Казахстан в конце ХVП - начале ХVШ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:44, реферат

Описание

В конце XVII – начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680–1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3
Усиление государства Тауке – хана …………………………………………. 4
Свод законов “Жетi жаргы” …………………………………………………. 7
Экономика и культура Казахстана в XVI-XVII вв. ………………………... 11
Заключение ……………………………………………………………………. 17
Литература ……………………………………………………………………. 18

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 101.17 Кб (Скачать документ)

 В истории казахского права  ханского периода известны лишь  два законодательных памятника: "Касым ханнын каска жолы" ("Светлая дорога хана Касыма"), который до нас не дошел, и "Жети Жаргы" ("Семь установлений") Тауке-хана.

  В "Жети Жаргы" вошли постановления, вызванные потребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества ХУЛ в. Важнейшим моментом, определившим характер этого документа, оказалось стремление приспособить нормы обычного права к новым потребностям феодализируюшегося казахского общества, узаконив те из них, которые соответствовали интересам знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и более выгодные. Поскольку в этом документе охвачены семь сфер деятельности общества, он и получил название семь установлений Тауке-хана. Но есть и другая версия.

 Так,  по предположению некоторых, "Жеты Жаргы" ("Семь установлений") назван так потому, что в его разработке принимали участие семь биев.

  Мудрость и прозорливость чествуемых трех великих предков проявилась именно в ту пору. Они зорко предопределили будущее своего народа, предначертали единственно верный путь сохранения потомства и родной земли, показали подлинный образец политического прагматизма (1). 
 
 

      Экономика и культура Казахстана в XVI-XVII вв. 

       В XVI – XVII вв. у казахов степных районов в качестве преобладающей сохранялась исторически сложившаяся, соответствовавшая природно-климатическим условиям зоны сухих степей и полупустынь отрасль хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство.

     Закрепились ранее сложившиеся  маршруты и годичные циклы  кочевания со сменой сезонных  пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). При этом каждый род, который мог состоять из десятков, а нередко и более сотни аулов, традиционно кочевал в пределах определенной географической зоны. Выбор места кочевий, конечно, зависел не только от традиций и хозяйственных нужд, но и от политических условий в ханстве.

     В разных регионах Казахского ханства  земледелие было распространено крайне неравномерно, в большинстве из них  земледельческое хозяйство занимало небольшое место или вовсе  отсутствовало. В то же время в  других районах, где издавна существовали очаги земледельческой культуры, и именно в Жетысу и Южном Казахстане земледелие имело важное хозяйственное значение.

    Переход кочевников к земледелию совершался чаще всего под давлением экономической необходимости, и к оседлости переходили прежде всего бедняки, не имевшие возможность кочевать.

     Характерной особенностью социального деления  казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ак суйек) и «черную кость» (кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и большой значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия – торе и кожа.

     В отличие от ак суйек сословно-корпоративные группы «черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов).

  Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся «белой кости». Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к одной из ветвей потомков Чингиз-хана и находившихся вне генеалогической структуры жузов. Казахские торе (султаны) вели свое происхождение, согласно традиционным представлениям кочевников региона, от старшей линии чингизидов – потомков Джучи (джучидов).

     Сословие  торе играло огромную роль в социальной, политической и военной жизни  казахов. Из его среды избирались высшие структуры власти в государственных  образованиях казахов, т. е. ханы, представлявшие собой центральное звено в  политической системе кочевого общества. Принадлежность к сословию торе султанов по праву рождения, означала фактическую  принадлежность индивида к господствующему  классу и предопределяла его преимущественное право осуществлять регламентацию  и регулирование общественных отношений.                                          

       Другую элитную группу кочевников  представляло сословие служителей  мусульманского культа – кожа, пользовавшихся наследственными  привилегиями, игравших важную роль  в духовной жизни казахского  общества. Все ритуальные обряды  – обрезание, свадьба, похороны  и поминки совершались при  непременном участии кожа, которые  узаконивали их чтением Корана. Политическое влияние кожа в  кочевом обществе было незначительными, что во многом объясняется своеобразием ислама в степи.

  Среди привилегированных социальных категорий «черной кости» чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых общинах.

       Большое социальное значение  и политическое влияние в казахском  обществе имела социальная группа  батыров – военных предводителей.  Звание «батыр» никогда не  было наследственным, его приобретали  только личными подвигами. 

       Определенное место в социальной  стратификации казахского общества  принадлежало категории тарханов, то есть лиц, наделенных за  разные заслуги верховной властью  привилегиями, например, при уплате  налогов и проч.

       Наиболее многочисленную прослойку  господствующего класса казахов  представляли старшины («аксакалы»), осуществлявшие социально-регулирующие  функции во всех звеньях кочевых  общин.

  Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества и свободными общинниками,  существовали категории зависимого населения – рабы и толенгуты. Толенгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Рабы (кулы)  набирались из среды пленных и использовались главным образом в личном хозяйстве.

