа учителя, самостоятельной работы над документально-мемуарной и художественно исторической литературой, рассказов и очерков книг для чтения, в сочетании с использованием наглядных средств обучения.2

     Таким образом, специфической задачей  истории является выяснение конкретных условий формирования определённой личности и влияние её деятельности на конкретный ход событий, окружающую действительность.

     Ещё Монтень говорил:”...когда судят  об отдельном поступке, то прежде чем  оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик  человека, который совершил его”.3 

2Румянцев В.Я. Задания по истории России. М., 2002. С 32

3Монтень М.А. Опыты, кн.1-3. М., 1954-1960, т.2, С.116.

 

    Причины изучения исторической личности на уроках истории:

    1. каждая личность – это не просто человек сам по себе и только для себя. Большинство из людей, вошедших в историю, выражали интересы каких-то групп людей, сословий, партий.
    2. многие личности не всегда на всю жизнь остаются приверженцами какой-либо идеи. Одни меняли их через сознание и интерпретацию реалий, другие – потому, что их вынуждали это сделать, третьи – чтобы «идти в ногу» с государственной властью. Учащиеся должны выделить и дать свою оценку этой проблеме.
    3. исторические личности, попадая на страницы разных изданий, приобретают противоположные черты характера, идет искажение характеристик. По возможности на уроке можно провести анализ и выявление реальных черт характера конкретного человека.
    4. многие учащиеся приобретают себе кумиров, разбирая на уроках тех или иных исторических личностей, поэтому важно оптимально организовать и методически разнообразить ход работы.
 

Варианты  изучения на уроке исторических личностей:

  1. Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые сущностные качества личности. Этот порядок обеспечивает научных подход в изучении личности. Однако отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия (отсутствия) данного аспекта деятельности личности.
  2. Учитель, не называя имени деятеля, пробуждает к нему простой человеческий интерес. За тем либо тут же на уроке, либо от занятия к занятию, напоминает о ней все новыми и новыми оценками. Наступает время, когда оценочной информации накапливается столько, что учащиеся знают о ком идет речь.
  3. Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личности, например, руководителя государства, реформаторов, полководцев. Можно вести сравнение посредством таблицы. Ее заполнение вызывает споры о наличии тех или иных качеств у тех или иных личностей, что неизбежно приводит. При ориентировке учителя, к изучению дополнительных источников, более внимательному прослушиванию лекционных фрагментов и штудированию учебников.
  4. Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях.
  5. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь-то примерами из быта, увлечений, образованности.
  6. Определение качеств личностей по умению предвидеть будущее.
  7. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности. Составление биографических справок – дело не новое для школьников. Но чащ всего записи ведутся бессистемно, что затрудняет их запоминание и выделение конкретных сфер деятельности изучаемой личности.  Предполагаемый вариант обработки предусматривает накопление и размещение информации по блокам, каждая из которых содержит направление жизнедеятельности личности.

      

    Большую роль в изучении личности играют вопросы учителя:

  1. Репродуктивный – требует воспроизведения готовых знаний (на память) без активной мыслительной деятельности эти вопросы начинаются со слов когда, где, в каком году, сколько, куда, с кем и т.п. Вопросы такого типа чаще используются для выявления элементарных знаний в тестах, контрольных.
 
  1. Продуктивно - познавательный – требует, наряду с воспроизведением готовых знаний, поиска обобщений, выводов, выяснения причин, последствий. Начинается словами почему, в чем, докажите, сформулируйте.
 
  1. Проблемный  – содержит кажущееся или реальное противоречие. При нахождении ответа требует размышления, рассуждения, отличается отличительной краткостью формулировки. Это вопросы большой  творческой направленности.
 
  1. Проблемная  задача – дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе противоречие, вызывающее не воспроизведение готовых знаний, а размышление, рассуждение, содержащее дополнительную вводную информацию. Существуют проблемные задачи по интересующей нас проблеме.
 
  1. Проблемная  ситуация – создание обстановки, в  которой у обучаемых возникает  интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки; противоречия, заложенного в проблемной задаче.
 
  1. Семинар –  исследование – заключается в  приобретении, распространении и  частичной реализации знаний с компонентами научного исследования. Семинар состоит  из подготовительной части , самого обсуждения темы и подведения итогов.
 
  1. Семинар –  круглый стол – в основу заложено несколько точек зрения, обсуждение которых приводит к приемлемой для  всех участников точки зрения.
 
  1. Семинар –  дискуссия – в основе лежит  какое то противоречие, разнообразие путей его решения, компетентность участников. Это способствует развитию устной речи у учащихся, активизирует мыслительную деятельность, прививает интерес к предмету. Формирует культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.
 
  1. Семинар –  мозговой штурм – эта форма  занятия направлена на ориентировке учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников; целеустремленное, активное обдумывание и обсуждение какого-либо вопроса.
 
  1. Познавательный  – учащимся может быть предложен  алгоритм, по которому ученик работает над сообщением, докладом, рефератом. Описываются годы жизни, краткая биография, исторические условия деятельности личности, основные действия, взгляды, проблемы, методы их решения, какие интересы представляла личность, предшественники, последователи, положения, которые показывают сходство и различия взглядов нескольких исторических лиц, историческое значение данной деятельности, личностная оценка данной личности.3
 

   Урок  по изучения исторической личности строится следующим образом: учащиеся заранее  знакомятся с темой и, получив определенные знания по ней, должны составить вопросы, на которые хотели бы получить ответы в ходе урока. В начале занятия изучаются вопросы, необходимые для раскрытия темы, отвечающие как интересам учащихся, так и интересам учителя.  
 

   4Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2 частях. М., 2000. С 3-44

   Источниками знание служит учебник, исторические и  фото - документы, иллюстрации, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати.

   При изучении исторической личности посредством  применения вышеперечисленных методик решается ряд важных задач, на которые направлена деятельность учителя и учащегося в ходе учебного процесса:

   - ученики знакомятся с дополнительной  справочной и научно-популярной  литературой;

   - позволяет подвести учеников  к мысли о правомерности существования различных точек зрения, отойти от однозначных оценок личностей и событий;

   - эти методики ориентированы на  развитие творческого мышления  учащихся;

   - качество аргументации, умение выглядеть  главное, размышлять, давать оценку  событиям и деятельности исторических личностей, сравнивать, рассуждать, доказывать; умение ориентироваться в историческом материале, критически оценивать информацию;

   - закрепляются следующие навыки  и умения: запоминание, закрепление  и повторение материала, умение делать выводы, развитее зрительной памяти и воображении, строить свои действия по заданному алгоритму. Все это направлено на побуждение у учащихся к появлению познавательной активности;

   - ученики используют накопленные  знания, свой социальный опыт;

   - происходит формирование и определение личностного отношения к историческим личностям и событиям. Это помогает воспитанию у школьников нравственных качеств личности, выработке собственной жизненной позиции;

   - повышается удельный вес самостоятельной  творческой работы учащихся, возрастает  интерес к предмету.

   Для учащихся среднего звена при изучении исторической личности целесообразно  использовать следующие способы:

Информация о работе Изучение исторической личности на уроках истории