Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 10:53, реферат
Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера – Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга – Черным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, которая диктует основной ланшафт территории (равнины, зона лиственных лесов).
Введение
Часть 1. Политическая организация восточных славян в догосударственный период
Часть 2.Основные хозяйственные занятия восточных славян в догосударственный период
Заключение
Библиография
Этногенез – момент
зарождения и последующий процесс
развития какого-либо народа, приведший
к определенному состоянию, виду, явлению.
Включает как начальные этапы возникновения
какого-либо народа, так и дальнейшее формирование
его этнографических, лингвистических
и антропологических особенностей. К
восточнославянским народам относят русских,
украинцев и белорусов, а также субэтнические
группы малой численности: поморы, казаки
донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы,
русскоустьинцы, марковцы и некоторые
другие. Территория проживания этих народов
компактна, ограничена с запада Польшей,
прибалтийскими странами, странами Скандинавии,
с севера – Северным Ледовитым океаном,
далее с востока реками Двина и Волга и
с юга – Черным морем. Основная часть приходится
на Восточноевропейскую равнину, которая
диктует основной ланшафт территории
(равнины, зона лиственных лесов).
*************************Содер
Введение
Часть 1. Политическая организация восточных славян в догосударственный период
Часть 2.Основные
хозяйственные занятия
Заключение
Библиография
Введение
Проблема изучения
политической организации и основных
хозяйственных занятий
Именно последняя
причина придаёт
Исходя из сказанного, целью предпринимаемого исследования можно считать выявление характерных особенностей, присущих политической и экономической жизни восточнославянского общества в догосударственный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Определение хронологических
рамок догосударственного периода
жизни восточнославянского
Изучение признаков политической организации восточных славян на этом этапе исторического развития;
Анализ информации о хозяйственных занятиях восточнославянских племён в рассматриваемый период;
Систематизация
и обобщение результатов
Круг источников и литературы, полагаемых в основу исследования, определяется его целью и задачами. К важнейшим источникам принадлежат иностранные описания жизни восточных славян – «Стратегикон», раздел из «Книги» Ибн-Фадлана «О русах на Волге», а также древнейший отечественный источник – «Повесть временных лет». Литература по истории рассматриваемого периода не весьма обширна, но вполне доступна – это труды В.О. Ключевского, Г.С. Лебедева, Н.И. Павленко и других отечественных учёных. К сожалению, по объективным причинам при изучении догосударственного периода истории восточнославянского общества пока имеется больше вопросов, нежели ответов. В результате авторы учебников при его освещении, как правило, немногословны.
В соответствии с тематикой исследования оно подразделяется на введение, две части и заключение.
Основными методами
исследования стали:аналитический, сравнительный,
дедукции и индукции.
Часть 1. Политическая организация восточных славян в догосударственный период
восточнославянское общество догосударственный период
Под политической организацией обычно понимают: «1) систему устойчивого взаимодействия разнородных по своему происхождению компонентов ради достижения общих социальных целей политическими средствами; 2) объединение людей, ставящих перед собой задачу достижения общей (или общих) политической цели на основе сотрудничества в рамках такого объединения»1.В приведённых здесь определениях отчётливо просматриваются два существенных признака политической организации: 1) объединение компонентов (людей); 2) общая цель создания такого объединения. Применительно к социально-политической истории указанные признаки просматриваюся в теории «вызова-и-ответа», сформулированной известным английским историком Арнольдом Тойнби (1889-1975): «Естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней»2. Ответом на эти «вызовы» являются, в частности, разнобразные формы политической организации этносов, приспосабливающихся к специфическим природным условиям своего обитания.
