Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:13, курсовая работа
Цели курсовой работы:
- сделать анализ по экономическому положению Казахстана в послевоенное время;
- проанализировать содержание карательной политики Советской власти и структуру соответствующих органов;
- определить вклад Бекмаханова в науку Казахстана.
Введение
1.Казахстан в послевоенное время 1945-1950 гг.
1.1 Экономическое положение Казахстана в послевоенное время
1.2 Помощь Казахстана в восстановлении западных областей СССР
1.3 Развитие науки и культуры
2. Общественно-политическая ситуация в Казахстане
2.1 Массовые политические репрессии
2.2 «Дело Е.Бекмаханова»
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахстан в 1945-1950 годы
(реферат)
Выполнил: студент гр.
Проверил:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Казахстан в послевоенное время 1945-1950 гг.
1.1 Экономическое положение Казахстана в послевоенное время
1.2 Помощь Казахстана в восстановлении западных областей СССР
1.3 Развитие науки и культуры
2. Общественно-политическая ситуация в Казахстане
2.1 Массовые политические репрессии
2.2 «Дело Е.Бекмаханова»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Тема актуальна так как, развитие суверенной Республики Казахстан, складывающиеся новые мировоззренческие позиции в обществе требуют от отечественного обществоведения разработки новых концептуальных решений и подходов к оценке прошлого и настоящего, критического анализа и переосмысления научного наследия в области исторических знаний.
Возвращение к мирной жизни требовало перестройки всей экономики, настроенной на производство в основном военной продукции, на мирный лад. В годы войны произошла некоторая либерализация местных рынков, повысилась доходность сельского хозяйства, был ослаблен идеологический диктат марксизма в пользу национализма и патриотизма. Однако власти после победы над Германией вернулись к довоенным формам экономики и политической жизни.
Предмет курсовой работы – Казахстан в 1945-1950 годы.
Объект курсовой работы – история Казахстана.
Цели курсовой работы:
- сделать анализ по экономическому положению Казахстана в послевоенное время;
- проанализировать содержание карательной политики Советской власти и структуру соответствующих органов;
- определить вклад Бекмаханова в науку Казахстана.
Исходя из поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическое положение Казахстана в послевоенное время.
2. Рассмотреть развитие науки и культуры в Казахстане.
3. Проанализировать общественно-политическую ситуацию в Казахстане.
4. Изучить дело Е. Бекмаханова.
1.КАЗАХСТАН В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ 1945-1950 ГГ.
1.1 Экономическое положение Казахстана в послевоенное время
В послевоенный период экономика Казахстана испытывала большие трудности. Крупной проблемой стало обеспечение промышленных предприятий рабочей силой после возвращения эвакуированного населения в западные регионы СССР. Заметно выросла текучесть кадров, снизилась трудовая дисциплина, резко упала производительность труда. В 1946 г. наблюдался даже некоторый спад производства, что вынудило власти вернуться к командно-административным методам управления экономикой, что дало свои результаты, в основном в промышленности. В 1946 г. был пущен в действие Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, завершилось строительство угольного разреза в Экибастузе, вводились новые мощности на Актюбинском и Балхашском комбинатах, начали добычу нефти новые промыслы. Развивалась транспортная сеть, в 1950 г. завершилось строительство железной дороги Моинты - Чу. Весной 1949 г. начала действовать автоматическая телефонная станция в Алма-Аты, были телефонизированы все районные центры.
