Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:44, реферат
В конце XVII – начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680–1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности.
Введение ………………………………………………………………………... 3
Усиление государства Тауке – хана …………………………………………. 4
Свод законов “Жетi жаргы” …………………………………………………. 7
Экономика и культура Казахстана в XVI-XVII вв. ………………………... 11
Заключение ……………………………………………………………………. 17
Литература ……………………………………………………………………. 18
В истории казахского права
ханского периода известны
В "Жети Жаргы" вошли постановления, вызванные потребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества ХУЛ в. Важнейшим моментом, определившим характер этого документа, оказалось стремление приспособить нормы обычного права к новым потребностям феодализируюшегося казахского общества, узаконив те из них, которые соответствовали интересам знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и более выгодные. Поскольку в этом документе охвачены семь сфер деятельности общества, он и получил название семь установлений Тауке-хана. Но есть и другая версия.
Так, по предположению некоторых, "Жеты Жаргы" ("Семь установлений") назван так потому, что в его разработке принимали участие семь биев.
Мудрость
и прозорливость чествуемых трех великих
предков проявилась именно в ту пору. Они
зорко предопределили будущее своего
народа, предначертали единственно верный
путь сохранения потомства и родной земли,
показали подлинный образец политического
прагматизма (1).
Экономика и культура
Казахстана в XVI-XVII вв.
В XVI – XVII вв. у казахов степных районов в качестве преобладающей сохранялась исторически сложившаяся, соответствовавшая природно-климатическим условиям зоны сухих степей и полупустынь отрасль хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство.
Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). При этом каждый род, который мог состоять из десятков, а нередко и более сотни аулов, традиционно кочевал в пределах определенной географической зоны. Выбор места кочевий, конечно, зависел не только от традиций и хозяйственных нужд, но и от политических условий в ханстве.
В
разных регионах Казахского ханства
земледелие было распространено крайне
неравномерно, в большинстве из них
земледельческое хозяйство
Переход кочевников к земледелию совершался чаще всего под давлением экономической необходимости, и к оседлости переходили прежде всего бедняки, не имевшие возможность кочевать.
Характерной особенностью социального деления казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ак суйек) и «черную кость» (кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и большой значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия – торе и кожа.
В отличие от ак суйек сословно-корпоративные группы «черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов).
Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся «белой кости». Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к одной из ветвей потомков Чингиз-хана и находившихся вне генеалогической структуры жузов. Казахские торе (султаны) вели свое происхождение, согласно традиционным представлениям кочевников региона, от старшей линии чингизидов – потомков Джучи (джучидов).
Сословие
торе играло огромную роль в социальной,
политической и военной жизни
казахов. Из его среды избирались
высшие структуры власти в государственных
образованиях казахов, т. е. ханы, представлявшие
собой центральное звено в
политической системе кочевого общества.
Принадлежность к сословию торе султанов
по праву рождения, означала фактическую
принадлежность индивида к господствующему
классу и предопределяла его преимущественное
право осуществлять регламентацию
и регулирование общественных отношений.
Другую элитную группу
Среди привилегированных социальных категорий «черной кости» чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых общинах.
Большое социальное значение
и политическое влияние в
Определенное место в
Наиболее многочисленную
Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества и свободными общинниками, существовали категории зависимого населения – рабы и толенгуты. Толенгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Рабы (кулы) набирались из среды пленных и использовались главным образом в личном хозяйстве.
Большую роль в политической
и экономической жизни
Ювелиры широко использовали
в производстве цветной камень:
сердолик, огненный опал, яшму, нефрит,
агат, серпентинит, горный хрусталь.
Их вставляли в перстни, а
также употребляли как
Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кожи – обувь, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, создавали настенные панно, сундуки.
Первейшая необходимость
в жизни кочевника – создание
различных частей войлочного
покрытия юрты. Из войлока делали
потники под седла, шили
Ковроделие составляло важную отрасль в казахском ткачестве. Безворсовые ковры стелили на пол или вешали на стену, ворсовые же – в основном были украшением стен жилища. С ковроделием тесно связано ткачество подвесных сумок (аяк кап), переметных сум (коржын), подвесных сумок больших размеров, чехлов для сундуков, тюков и т. д.
Одежда казахов находилась в полной гармонии с их образом жизни и сезонным ритмом кочевания.
Мужская нательная одежда
Основными компонентами женской одежды были в зависимости от благосостояния хлопчатобумажные и ситцевые или шелковые и атласные платья, украшенные вышивкой и аппликациями. Молодые женщины и девушки поверх платья надевали расшитые нагрудники. Обязательным элементом женской одежды были штаны, сшитые из той же ткани, что и платья. Поверх платья носили безрукавки (камзол) и бешметы.
Казахи с древнейших времен и до начала ХХ в. широко пользовались древним народным календарем, в основу которого лег двенадцатилетний животный цикл – мушел.
Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры, как правило, посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер.
Одним из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый год), празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык, наурыз коже), состоящее из семи традиционных продуктов.
В силу кочевого уклада жизни казахов наибольшее распространение получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях силу, ловкость, мужество.
Культ предков занимал заметное место в верованиях казахов. Они с почтением относились к могилам предков. На могилах каялись, приносили присягу.
В рассматриваемый период в Казахстане был распространен ислам, в соответствии с новой религией принято было отмечать два ежегодных религиозных праздника – разговения или окончания поста – Ураза айт и через 70 дней – жертвоприношение – Курбан айт.
Однако
в XV – XVII вв. ислам не имел большого
влияния на семейную жизнь казахов,
не было обряда венчания невесты в
присутствии муллы. Супружеские
узы скреплялись общим
Погребальные обряды XV – XVIII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа «танир». У казахов существовала вера в загробную жизнь. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего хоронили рядом с зимовкой.
Широко развивалось в XV – XVIII вв. устное поэтическое творчество казахов и музыка. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами – акынами, сказителями – жырау. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: Шалкииз-жырау (XV в.), Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет (XVII в.).
Песни жырау – Таттикары, Умбетея, Шала, Котеша – сохранились отрывочно. Известна жоктау – поминальная песня Умбетея, посвященная смерти батыра Богембая, в которой акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами.
В жизни казахов большую роль играло музыкальное искусство - вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбыра, кобыз, сыбызгы.
Письменная историография. В XVI – XVII вв. письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения и генеалогии.
Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение Кадыргали Жалаири «Жами ат-таварих» (Сборник летописей). Это историческое сочинение, излагающее события, происшедшие в Казахстане, Средней и Центральной Азии в период XIII – XVI вв.
В
XVI веке жил и творил историк Мухаммед
Хайдар Дулати, его произведение «Тарихи-и
Рашиди» содержит бесценные факты из жизни
Казахского ханства. Труд Мирза Хайдара
«Тарихи-и Рашиди» был написан в Кашмире
(1543 – 1546 гг.) на персидском языке. Основное
содержание «Тарих-и Рашиди» составляет
история восточной ветви Чагатаидов, внутренняя
борьба в улусе, подготовившая возвышение
племени дуглат и правление его владетелей
в Восточном Туркестане.
Заключение
Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально – Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли».