Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:06, контрольная работа
Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1
КАРТИНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ
ВАРИАНТ 1
Выполнил (а): Батруков Илья Владимирович
Группа: ЗИЭФ 123с
Проверил: Нелли Сергеевна Журавлева
Оценка: ______________
Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».
Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, которую историки подвергают сомнению, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за варяжского князя из Финляндии. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.
«Святая великая княгиня Ольга» — оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге, выполненный русским художником Николаем Александровичем Бруни в 1901 году. Иконы в царских вратах храма отчеканены из серебра на фабрике Хлебникова и исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни в мастерской Фроловых.
Согласно большинству источников, Ольга приняла крещение под именем Елены в 957 году (хотя в «Повести временных лет» упоминается 955 год) в Константинополе. Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду. Её внук князь Владимир I Святославич Креститель перенес (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Скорее всего, в княжение Владимира (970—988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.
Бруни не был единственным, кто обратился к образу княгини Ольги на рубеже XIX—XX веков. В то время повсеместным было романтическое увлечение древнерусской историей. Изображение Ольги встречается в работах многих известных мастеров, включая Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова и Николая Константиновича Рериха. Н. А. Бруни в отличие от других художников того периода, часто привносивших в образ княгини Ольги стилевую утончённость модерна, был более консервативен и придерживался традиционных академических форм.
«Крещение Руси» — фреска
русского художника Виктора Михайловича
Васнецова над входом на хоры во
Владимирском соборе в Киеве, созданная
в 1895—96 гг. Работе над фреской предшествовала
одноимённая картина 1890 года, хранящаяся
в настоящее время в
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.)[2] киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.
На фреске В. М. Васнецов показал именно момент крещения киевлян в водах Днепра. На данной фреске при всей её торжественности и пафосности, соответствующей значимости момента, который определил дальнейшее развитие России, образ Владимира Святославовича наделён ярко выраженными индивидуализированными чертами
Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоёванных землях. С тюркским термином «баскак» связаны и, вероятно, тождественны ему монгольский даругачи (даруга) и персидский шихнэ.
На Руси баскачество сформировалось в 1250—1260-х годах. В каждое княжество назначался особый баскак. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Баскаки контролировали местные власти, в XIII—XIV веках собирали с русских земель дань Золотой Орде. Также баскаки вели учёт населения в завоёванных землях. В распоряжении баскаков могли быть большие вооружённые отряды для обеспечения своевременного сбора дани.
В 1262 году восстания против уплаты дани были в Суздале, Ярославле и Ростове. В 1327 году произошло Тверское восстание. Впоследствии баскаки превратились в послов Золотой Орды.
А.М. Васницова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»
На картине изображен вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г.
Кремль-град, первый из
четырех городов, образовавших
древнюю Москву, стал и первой
каменной крепостью на северо-
М.И. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.
Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.
Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.
На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка.
Н.С Шустов «Иоанн III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов»
Фактически Русь была независима от Орды уже много лет, но формально последнее слово еще не было сказано.
Русь крепла — Орда слабела, но продолжала оставаться грозной силой. В 1480 г. хан Ахмат, действовать заодно с Казимиром Литовским, выступил на московского князя. Получив весть о движении Ахмата, Иван выслал полки на Оку, а сам поехал в Коломну. Но хан, видя, что по Оке расставлены сильные полки, взял направление к западу, к литовской земле, чтобы проникнуть в московские владения через Угру; тогда Иван велел сыну Ивану и брату Андрею Меньшому спешить туда; князья исполнили приказ, пришли к Угре прежде татар и заняли броды и перевозы. Холмский устерег движение татар, хотевших тайно переправиться через Угру и внезапно броситься на Москву: их отбили от берега с большим уроном.
26 октября, велел сыну
и брату Андрею со всеми
полками отступать к себе в
Кременец, чтобы биться соединенными
силами. Но и теперь Иван не
знал покоя — он дал приказ
отступить дальше к Боровску,
обещая дать битву там. Но
Ахмат не думал пользоваться
отступлением русских войск.
С формированием Русского централизованного государства старая система княжеских дружин сменяется единым дворянским ополчением. «Через год или два, - писал немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн, - князь делает набор по областям и переписывает детей боярских, чтобы знать их число и сколько каждый имеет лошадей и служителей. Потом каждому определяется жалование». Дворяне одного уезда служили вместе. На смотр каждый должен был прибыть в соответствующем вооружении и привести с собой указанное число вооруженных людей (в зависимости от размеров землевладения, позднее – от числа крестьянских дворов). Здесь же верстались на службу с 15-летнего возраста «новики» и раздавалось денежное жалованье.
Изображенный на
картине смотр проводился в
уездном городе, куда съезжалось
дворянство всех окрестных
И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван»
Из воспоминаний Репина известно, что мысль о картине зародилась у него в связи с мартовскими событиями 1881 года, а именно взрывом народовольцем И. И. Гриневицким бомбы, осколками которой был убит царь Александр II. Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар». В своих воспоминаниях Репин описывает это так: «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова — „Месть“. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване». Он также писал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — не сдобровать! <…> Естественно было искать выхода наболевшему в истории».
Так же можно отметить факт посещения Репиным боя быков во время путешествия по Европе в 1883 году, в своих воспоминаниях он писал: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех».
Четыре столетия назад народное ополчение во главе с нижегородским купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским одолело штурмом Китай-город, в котором находился гарнизон войск Речи Посполитой и прогнало польских интервентов из нашей столицы Москвы, положив, тем самым, конец Смутному времени. Князь Дмитрий Пожарский вошёл в Китай Город с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в честь этой победы.
Ополчение Минина и Пожарского
уникально тем, что это единственный
пример в истории России, когда
судьбу страны и государства решил
сам народ без участия власти.
Последние гроши отдавал
Интерес Сурикова к теме
старообрядчества связывают с его
сибирским детством. В Сибири, где
было много старообрядцев, широкое
распространение получили рукописные
«жития» мучеников