Киевская Русь: социально-экономическое и политическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:20, контрольная работа

Описание

Целью моей контрольной работы является исследование и изучение социально-экономического и политического развития Киевской Руси. В ходе контрольной работы я намерен исследовать вопросы, касающиеся политического устройства Киевской Руси, изучить экономическое развитие и социальную структуру древнерусского общества, а так же выявить признаки государственности в конце XI начале XII веков.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….… 3
Глава I: Политическое устройство Киевской Руси ………………………………… 4
Глава II: Экономическое развитие и социальная структура древнерусского общества. «Русская правда» …………………………………………………………. 8
Глава III: Признаки кризиса государственности в конце XI – начале XII веков .... 15
Заключение ...…………………………………………………………………………. 20
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Киевская Русь.docx

— 60.85 Кб (Скачать документ)

     Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на разные культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

«Правда Русская».

     Завершение  складывания государственной структуры  и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов Киевской Руси именовался "Правда Русская". В XI веке происходит складывание так называемой краткой редакции Русской Правды. Она состоит из двух основных частей - "Древнейшей  Правды" (или "Правды Ярослава") и "Правды Ярославичей".

     Древнейшая  Правда представляет собой кодекс, созданный  Ярославом после победы над Святополком и предназначенный первоначально для новгородцев (оказавших ему поддержку в междоусобной войне): при этом в ней использовались уже существовавшие правовые нормы. Так называемая Правда Ярославичей появилась, по мнению одних исследователей, в 70-х годах XI столетия, по мнению других - в середине XI в. (т.е. еще при Ярославе). В этом юридическом памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения, большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.

Вывод: таким образом, мы видим, что в экономике господствовало натуральное хозяйство – сельское хозяйство и ремесло находилось на высшем уровне, а внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо. Что же касается социального развития, то наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание оценить Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальном. С появлением свода законов "Правда Русская” произошла кодификация древнерусского права. 

Глава III. Признаки кризиса государственности в конце XI – начале XII вв.

Целью этой главы является выявление признаков государственности в конце XI начале XII веков.

Восстание и социальное волнение.

     В 1018 году Болеслав выступил в поход на Русь, разбил Ярослава, занял Киев и вернул престол Святополку. Затем он возвратился в Польшу, оставив за собой западную окраину русских земель (с городами Перемышлем и Червенем - эти территории были возвращены Ярославом в 1031 году). Ярослав, бежавший после битвы в Новгород, получил вновь поддержку от новгородцев, давших средства на найм новой варяжской дружины, и опять двинулся на Киев. На этот раз Святополк, лишившийся польской помощи, бежал из Киева, не принимая боя, и в 1019 году подошел к столице, теперь уже с печенежским силами. Войско Ярослава одержало победу, Святополк бежал на западные границы Руси и по дороге умер. Но на этом междоусобная борьба не окончилась.

     В 1021 году Ярослав воевал со своим племянником Брячиславом Изяславичем, княжившим в Полоцке. Тот претендовал на Новгород, но потерпел поражение и вынужден был заключить мир с киевским князем. В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Тмутараканский князь Мстислав Владимирович. Незадолго до этого Мстислав укрепил свое княжество, подчинив северокавказское племя касогов: он победил в поединке касожского князя Редедю и получил по праву победителя его землю; воины Редеди влились в дружину Мстислава. Ярослав во время выступления Мстислава находился в Ростовской земле, где подавил восстание местного населения, вызванное голодом. Узнав о действиях брата, он нанял варяжскую дружину во главе с Якуном и двинулся на юг. Битва между братьями произошла при Листвене (близ Чернигова). Ярослав ввел в бой дружину Якуна, а собственную дружину оставил  в резерве. Мстислав выставил против варягов северян - ополчение из жителей Черниговщины, а когда варяги стали брать над ними верх, ввел в действие свою русско-касожскую дружину и одержал победу. В конце концов братья заключили договор, по которому к Мстиславу отходило левобережье Днепра со столицей в Чернигове. Лишь, после смерти Мстислава в 1036 году Ярослав стал "самовластцем" Русской земли.

     В 1037 году произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 году обострились русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром (ум.1052 г.), князем новгородским. Поход оказался неудачным - русское  войско было разбито греческим флотом. После смерти Ярослава в 1054 году и упомянутого выше раздела княжений между его сыновьями некоторое время сохранялась политическая стабильность. Ярославичи – киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составляли правящий триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело к временному возникновению наряду с Киевской митрополией двух новых - Черниговской и Переяславской. Князьям-триумвирам удалось в 1060 году разбить соединенными силами кочевников-торков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов.

