Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 19:14, реферат
Первый план необходимо выяснить для понимания общественных отношений, механизма действия законов, второй для понимания конкретного хода событий, их особенностей, межличностных отношений. Поэтому, если первой задачей считать выяснение роли личности в истории, то второй окажется выяснение пути формирования индивидуального сознания, общих и своеобразных черт личности.
А) Урок - игра (Например: «Полководцы древности»; «Кому принадлежат слова?»; «Противники и союзники»; Устная викторина «Кто?»; «Необычные имена»);
Б) Урок – вопрос (Перед учащимися ставятся какие - либо проблемные задания, которые они должны выполнить в ходе урока);
В) Урок – интервью или пресс-конференция (зачитываются доклады и задаются вопросы).
Г) Урок – дискуссия.
Множественность причин, влияющих на формирование личности, приводит к безграничному разнообразию взглядов, характеров и поступков. Но каждая личность - это явление неповторимое, качества, свойственные ей, встречаются и у других людей, есть общее и в причинах, определяющих её развитие. Это позволяет наметить примерный план выяснения характерных свойств личности и обусловленности их формирования.
Схема характеристики личности.
Для того, чтобы эта схема глубже осознавалась учащимися и могла быть восстановлена ими, можно добавить следующее обобщение: формирование личности происходит в ходе практической деятельности человека, определяемой его природными задатками, условиями жизни и сознательной волевой активностью; важнейшее в характеристике личности - это направленность деятельности, её результаты и способы достижения целей.
В
школьном курсе истории сравнительно
редко предоставляется
Совершенно
по иному можно подойти к
Методика поэтапного рассмотрения деятельности исторических личностей и их оценка:
4. Общая объективная оценка
исторической личности.
Памятка
систематизирует знания, помогает правильно
и полно строить
5Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. М., 1990, С.120.
Характеризуя личность исторического деятеля не всегда делается главный акцент на индивидуальное своеобразие, неповторимость, уникальность личности, а выделяются типичные черты, признаки представителя того или иного класса. Для глубокого изучения личности необходима психологическая характеристика, рассмотрение мотивов и нравственных аспектов в её деятельности. Работу проводить систематически, по плану:
1. Поэтапное
формирование знаний об
2. Особое внимание уделять деятельности личности в переломные моменты исторического развития. Это позволяет раскрыть возможные альтернативы истории, показать роль ситуации выбора, историческую значимость жизненной позиции человеке.
Это можно рассмотреть по следующим вопросам:
Использование памяток в изучении исторической личности. Памятка – схема.
В
своей работе учителя используют различные
памятки. Они не являются предписаниями,
строго определяющими работу учащихся
на уроках и дома, а в качестве рекомендации,
рассчитанной на творческое применение.
Они облегчают труд учащегося, положительно
влияют на его результаты. Формируют целостность
и всесторонность восприятия материала.
Вариантов памяток много в основном они
формируются учителем в процессе практической
работы с учащимися, из различных источников.
Вот один из примеров памятки.
Памятка- схема:
6Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в школе. М., 2001. С. 218
Заключение
Профессия учителя - самая значительная, она сродни профессии ваятелей прекрасного, создающего шедевры искусства, которые живут в веках и приносят людям радость. Но разница их состоит в том, что глина, стекло, даже драгоценный металл при, неудачах ваятеля можно переплавить для создания новых форм, а учитель соприкасается с человеком, которого он формирует как личность, и царапины, изъяны от неумелых, жёстких или просто равнодушны: прикосновений могут оставить тяжёлый след, устранить и сгладить который возможно лишь ценой больших, трудных и длительных усилий. И обучение истории призвано содействовать формирование активной социальной силы нашей эпохи, осознанию человеком своих функций и возможностей, пониманию относительной независимое индивида от социальных условий и - одновременно - решающего влияния на личность конкретных черт общественного бытия.
Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире. Ученик, изучая историю, должен оценивать себя как личность, которой отведена определённая, пусть небольшая, роль в современной истории. Воспитание чувства личной ответственности перед обществом - важная функция преподавания истории. "Человек сам является основой своего материального, как и всякого иного осуществляемого им производства Важно показать на историческом материале, что субъект, заданный обстоятельствами, способен и должен уметь стать над обстоятельствами, возвыситься над ними и изменить их в процессе своей деятельности.
Для
успешной работы учителю необходимо
сопереживание и сострадание к своим учащимся.
Надо разрушить стену равнодушия, обратится
и к чувствам, побудить школьников пережить
радости и горести, боль и отчаяние, довести
до понимания того, что именно он, сегодняшний
школьник и есть творец истории.
Список использованной литературы
Гулыга А.В. Эстетика истории. – М. АГРАФ, 1974. 127 с.
Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 - 9 классах. - М., Педпрактикум Самиздат, 1990 134 с.
Монтень М. Опыты. СПб., Азбука Кн. 1-3, 2006. 342с.
Румянцев В.Я. Задания по истории России. М., АРКТИ Методическая библиотека, 2002. 112 с.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2 частях.
М., Владос, 2000. 193 с.
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в школе.
М., Академия, 2001. 284 с.
Информация о работе Изучение исторической личности на уроках истории