1.2 Помощь Казахстана в восстановлении западных областей СССР
После завершения войны вера в правильность избранной систему управления стала более устойчивой. Но становилось, очевидно, что такая система невозможна без чрезвычайных ситуаций – например войны. Поэтому уже в первые послевоенные годы в народном хозяйстве страны вновь обозначились негативные тенденции. Их действие усугублялось и тяжёлыми последствиями войны и природных катаклизмов, обрушившихся на сельское хозяйство в 1946 г. Одна из сильнейших засух охватила весной и летом обширную территорию Молдавии, Украины, Центрального Черноземья, Нижнего Поволжья, Запад Казахстана. Общая площадь погибших посевов зерновых составила 4.3 млн. га. На сотнях тысячах гектаров урожайность не превышала 4 центнеров с га. В Средней Азии и Казахстане этот показатель не превышал 4-6 ц. с га. Молдавию, Украину и другие районы охватил голод. Люди начали тайком носить зерно с полей. Как всегда карательные акции государства не заставили себя ждать. Во второй половине 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановления «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазаривания, хищения и порчи» и «Об обеспечении сохранности государственного хлеба». Уже осенью 1946 г. За хищение хлеба в стране было осуждено 55369 человек, 37 из них были приговорены к расстрелу.
1.3 Развитие науки и культуры
Быстрый рост науки и научных учреждений Казахстана начинается в послевоенный период.
1 мая 1946 г. состоялось торжественное открытие Академии наук Казахстана. Ее первым президентом стал выдающийся ученый К. Сатпаев. И. Бардин, С. Вавилов, И. Мещанинов, В. Обручев были избраны почетными членами Академии. В ее состав вошло 14 академиков и 16 членов-корреспондентов.
Развивалась сеть научно-исследовательских институтов, появляются такие отрасли науки, как астрономия, астрофизика, ядерная физика. Многие исследования были посвящены наращиванию военной мощи СССР. Под непосредственным контролем шефа МГБ Л. Берия под Семипалатинском был построен испытательный полигон для ядерного оружия, первое испытание которого произошло в 1949 г. Эти взрывы проводились в районах с преимущественно казахским населением, ставшим заложником преступной политики властей. С 1949 по 1964 года на полигоне было проведено 113 взрывов в атмосфере, что привело к радиоактивному заражению территории Центрального и Восточного Казахстана; причем врачам запрещалось ставить настоящий диагноз людям, умершим от болезней, возникших в результате радиоактивного облучения. Медицинские обследования в регионе были запрещены, данные военных медиков глубоко засекречены.
Литература. В предвоенные годы большое место в духовной культуре казахского народа занимало творчество народных акынов: Жамбыла Жабаева (1846-1945), Нурпеиса Байганина (1890-1954) и др. Развивается и письменная литература, признанными мастерами которой становятся Д. Абилев, А. Сарсенбаев, М. Ауэ-зов, Г. Мусрепов, С. Муканов, С. Шарипов, А.Абишев, Г. Мустафин. Несмотря на увеличение жанрового разнообразия, выбор тем был значительно ограничен. Обескровленная репрессиями 20-х-ЗО-х гг. литература теперь воспевала только прелести социалистического строя, новую жизнь народа, дружбу народов, новые общественные отношения.
В годы войны господствующей в литературе стала тема патриотизма и национализма. Огромную популярность приобрели произведения Жамбыла "Ленинградцы, дети мои", "Ленинград" А. Тажибаева, стихи Ж. Шанина, К. Аманжолова, А. Сарсенбаева. Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях; А. Жумагалиев, Б. Булкишев, В. Чугунов пали смертью храбрых.
В послевоенное время началось усиление идеологического контроля за творчеством литераторов. Тем не менее, конец 40-х-начало 50-х гг. стали временном расцвета казахской советской литературы. В 1947 г. появляется второй том романа "Абай" М.Ауэзова, в 1948 г. роман - "Сырдарья" С. Муканова, "Миллионер" Г.Мустафина, в 1949 г. роман "Солдат из Казахстана" Г. Мусрепова. Роман "Абай" в 1949 г. был удостоен Государственной премии СССР и принес М. Ауэзову мировую славу. В начале 50-х годов появляется ряд новых произведений, в том числе романы Г. Мустафина "Караганда", Г.Мусрепова "Пробужденный край", произведения Д. Абилева, А.Тажибаева, Т. Жарокова, М. Алимбаева и многих других.