    Большую роль в политической  и экономической жизни Казахстана  в XVI – XVII вв. продолжали играть  города, с ярко выраженной специализацией  производства. В крупных мастерских  производили изделия определенного  вида – водоносные кувшины,  двуручные горшки и хумы. Металлургия и кузнечное ремесло, как и прежде, имели в городе широкое распространение, о чем говорят многочисленные находки криц и остатков железоплавильных печей.

       Ювелиры широко использовали  в производстве цветной камень: сердолик, огненный опал, яшму, нефрит, агат, серпентинит, горный хрусталь. Их вставляли в перстни, а  также употребляли как поделочный  материал для самих перстней.

     Большое и важное место в жизни казахов  занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кожи – обувь, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, создавали  настенные панно, сундуки.

      Первейшая необходимость  в жизни кочевника – создание  различных частей войлочного  покрытия юрты. Из войлока делали  потники под седла, шили войлочные  головные уборы, плащи, войлочные  чулки для сапог, ухваты для  казана. Но основная масса войлочных  предметов использовалась во  внутреннем убранстве юрты, дома.

     Ковроделие составляло важную отрасль в казахском ткачестве. Безворсовые ковры стелили на пол или вешали на стену, ворсовые же – в основном были украшением стен жилища. С ковроделием тесно связано ткачество подвесных сумок (аяк кап), переметных сум (коржын), подвесных сумок больших размеров, чехлов для сундуков, тюков и т. д.

  Одежда казахов находилась в полной гармонии с их образом жизни и сезонным ритмом кочевания.

       Мужская нательная одежда состояла  из рубахи (койлек) и штанов (дамбал), служивших в холодное время года нижним бельем. Поверх рубахи надевали камзол (бешмет). Наиболее распространенной формой верхней одежды были халаты (шапан).

     Основными компонентами женской одежды были в  зависимости от благосостояния хлопчатобумажные и ситцевые или шелковые и атласные платья, украшенные вышивкой и аппликациями. Молодые женщины и девушки  поверх платья надевали расшитые нагрудники. Обязательным элементом женской  одежды были штаны, сшитые из той же ткани, что и платья. Поверх платья носили безрукавки (камзол) и бешметы.

       Казахи с древнейших времен  и до начала ХХ в. широко пользовались древним народным календарем, в основу которого лег двенадцатилетний животный цикл – мушел.

     Народные  торжества (мейрам, той, ас) и игры,  как правило, посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер.

      Одним из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый год), празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык, наурыз коже), состоящее из семи традиционных продуктов.

     В силу кочевого уклада жизни казахов  наибольшее распространение получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях  силу, ловкость, мужество.

     Культ предков занимал заметное место  в верованиях казахов. Они  с почтением  относились к могилам предков. На могилах каялись, приносили присягу.

     В рассматриваемый период в Казахстане был распространен ислам, в соответствии с новой религией принято было отмечать два ежегодных религиозных  праздника – разговения или окончания  поста – Ураза айт и через 70 дней – жертвоприношение – Курбан айт.

     Однако  в XV – XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов, не было обряда венчания невесты в  присутствии муллы. Супружеские  узы скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар», исполнявшихся на свадебном торжестве.

     Погребальные  обряды XV – XVIII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и  на обычаях культа «танир». У казахов существовала  вера в загробную жизнь. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего хоронили рядом с зимовкой.

     Широко  развивалось в XV – XVIII вв. устное поэтическое  творчество казахов и музыка. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами  – акынами, сказителями – жырау. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: Шалкииз-жырау (XV в.), Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет (XVII в.).

       Песни жырау – Таттикары, Умбетея, Шала, Котеша – сохранились отрывочно. Известна жоктау – поминальная песня Умбетея, посвященная смерти батыра Богембая, в которой акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами.

     В жизни казахов большую роль играло музыкальное искусство -  вокальное  и инструментальное. Распространенными  музыкальными инструментами были домбыра, кобыз, сыбызгы.

     Письменная  историография. В XVI – XVII вв. письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения  и генеалогии.

     Наиболее  важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение Кадыргали Жалаири «Жами ат-таварих» (Сборник летописей). Это историческое сочинение, излагающее события, происшедшие в Казахстане, Средней и Центральной Азии в период XIII – XVI вв.

     В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарихи-и Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства. Труд Мирза Хайдара «Тарихи-и Рашиди» был написан в Кашмире (1543 – 1546 гг.) на персидском языке. Основное содержание «Тарих-и Рашиди» составляет история восточной ветви Чагатаидов, внутренняя борьба в улусе, подготовившая возвышение племени дуглат и правление его владетелей в Восточном Туркестане. 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально – Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли».

Информация о работе Казахстан в конце ХVП - начале ХVШ вв