Казахстан в конце ХVП - начале ХVШ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:44, реферат

Описание

В конце XVII – начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680–1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3
Усиление государства Тауке – хана …………………………………………. 4
Свод законов “Жетi жаргы” …………………………………………………. 7
Экономика и культура Казахстана в XVI-XVII вв. ………………………... 11
Заключение ……………………………………………………………………. 17
Литература ……………………………………………………………………. 18

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 101.17 Кб (Скачать документ)

КАЗАХСТАН В КОНЦЕ ХVП - НАЧАЛЕ ХVШ ВВ. 

Введение  ………………………………………………………………………... 3

Усиление  государства Тауке – хана …………………………………………. 4

Свод  законов “Жетi жаргы” …………………………………………………. 7

Экономика и культура Казахстана в XVI-XVII вв. ………………………... 11

Заключение  ……………………………………………………………………. 17

Литература  ……………………………………………………………………. 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В конце XVII – начале XVIII века Казахское  ханство, объединенное под началом  видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680–1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе-Болат хан, в Среднем жузе – (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе – Абулхаир хан (1718–1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс. Так начался процесс распада казахского ханства.

     Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С  запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с северо-сибирские  казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств.

     Об  этой сложной исторической эпохе  Ч. Уалиханов писал: «Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов, отгоняли скот и уводили в плен целыми семействами».

     В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны  Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнения своего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Стратегическая цель джунгарских правителей была – подчинение огромных просторов Казахстана.

     Итак, отсутствие устойчевых политических и экономических связей между жузами, междоусобица казахской феодальной верхушки обрекали народ на величайшие бедствия и лишения. 

      Усиление государства  Тауке – хана 

     Правление Тауке – хана (1680-1718).

       Тауке – сын Жангир-хана. Полное имя его, согласно легенде, содержащейся на его личной печати, было – Таваккул-Мухаммад-батыр-хан. Он правил очень долго, прожил богатую событиями жизнь и умер глубоким стариком в 1718 году.

     Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной.

     Первое  серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности:

     1. Принятие важных государственных  и политических решений; 

     2. Исполнение судебных функций; 

     3. Осуществление дипломатических  и миротворческих инициатив. 

     В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе.

     Тауке был государем разумным и окружил себя умными людьми. Достаточно сказать, что членами совета при нем были такие чрезвычайно сведущие в обычном праве люди и известные ораторы своего времени, как Толе би из Улу жуза (Старшего жуза), Казбек би из Орта жуза (Среднего жуза), Айтеке би из Киши жуза (Младшего жуза). Тауке-хан был трезвым политиком, действующим решительно и наверняка. Условия времени требовали реформ, и он собирает в урочище Куль Тобе (Сырдарьинская область) своих мудрых биев, и они вместе создают законодательный акт, который известен под названием «Жети жаргы» («Законы хана Тауке»). В него вошли в основном установления, отвечающие потребностям военно-политической и социальной жизни казахского общества XVII столетия. Санкционированная в нем совокупность правовых норм действовала в пределах всего казахского государства.

      Так путем законодательного урегулирования расшатавшихся было общественных устоев, Тауке-хану удалось укрепить хозяйственно-политические связи между тремя жузами, преодолеть политический распад единого Казахского ханства и мобилизовать все наличные силы страны для общей обороны от сильного внешнего врага – джунгар-ойратов.

     Всю свою долгую жизнь Тауке вел активную внешнюю политику. Еще в молодости, при правлении своего отца, он возглавлял посольство к моголам Кашгарии, и в 90-х годах XVII столетия, будучи ханом, участвовал в политических делах Монгольского государства. При Тауке происходили столкновения с Аштарханидами из-за господства над присырдарьинскими городами, но большой войны между Бухарским и Казахским ханствами не было. Зато военные действия между казахами и джунгарами носили характер организованных беспрестанных войн. В этой долгой войне Тауке-хан умело руководил своим войском, приобрел славу знатока военного дела, человека отважного в сражениях, неустрашимого в опасностях. За все эти военные заслуги, судя по надписи на личной ханской печати, он был удостоен своими подданными почетного титула батыр (герой, храбрец, витязь). Этот титул (батыр, бахадур) присваивался за личную храбрость в сражении, за умелое руководство военными действиями. Как титул слово батыр прибавлялось к собственному имени храбреца. Этот почетный титул мог получить за свои личные военные качества любой свободный член кочевого общества, будь он рядовым воином или принцем крови.

