Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:20, курсовая работа
Цель исследования: выявить методические основы изучения данного материала в школьном курсе истории Отечества.
Задачи:
1. Рассмотреть использование краеведческого материала во внеклассной работе.
2. Исследовать формы внеклассной работы.
3. Остановиться на экскурсии, как форме внеклассной работы эпизодического характера.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Организация внеклассной работы в школе .................................5
Глава II. Формы внеклассной работы в школе.
§ 2.1 Использование краеведческого материала во внеклассной работе………………………………………………………………………………7
§ 2.2 Историко – краеведческий кружок…….…………………………...……9
2.3 Школьный краеведческий музей ……………………………………….11
2.4 Историко – краеведческий вечер………………………………………..15
Вывод по главе …………………………………………………………………...18
Глава III. Становление и развитие экскурсионного дела в учебных заведениях ………………………………………………………………………..19
Вывод по главе …………………………………………………………………....26
Глава IV. Экскурсия как форма внеклассной работы …………………….27
4.1 Методический вариант экскурсии к памятнику Великой Отечественной Войне «Мамаев курган»……………………………………………………….31
Выводы по главе………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы……………
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный
педагогический университет»
Факультет истории и права
Кафедра
теории и методики
преподавания истории,
обществоведения
и права
Экскурсия
как форма внеклассной
работы на истории.
курсовая работа
по
специальности 050401 «История»
с доп. спец. 050303 «Английский
язык»
«Допущена к защите» ____________________ «Прошла защиту» Оценка_____________ |
Исполнитель: Стекольникова А.А. (гр. И42) ____________________________ Научный руководитель: Самоходкина Т.В., канд.пед.наук, доцент ____________________________ |
Волгоград – 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
I. Организация внеклассной
работы в школе ..............................
Глава II. Формы внеклассной работы в школе.
§ 2.1 Использование
краеведческого материала во внеклассной
работе………………………………………………………………
§ 2.2 Историко – краеведческий кружок…….…………………………...……9
Вывод по главе …………………………………………………………………...18
Глава
III. Становление и развитие
экскурсионного дела
в учебных заведениях
………………………………………………………………………..
Вывод по главе
…………………………………………………………………....
Глава IV. Экскурсия как форма внеклассной работы …………………….27
Выводы по главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности преподавателя истории. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории.
Особое
значение приобретает историко-
Объектом моего исследования является внеклассная работа эпизодического характера по истории края.
Предметом является процесс развития деятельности во внеклассной работе краеведческого характера.
Цель исследования: выявить методические основы изучения данного материала в школьном курсе истории Отечества.
Задачи:
1.
Рассмотреть использование
2. Исследовать формы внеклассной работы.
3.
Остановиться на экскурсии,
Методы исследования.
При написании моей работы мы опирались на принцип исторической объективности и системного подхода. В работе были использованы логический, проблемно-исторический методы, метод анализа и синтеза.
При написании работы были использованы следующие пособия. Книга «Методика историко-краеведческой работы в школе», составленная Н.С. Борисовым, освещает источники изучения истории края, а также основные методы и приемы использования краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе.
В пособии А.Ф. Родина «Массовые формы внеклассной работы по истории» автор поставил задачу - раскрыть содержание и методы важнейших видов массовой внеклассной работы по истории. Автор использует не только свой личный опыт и наблюдения, но и обращается к лучшему опыту учителей Москвы, Краснодара, Воронежа и др.
Пособие А.Ф. Родина и Ю.Е. Соколовского «Экскурсионная работа по истории» обобщает опыт экскурсионной работы по истории передовых учителей истории по организации и проведению экскурсий с учащимися.
«Внеклассная работа по истории» под ред. С.С. Коваленко и Э.К. Шнекендорфа освещает опыт работы по истории, особенно историко-краеведческого характера, проводимой как в городских, так и в сельских школах. Большое внимание уделяется деятельности школьных краеведческих музеев.
В
работе были использованы также журналы
«Преподавание истории в школе»
Глава I. Организация внеклассной работы в школе.
В настоящее время школьное
историческое краеведение
Внеклассная работа, направлена на достижение тех же целей, что и урок, но проводится на ином материале и иными средствами.
Классные
занятия обязательны для
Устанавливая
взаимосвязь учебной и
Внеклассная работа в школе может строиться в разных формах:
- Массовая работа. Она дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы работы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.
- Групповая работа - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.
- Индивидуальная работа - чтение литературы по местной истории, работа с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовка рефератов, запись воспоминаний и др.
Формы
внеклассной работы находятся в
тесной взаимосвязи. Из массовой работы
вырастает кружковая. Результаты занятий
в кружке часто выносятся на общественные
вечера, конференции. Индивидуальная работа
является необходимым элементом как массовых,
так и групповых форм.
Глава II. Формы внеклассной работы в школе.
§ 2.1 Использование краеведческого материала во внеклассной работе.
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе.
Определяя задачи внеклассной работы, краевед-историк А.Ф. Родин справедливо утверждал, что она направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами». [1, с. 6]
Классные
занятия обязательны для
Кроме
того, краеведческий материал, как
более близкий и знакомый, усиливает
конкретность и наглядность восприятия
учащимися исторического
Индивидуальная
работа по краеведению предполагает
чтение литературы по местной истории,
работу с документальными материалами
архива, вещественными памятниками
музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний
и др. Формы внеклассной работы
находятся в тесной взаимосвязи.
Из массовой работы вырастает кружковая.
Результаты занятий в кружке часто выносятся
на общественные вечера, конференции.
Индивидуальная работа является необходимым
элементом как массовых, так и групповых
форм.
§ 2.2 Историко – краеведческий кружок
Изучением истории родного края наиболее целеустремленная и плодотворная работа ведется в историко-краеведческом кружке. Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий». [2, с. 311]
Высокая
оценка кружковой работы неслучайна.
Именно кружок позволяет сочетать и
использовать разнообразные формы
внеклассной работы. Школьный кружок
базируется на знаниях, полученных учащимися
на уроках. Он дает возможность организовать
систематические занятия по определенной
программе и с постоянным составом.
Работа в кружке превращает учащихся
в активных помощников учителя, как
в проведении внеклассных мероприятий,
так и уроков. Успех работы кружка
зависит от умения, желания, инициативы
и знаний его руководителя. Работа
историко-краеведческих
- теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).
- практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).
Руководитель кружка, учитель истории, обеспечивает научное и методическое руководство кружком: консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию.
Информация о работе Экскурсия как форма внеклассной работы по истории