Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, реферат
Почему мы начинаем изучение курса "История экономических учений" с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно.
Введение ……………………………………………………………………3
1.Социально-экономическое развитие древнегреческого полиса……...……...4
2. Экономическая мысль в трудах Ксенофонта……………………..................7
3. Экономическая мысль в трудах Платона………………………..................12
4. Экономическая мысль в трудах Аристотеля………………...........…….…16
Заключение ……………………………………………………………….20
Список использованных источников …………………………………...21
важных экономических проблем, позже оказавшихся в центре внимания многих экономистов.
Ксенофонт (430–25–355 гг. до н.э.) – современник Платона, ученик Сократа, родился в Афинах. Воспитывался в аристократической среде, враждебно относившейся к афинской рабовладельческой демократии. Ксенофонт был сторонником аристократической Спарты. Не удовлетворенный политической жизнью Афин, он принимал участие в военных походах против Афин и союзных с ними городов, за что в 394 г. до н.э. был приговорен к изгнанию из Афин. За военные заслуги спартанцы наградили его имением недалеко от г. Скилла вблизи Олимпии, куда он и переселился. В своем имении Ксенофонт занимался организацией и совершенствованием управления рабовладельческого хозяйства, что и послужило основанием для создания его основного экономического труда «Экономикос», синонима русских понятий «домострой», «домостроительство». В 370 г. до н.э., после захвата г. Скилла элейцами Ксенофонт был вынужден покинуть свое имение и бежать в Коринф, где и провел остаток своей жизни. Ксенофонт автор многих произведений, посвященных государственному устройству Афин, Спарты, истории Греции, воспоминаниям о своем учителе Сократе. Сочинения Ксенофонта отличаются художественной простотой, ясностью и живостью изложения. Экономическим вопросам посвящены два его труда: «О доходах» и
«Экономикос», содержащий советы по рациональному ведению хозяйства. Свой труд «О доходах» Ксенофонт посвятил исследованию способов улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах. Он полагал, что государственные доходы Афин могут быть увеличены двумя способами: за счет введения налога на иностранцев и за счет расширения добычи серебра. Для этого необходимо увеличить приток иностранцев в Афины и увеличить количество рабов на серебряных рудниках, купив их у других государств. На рудниках должны работать только рабы под руководством греков.
Данные суждения Ксенофонта отражали интересы не только государства, но и рабовладельцев, стремящихся к обогащению посредством накопления денег. Ксенофонт знал, что в Древней Греции растет число серебряных рудников. Добыча серебра приносит огромные доходы рабовладельцам, занимающихся их разработкой. Многие рабовладельцы имеют значительные накопления серебра, некоторые из них большую часть своего состояния хранят в серебре. Стремление к накоплению денег было характерно для всех слоев господствующего класса. В этой связи, заключал Ксенофонт, никто не имеет денег столько, чтобы не желать иметь их еще больше, а если возникает излишек денег, то человек, закапывая его, получает не меньшее удовольствие, чем, если бы он им воспользовался. Таким образом, Ксенофонт признавал за деньгами только две функции: средства обращения и накопления сокровищ. Значение последней он понимал, как возможность превратить сокровища в любые предметы потребления. А наибольшую возможность подобного превращения дает именно деятельность по добыче серебра. В этом и заключается ее преимущество перед каким-либо другим видом ремесла. В этих рассуждениях Ксенофонт выходит за рамки натурального хозяйства, положительно оценивая обращение денег в качестве капитала, подмечая в деньгах эквивалентную форму товара, признавая необходимость
торговли и накопления денежного богатства.
В Экономикосе,
предположительно написанном им
в период с 401 по 399 гг. до н.э.,
Ксенофонт дал подробные советы
по рациональному ведению
Хозяйственная
деятельность, по Ксенофонту,
заключалась в производстве
потребительных стоимостей, создаваемых
посредством земледелия, так как
именно оно позволяет добывать людям
то, что им нужно для жизни. Если
земля пустует или плохо
о необходимости
разделения физического и умственного
труда: труда исполнителя – раба
и труда руководителя – рабовладельца.