Музыка, театр, кино и живопись. 1936 г. стал годом, когда с казахским музыкальным искусством познакомилась советская общественность. В Москве прошла первая Декада казахского искусства. К. Байсеитова была удостоена звания народной артистки СССР. В годы войны продолжает развиваться оперное искусство. В 1942 г. была поставлена опера Е.Брусиловского "Гвардия, алга!", в 1944 - опера А. Жубанова и Л. Хамиди "Абай". В послевоенные годы появлются оперы Е. Брусиловского и М. Тулебаева "Аман-гельды", А. Жубанова и Л. Хамиди "Тулеген Тохтаров", М. Тулебаева "Биржан и Сара". В 1949 г. ее автору и исполнителям главных партий были присуждены Государственные премии СССР.
В 1940 г. появляется первый казахский балет "Коктем". В годы войны балет Казахского музыкального театра возглавила Г. Березова, на сцене выступили артисты ведущих театров. В июне 1942 г. в Алма-Ате состоялся дебют Г. Улановой.
В республике появляется ряд новых театров. В 1937 г. в Кызыл-Орде был организован Корейский музыкально-драматический театр, в 1944 г. - Театр для детей и юношества (ТЮЗ). В 1937 г. Казахский театр стал академическим, а целый ряд актеров получили звания народных и заслуженных артистов республики. Продолжали расти областные театры, возникают колхозно-совхозные полупрофессиональные театры. Известность получили актеры Ш. Айманов, С. Ко-жамкулов, О. Умурзаков, К. Кармысов, X. Букеева, начинают артистическую деятельность И. Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие.
В предвоенное время возникает казахское кино. В конце 1938г. была организована Алма-Атинская студия кинохроники и создана первая звуковая документальная лента "Джамбул ата", в том же году на Ленфильме был снят и первый игровой фильм казахстанских кинематографистов - "Амангельды". В 1941 г. в столицу Казахстана были эвакуированы киностудии Москвы и Ленинграда и на их основе создана Объединенная студия, снявшая огромное количество фильмов - "Небесный тихоход", "Два бойца", "Илья Муромец" и др. В 1945 г. появилась первая самостоятельная работа Алматинской студии, фильм "Песни Абая". После войны производство игрового кино сократилось, было снято всего два полнометражных фильма "Золотой рог" (1948) и "Джамбул" (1952).
2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Массовые политические репрессии
В истории общества не часто встречаются периоды, когда государственная власть с необъяснимой настойчивостью начинает вести политику притеснения и уничтожения- части собственного населения, которое она в нормальном ходе событий призвана защищать и о котором должна заботиться.
В указанных же случаях власть, отказываясь от вынесения возложенных на нее обязанностей во враждебную позицию к населению проявляет агрессивность и нетерпимость в различных формах.
C 1934 по 1956 годы в СССР подразделение НКВД (МВД), осуществляло руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ).
Специальные управления ГУЛАГА объединяли многие ИТЛ в разных районах страны таких как: Дальстрой НКВД/МВД СССР, Соловецкий, Беломорско-Балтийский ИТЛ, Воркутинский и многие другие.
ГУЛАГ в Казахстане состоял из следующих лагерей: Степлаг, Карлаг (Карагандинский лагерь), АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины). В лагерях царила нечеловеческая атмосфера - тяжелейшие условия, не соблюдение элементарных прав человека, суровые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектов на Крайнем севере, Д. Востоке и в др. регионах. Люди умирали от голода, холода, болезней, и изнурительного труда.
В лагерях, наряду с людьми, «не подчинявшимися» существовавшему режиму в стране, находились и настоящие преступники, попавшие сюда за хулиганство, нарушение закона трудовом режиме, а также осужденные за бандитизм, вооруженный разбой, ограбления, контрабандную деятельность, дезертирство, спекуляцию, расхищение госимущества, должностные хозяйственные и другие преступления. В лагеря сажали не только взрослых людей, но и детей, начиная с двенадцати лет. К детям применялись такие же суровые наказания, как и взрослым. Не соблюдавших режим - расстреливали.