Словосочетание
«природная среда» в полной мере относится
к первичным цивилизациям, которые
не знали государственной
Вместе с тем
невозможно отрицать влияние природно-
Поэтому первый
раздел «Краткого пособия по русской
истории» В.О. Ключевского называется
«Природа восточно-европейской равнины»4
В другом описании,
принадлежащем арабскому
Наиболее распространённым является мнение, в частности, высказанное Сергеем Парамоновым (псевдоним – Лесной) в работе «Откуда ты, Русь?»: «Уже во второй половине IX века в Восточной Европе существовало два больших славянских государства – Новгородское (Русью ещё не называвшееся) и Киевское (носившее имя Руси)»10. Основным источником, подтверждающим его, является общеизвестная «Повесть временных лет», предположительным автором которой является Нестор, и отнсящаяся к XII веку. Этот источник связывает появление государственности с призванием варяга Рюрика (862 г.), а также объединением под властью установившейся династии Киева и Новгорода. Однако в той же «Повести временных лет» упоминается новгородский правитель Гостомысл, предшествовавший Рюрику. Поэтому верхней хронологической границей рассматриваемого нами периода следует считать весь IX век.
Большинство историков
сходятся в том, что формой общественных
отношений восточных славян в VII-VIII
веках была военная демократия. Её
отличительными признаками являются:
1) участие всех членов (мужчин) племенного
союза в решении важнейших
общественных проблем; 2) особая роль народного
собрания как высшего органа власти;
3) всеобщее вооружение населения (народное
ополчение). Правящий слой формировался
из старой родоплеменной аристократии
(вождей, жрецов, старейшин) и членов
общины, разбогатевших на эусплуатации
рабов и соседей. Наличие соседской
общины («верви», «мира») и патриархального
рабства тормозило процесс
К VIII веку на территории, населённой славянскими племенами, «возникло 14 племенных союзов – военных объединений»11. Сохранение их требовало усиления власти вождя и правящей верхушки. Главой военной силы и правящей социальной группы становятся князь и княжеская дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в ещё более крупные формирования – «союзы союзов». Существовало три крупных политических центра, которые считаются протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племён с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания(местоположение спорно, предположительные варианты – Тамань, Поволжье, Рязань). Археологами выделено три основных ареала распространения славянских археологических культур; в основу этого выделения положена, прежде всего, керамика. Первая - так называемая культура пражско-корчакского типа, один из коренных регионов распространения которой - Средняя и Южная Польша, а на территории нашей страны - Припятское Полесье. По всей видимости, это территория склавен. Другая культура - пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников (и не только Иордана), здесь обитали анты. Наконец, на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известны фридбергская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Такова схема, которой придерживается часть современных исследователей. Следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных, все названные районы расселения славянства - праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. Части этих рассыпавшихся праславянских группировок расселялись по территории Восточной Европы в VII-VIII вв.
Заметим, что древляне, северяне и т.д. в «Повести временных лет»12 племенами не именуются, хотя в современных переводах термин «племя» нередко фигурирует. Ряд ученых уже давно сделали вывод, что в древнерусской летописи речь идет не о племенах, но о союзах племен. Такое мнение подкреплялось и большой территорией таких «племен», как северяне, кривичи и др. Нет термина «племя» или подобного ему и в списках славян Константина Багрянородного, который ведет речь о славянах древлянах, северянах и т.д. Вместе с тем перед нами еще, несомненно, объединение догосударственного или предгосударственного порядка, скорее всего именно союзы близко родственных племен. В этих союзах, уже занимавших определенную, четко фиксируемую территорию, налицо переходные черты к политическому объединению типа раннеклассового общества. В этом плане древляне, поляне и т.д. по-видимому, идентичны таким германским «племенам», как франки, саксы, бавары и т.д., которые на деле представляли союзы племен, хотя и сох ранили наименование одного (господствующего) племени.
Хронологические
рамки существования Антского союза
приходятся приблизительно на 30-е годы
VI века - первые годы VII века, когда союз
был сокрушен аварами, С этого
времени имя антов исчезает со
страниц истории столь же неожиданно,
как и появляется там. Это свидетельство
того, что термин «анты» вряд ли употреблялся
среди самих славян и, строго говоря,
не имело этнического смысла. По-видимому,
он имел чисто территориально-