Земледелие, отмечал Ксенофонт,
– это наиболее почетная
отрасль хозяйства, но свободный
гражданин не должен заниматься физическим
трудом, ему предназначен труд управления,
надзора и контроля; физический же
труд возлагается на рабов. Ксенофонт
выявил зависимость между ростом
разделения труда и развитием
рынка, показал, что объем
рынка влияет на степень разделения
труда, количество профессий. В деревнях,
отмечал Ксенофонт, разделение
труда менее развито, чем
в городах, так как ородах
более распространены торговля
и товарное хозяйство. В крупных
городах, где на каждого работника
приходится много покупателей, ему,
чтобы прокормиться, достаточно знать
только одно ремесло. Зачастую ему даже
нет необходимости знать
Платон (427–347 гг. до н.э.) – один из выдающихся греческих мыслителей, происходил из старинного афинского аристократического рода. Получил прекрасное образование, обладал литературным и поэтическим талантами. Он много путешествовал, посетил Египет, Южную Италию. Знакомство с Сократом (470–399 гг. до н.э.) направило его на путь серьезного изучения философии. Начало творческой деятельности Платона пришлось на кризисный период афинского общества, обусловленный поражением Афин в Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н.э.), борьбой аристократов с демократами, восстаниями рабов, непрерывными войнами между греческими городами-государствами за политическое и экономическое господство. В творческой среде аристократических кругов это было время поиска новых социально-экономических и политических форм и идеалов организации Афинского общества с целью возрождения его былого могущества. В 399 г. до н.э. трагически погибает Сократ. Платон, потрясенный казнью и смертью своего учителя, с этого момента все свои помыслы направляет на разработку проекта идеального государства, основанного на идее справедливости. В 388–387 гг. до н.э. Платон основывает собственную школу – Академию, ученики которой в основном занимались математикой и основанной на ней своеобразной диалектикой. Основываясь на идеях добра и истины, они обсуждали различные проекты реформирования Афин. Свой проект идеального государства и экономические суждения по поводу его функционирования Платон изложил в трактатах «Полития» (государство) и «Законы». В отличие от подобного рода современных ему сочинений он первым создал законченную и философски обоснованную модель идеального государства. Идеальное государство, по мнению Платона, должно основываться на справедливости, так как только она способна обеспечить человеку и обществу возможный максимум счастья. Поэтому государством должны управлять справедливые и разумные люди – философы. Их задача заключается в созерцании образа жизни граждан и проведении в жизнь справедливого и разумного. Философы – правители государства, обязаны жить коммуной, они не должны иметь ни детей, ни семей, чтобы не ослаблять свой разум и волю заботами материальной жизни. Следующим социальным слоем политии являются воины, охраняющие государство. Воины, как и философы, также не должны иметь ни детей, ни семей. Браки и деторождение в этих верхних социальных слоях общества регулируются государством. Дети у всех общие, ни родители не знают детей, ни дети родителей. Слабые дети уничтожаются при рождении, здоровые – передаются в воспитательные дома. Третий слой идеального государства составляют остальные граждане – земледельцы, купцы, ремесленники и т. д., объединенные термином «ремесленники» (демиурги). Их деятельность контролируется специальными чиновниками (агораномами). Основная задача ремесленников – обеспечить государство необходимыми материальными благами. Мысли и желания граждан также регулируются законами. В отличие от философов и воинов ремесленники имеют право на частную собственность и семью. Рабы не входят в третье сословие, так как не считаются гражданами политии. По мнению Платона, рабы – это «вьючные животные». Платон полагал, что подобное деление общества на сословия является естественным, природным явлением, оно позволяет обществу в целом более качественно и в большем количестве производить потребительные стоимости. А чтобы в идеальном государстве граждане жили как «братья», им необходимо, считал Платон, внушать, что одни люди от рождения «способны начальствовать», другие – быть «земледельцами и прочими мастеровыми», что « каждый из нас рождается … отличным по своей природе и назначается для совершения известной работы», которую должен выполнять всю жизнь При этом физический труд является занятием низших слоев общества, а умственную и военную деятельность природа закрепила за аристократией.
Основные экономические принципы функционирования идеального государства заключались в следующих положениях.
1.
Идеальное государство
2.
Государство должно
3. Государству необходимы обмен и торговля, так как они обслуживают разделение труда внутри города и между городами.
4. Для совершения сделок купли – продажи необходим класс купцов. Но государство должно законодательно устанавливать размеры излишка в соотношении «прихода – расхода » купцов, чтобы обеспечить им получение «соразмерной прибыли».
5. Торговля должна осуществляться посредством денег, выступающих только в роли функции меры стоимости и средства обращения, в целях обслуживания разделения труда и удовлетворения потребностей граждан.
6. На ростовщичество вводился запрет. Запрещалось закладывать имущество и отдавать деньги в рост.
7. Доходы государству должно приносить только земледелие, поскольку оно является единственным честным источником добывания средств. В этой связи Платон предлагал регламентировать промышленность и торговлю путем организации новых форм производства и нормирования цен.
8.
Государство не должно развивать
внешнюю торговлю и должно
воспрепятствовать накоплению