В предвоенные годы контингент ГУЛАГа являлся важным средством решения экономических задач. Война остановила выполнение «программы социалистического строительства», и подчинила всю его деятельность интересам вооруженной борьбы.
За годы войны оперативная и производственно-хозяйственная деятельность ГУЛАГа НКВД СССР была направлена: на усиление изоляции заключенных и на борьбу с антисоветскими проявлениями среди них; сохранение физического состояния заключенных и их полное трудовое использование;
всемерное усиление производства боеприпасов и оборонной продукции.
2.2 «Дело Е.Бекмаханова»
Бекмаханов Ермухан Бекмаханович, родился в 1915 году в Павлодарской области КазССР.
Историк, доктор исторических наук (1948), профессор (1949), член-корреспондент АН КазССР (1962). Окончил в 1937 году Воронежский педагогический институт. Научный сотрудник, директор Научно-исследовательского института педагогики при Наркомпросе (1937-1945), старший научный сотрудник, заместитель директора Института истории, археологии и этнографии АН КазССР (1945-1947), заведующий кафедрой Казахского государственного университета (1947-1966). Исследователь проблем социально-экономической и политической истории Казахстана XIX – начала XX вв., революционного движения в крае в период первой русской революции.
Научный вывод, сделанный Ермуханом Бекмахановым в книге «Казахстан в 20-е и 40-е годы XIX века», в ее части, посвященной движению под предводительством Кенесары Касымова, стал причиной опалы, которая привела к его аресту и приговору – 25 лет тюрьмы. Книга эта вышла в 1948 году, еще раньше материал этой книги был включен в «Историю Казахской ССР», изданную коллективом авторов в 1944 году. Но как только Ермухан Бекмаханов получил спустя два года степень доктора исторических наук, была дана команда на моральное уничтожение, и он подвергся жестокому преследованию и обструкции со стороны своих некоторых коллег.
Как водится, была разгромная статья в в газете «Правда», автор был обвинён в «буржуазном национализме». Репрессии увенчались его осуждением в декабре 1952 года на 25 лет тюрьмы. Но соратникам по науке удалось добиться его освобождения спустя полтора года. Как раз умер Сталин и ворота ГУЛАГа стали повсюду выпускать сотни тысяч своих узников. В феврале 1954 года Ермухан Бекмаханов был освобожден и реабилитирован.
Руководство Казахстана, воспользовавшись делом Ермухана Бекмаханова, провело чистку в Академии наук Казахской ССР, «не задушившей национализм в зародыше». Академию наук возглавлял в то время Каныш Сатпаев.
Подверглись репрессиям Есмагамбет Исмаилов, Кажим Жумалиев и другие ученые, которые были осуждены. Каныш Сатпаев был вынужден уехать в Москву. Как только возникли разговоры об аресте, Мухтар Ауэзов тайком улетел в Москву и отсиделся там.
Движение, возглавляемое Кенесары Касымовым, в труде Ермухана Бекмаханова было охарактеризовано не как «феодально-монархическое», а «национально-освободительное движение казахского народа», что и привело к тому, что передовые казахские ученые были подвергнуты гонениям. Казахская наука была в панике.
Когда говорят о том, что пережил Ермухан Бекмаханов, вместе с его именем произносят и имя московского ученого Анны Панкратовой. Чтобы написать «Историю Казахской ССР» вместе с учеными, эвакуированными из Москвы в 1941 году, она направила письмо в Центральный комитет Коммунистической партии Казахстана о том, что всю ответственность за научное и идеологическое содержание будущей книги берет на себя (журнал «Вопросы истории», № 11, 1988 год).