      Упорная и многолетняя борьба с  Джунгарией создавала тяжелую политическую и экономическую обстановку в стране и способствовала сближению Казахского ханства с Россией. Только в 1686–1693 годах Тауке-хан отправил в Россию пять посольств с важными дипломатическими поручениями. Сохранилось письмо Тауке-хана Петру I, составленное в октябре 1694 года, с предложением о поддержании дружественных отношений с Россией. В первые десятилетия XVIII века сношения казахов с Россией оживились. В 1717 году Тауке-хан возбудил просьбу о подданстве казахов России. Но эти переговоры были прерваны смертью Тауке-хана.

     Тауке был последним казахским ханом, власть которого признавалась во всем государстве. После его смерти подняли голову келте ханы (мелкие ханы) и во всех трех жузах казахов появились свои властелины. С тех пор каждый жуз имел личную историю. (2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Свод законов “Жетi жаргы”  

     По  некоторым историческим данным, на холме Мартобе (в нынешнем Сайрамском районе Южно-Казахстанской Области) в конце – 17 начале 18 века в годы правления последнего хана объединенного Казахского ханства Тауке (1680-1715 г. г.) собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения дел значимых для всего ханства. Именно здесь Тауке-хан объявил свод законов "Жеты Жаргы", ставший первым сводом общеказахского права. Здесь же проводилась ханская торговая ярмарка.

       Основные сведения о «Жетi Жаргы» (своде законов хана Тауке)

 Изменения  политической структуры вызвали  настоятельную необходимость переработки  и правовой базы организации  казахского общества. Эта работа  проводилась весь XVIIB. и при хане  Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жетi Жаргы" (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:

      1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

      2. Семейно-брачный закон, где устанавливался  порядок заключения и расторжения  брака, права и обязанности  супругов, имущественные права членов  семьи. 

      3. Военный Закон, регламентирующий  отправление воинской повинности, формирование подразделений и  выборов военачальников.

      4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного  разбирательства. 

  5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

      6. Закон о куне, устанавливающий  наказания за убийства и тяжкие  телесные повреждения. 

      7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

       Кроме "Жетi Жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "Кодекс Касыма", особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - "Ереже", и "Билер сезi" - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном преценденте.

 Судопроизводство  было основано на обычном праве  - адате и мусульманском праве  - шариате. Судебная функция была  в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки.

  Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

  Право на собственность-основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.

       Институты обязательного права  включают в себя договоры купли-продажи,  займа, найма, хранения и караванной  перевозки. В казахском праве  существовали и такие своеобразные  институты обязательного права,  как жылу, журтшылык, асар и т.п.

       Брачное право казахов соответствовало  экономическому базису. Основной  формой брака был индивидуальный  брак (моногамия). Среди имущего сословия  получила распространение также  полигамия (многожество). Одной из особенностей семейно-брачных отношений являлось аменгерство - обычай, по которому жена умершего переходила к брату мужа. Был установлен запрет брака между родственниками до седьмого колена. Каждый взрослый сын имел право на часть имущества отца. По достижении определенного возраста сыновей выделяли в самостоятельное хозяйство (отау). Все хозяйство отца после смерти доставалось младшему сыну (шанырак, иесi).

       В казахском обществе XV-XVII вв. еще не было разграничений  между гражданским правом и  уголовным. Понятие преступления  сливалось с понятием дурного  поступка (жаман ic), греха (куне). В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы.

  Согласно "Жетi Жаргы", уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком случае членам общины предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование и кража чужой жены. Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это право передавалось истцу.

  Одним из основоположников судебно-правовых уложений казахского ханства был Майкы би - крупный дипломат и общественный деятель, советник Чингисхана. Усиление и укрепление государства связано также с именем Касым хана - сына Аз Жанибек хана. При его правлении впервые в истории была проведена систематизация правовых обычаев и норм, получившая название "Правда Касым хана". Заметный вклад в развитие правовой системы казахского общества внес Есим хан. Он значительно усилил воинские законы, повысив ответственность воинов, что было связано с необходимостью защиты от захватнических устремлений джунгар. В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казбек би, Айтеке би создали "Жетi Жаргы ", которые по сути стали непосредственной системой законов, кодексом судебной власти. Однако, поскольку этот свод правил дошел до нас в устной форме, общество не восприняло эти уставы официально как кодекс. Тем не менее, выпестованные тысячелетиями в недрах национальных традиций, общественных явлений в системе государства казахской нации, эти законы сослужили в свое время добрую службу народу.

Информация о работе Казахстан в конце ХVП - начале ХVШ вв