Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, реферат
Почему мы начинаем изучение курса "История экономических учений" с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно.
Введение ……………………………………………………………………3
1.Социально-экономическое развитие древнегреческого полиса……...……...4
2. Экономическая мысль в трудах Ксенофонта……………………..................7
3. Экономическая мысль в трудах Платона………………………..................12
4. Экономическая мысль в трудах Аристотеля………………...........…….…16
Заключение ……………………………………………………………….20
Список использованных источников …………………………………...21
Федеральное
государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Экономики, управления и природопользования
Кафедра: Экономической теории
ДИСЦИПЛИНА «История экономических учений»
РЕФЕРАТ
На тему: Экономические учения Древней Греции.
Преподаватель
Красноярск 2010
Введение ……………………………………………………………………3
1.Социально-экономическое развитие древнегреческого полиса……...……...4
2. Экономическая мысль в
трудах Ксенофонта……………………............
3. Экономическая мысль в
трудах Платона………………………..............
4. Экономическая мысль в
трудах Аристотеля………………...........…….
Заключение ……………………………………………………………….20
Список использованных источников …………………………………...21
Почему мы начинаем изучение курса "История экономических учений" с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно.
Итак, почему же все-таки с экономической мысли Древней Греции начинается наш курс? Во-первых, мы отдаем дань уважения людям, которые дали науке имя. "Экономика" - слово древнегреческого происхождения, дословно означает "домоводство".
Экономическая мысль это не просто сумма наблюдений и сведений о хозяйственной жизни. Она предполагает известное обобщение, абстракцию, т.е. определенный экономический анализ. В процессе исторического развития общества неизбежно появляются экономические идеи - представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать. По мере накопления эти знания обобщались, систематизировались и принимали форму экономических учении, впоследствии преобразовавшись в экономическую теорию.
История экономических учений неразрывно
связана с историей общества, развитием
общественного производства и общественного
сознания. Экономическая мысль
Одну из таких стадии развития экономической мысли, а именно об экономических учениях Древней Греции я рассмотрю в своей работе.
Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля
Первый период древней греческой истории носит название микенского, по названию микенской цивилизации, основанной греками-ахейцами, вторгшимися на Балканский полуостров на границе III–II тысячелетий до н.э. Микенская цивилизация просуществовала до конца ХIII в. до н.э. и пала под ударами северных варварских племен греческого (дорийцы) и негреческого происхождения. От этой цивилизации остались многочисленные глиняные таблички с письмом, которое удалось прочесть в 1952 г. Эти таблички представляют собой «бухгалтерские» счетные записи, которые велись в микенских дворцах-цитаделях в течение длительного времени. В это время в Греции, по данным дворцовых архивов на глиняных табличках, уже существовало рабство, труд рабов широко применялся в различных отраслях. В этих документах дворцовое хозяйство микенской эпохи предстает как мощная экономическая система, пронизывающая все общество. В монополии государства были все отрасли ремесленного производства. Существовала разветвленная система учета, руководства работами и взимания податей в виде металла, в том числе золота и бронзы, и различной сельскохозяйственной продукции в каждом из податных округов, на которые была разделена территория. В государствах ахейской Греции сложился тип экономики, аналогичной ближневосточному.
Следующий за микенской эпохой период греческой истории называют гомеровским (ХII–VIII в. до н.э.). Сами поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» были созданы в VIII в. до н.э. и, хотя «Илиада» описывает события Троянской войны, происходившей в микенскую эпоху (ХIII в. до н.э.), реалии обеих поэм относятся, по пре-имуществу, к намного более позднему периоду, близкому ко времени их создания. Материал гомеровского эпоса и данные археологических раскопок свидетельствуют, что дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад, к состоянию начала II тысячелетия до н.э., в домикенскую эпоху. Греки утрачивают письменность, ремесло приходит в упадок, на развалинах микенской бюрократической монархии возникает примитивная территориальная община. Варвары-дорийцы не смогли ни в коей мере перенять у разрушенной ими цивилизации ее высокую материальную и духовную культуру. Община гомеровского периода ведет обособленное существование, редко вступая в общение даже с ближайшими к ней такими же общинами. Каждая семья ведет чисто натуральное хозяйство, производя практически все: продукты земледелия и скотоводства, утварь, одежду, орудия труда и, возможно, даже оружие. Все это грубое и примитивное, не идущее ни в какое сравнение с качественными и высокохудожественными продуктами микенской эпохи. Тем не менее, в гомеровский период происходит эпохальное, сточки зрения экономического развития, событие: греки осваивают технологию выплавки и обработки железа. Однако влияние этого события на общественное и культурное развитие Древней Греции скажется гораздо позже, за пределами гомеровского периода. Этот период начинает греческую историю, по сути, заново. Вновь зарождается классовое общество и государство, но уже в иных масштабах и формах; наряду с распространением технологии железа, эти события подготовили переход греческих общин на новую дорогу исторического развития, обеспечившую в течение ближайших четырех столетий мощный рывок экономического, культурного и социального прогресса. Об экономической мысли, точнее об экономических психологии и настроениях этого периода, можно узнать из гомеровского эпоса и из поэмы «Труды и дни» более позднего поэта Гесиода (VIII–VII в. до н.э.). В эпосе Гомера развернуто отражена натурально-хозяйственная концепция экономики, что вполне закономерно для родового строя. Рабство носит патриархальный характер, в основном, упоминаются рабыни-женщины, рабов-мужчин мало. Однако некоторые сцены «Одиссеи» свидетельствуют о признаках надвигающегося классового рабовладения. К ним можно отнести дикую расправу Одиссея с неверными рабами – особенно казнь козопаса Мелантия и повешение служанок. Гомер сознает непродуктивность рабского труда: «Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его, за работу он сам не возьмется охотой...»
Быт героев гомеровских поэм груб и примитивен. Если микенским владыкам нужен был целый штат писцов, чтобы вести учет и
контроль состояния их имущества, то гомеровский «царь»-басилей
(по сути
племенной вождь) прекрасно
Экономическая мысль Древней Греции представлена в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля. В историю Древнего мира эти мыслители вошли как величайшие философы. Однако в их трудах присутствуют и экономические суждения, основанные на анализе экономических явлений (таких, как домашнее хозяйство, торговля, производство товаров, деньги, капитал, приносящий проценты и т. д.); хозяйственной и политической деятельности античных правителей, особенно в период расцвета афинской демократии, экономических идей более ранних культур (вавилонской, финикийской, египетской).
Ксенофонт,
Платон и Аристотель принадлежали к
высшим слоям греческой аристократии,
их раздражала афинская демократия.
Они защищали рабовладельческий
способ производства, характерной
чертой которого являлась собственность
рабовладельца на средства производства
и на рабов, которых принуждали
работать, могли продавать, покупать
и даже убивать. Аристотель,
выражая взгляды своих
выдвинуть мыслителей, стоявших на позициях, отличных от рабовладельческих. Экономические явления рассматривались ими сквозь призму защиты интересов рабовладельцев и натурального характера хозяйства, основанного на рабском труде. Закономерно, что древнегреческие мыслители стремились поддержать лишь те элементы товарно-денежных отношений, которые были совместимы с натуральным хозяйством и необходимы для него. Все выходящее за эти рамки, как правило, осуждалось. Тем не менее, несмотря на отмеченную односторонность экономических суждений античных мыслителей, история экономической мысли рассматривает их высказывания как первоначальные элементы зарождения экономической науки, поскольку они отразили некоторые сущностные характеристики рабовладельческой экономики. Кроме того, античные мыслители сумели выделить ряд