     Но  во второй половине 60-х годов XI в. разразился кризис. В 1066-1067 годы развернулась междоусобная война между Ярославичами и их двоюродным племянником полоцким князем Всеславам Брячиславичем. В конце концов, Всеслав был вероломно захвачен во время переговоров и заключен в Киеве в темницу - поруб. В 1068 г. в крупный поход на Русь двинулись половцы - тюркский кочевой этнос, сменивший печенегов и торкав в причерноморских степях. Три Ярославича потерпели поражение в открытом бою и бежали в свои города. Тогда в Киеве началось восстание горожан, требовавших у Изяслава оружие и коней, чтобы биться с половцами. Кульминацией восстания стало освобождение Всеслава Полоцкого из поруба и провозглашение его киевским князем. Изяслав бежал в Польшу. Всеслав находился у власти 7 месяцев, причем младшие Ярославичи в это время признавали его верховенство. Святославу удалось разбить значительную часть половецких сил и взять в плен хана Шарукана. Весной 1069 года Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский стол, вынудив Всеслава бежать в Полоцк. Однако союзнические отношения между братьями Ярославичами были подорваны, и в 1073 году Святослав и Всеволод изгоняют Изяслава, которому пришлось на этот раз отправиться в четырехлетние скитания по Европе, в ходе которых он просил помощи у польского короля и римского папы. Киевским князем стал Святослав.

     После смерти Святослава в 1076 году престол занял Всеволод, но в следующем году он уступил его Изяславу, двинувшемуся на Русь с польским войском. В конце 60-х - начале 70-х годов XI в. на Руси обострилась борьба зависимого населения против феодальной знати. Она была вызвана усилением феодальной эксплуатации, в первую очередь государственной, широким распространением помимо дани других податей, таких, как виры и продажи (судебные пошлины), корд (поставки для содержания княжеских должностных лиц). Помимо упомянутого восстания в Киеве произошли  выступления в Новгороде  и Ростовской земле. Движение принимало здесь форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии. Во главе его вставали языческие жрецы - волхвы. Решительные действия представителей государственной власти позволили справиться с этими выступлениями.

     В 1078 году в политическую борьбу на Руси вступили в качестве самостоятельных князей представители следующего поколения - внуки Ярослава. Лишенные столов князья Олег Святославич (сын Святослава Ярославича) и Борис Вячеславич (сын младшего сына Ярослава - Вячеслава) бежали в Тмутаракань (где княжил брат Олега Роман), заключили союз с половцами и двинулись на Русь. Им удалось разбить Всеволода, а затем овладеть Черниговом. Тогда против Олега и Бориса выступило войско четырех князей: Изяслава с сыном Ярополком и Всеволода с сыном Владимиром Мономахом. В битве на Нежатиной Ниве близ Чернигова погибли Борис Вячеславич и Изяслав Ярославич. Половецко-русское войско молодых князей потерпело поражение; Олег бежал в Тмутаракань. Киевское княжение вновь перешло к Всеволоду. В 1079 году Тмутараканский князь Роман Святославич вместе с половецким войском выступил против Всеволода. Киевский князь сумел заключить мир с половцами, после чего те убили Романа. Олег же был схвачен агентами Византии и отправлен в ссылку на остров Родос в Эгейском море. Оттуда он вернулся в 1083 году, и вокняжился в Тмутаракани.

     Киевское  княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) было временем относительной стабильности во внутри - и внешнеполитической жизни Руси. Сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (получивший свое прозвище по матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) окончательно подчинил вятичей - последний восточнославянский союз племенных княжеств, сохранявший еще собственных князей. После смерти Всеволода в 1093 году наступает период обострения усобиц и борьбы с половцами. Киевским князем стал старший племянник Всеволода Святополк (сын Изяслава Ярославича). В том же 1093 году Святополк и Владимир Мономах с братом Ростиславом, князем переяславским, выступили против  половцев, начавших войну с Русью. Русские войска потерпели жестокое поражение, князь Ростислав утонул в реке Стутне во время отступления; после этого половцам удалось захватить несколько городов (что было крайне редким явлением в русско-половецких отношениях). Южная Русь подвергалась сильному разорению.

     В 1094 году Олег Святославич в союзе с половцами пришел из Тмутаракани на Русь и вынудил Владимира Мономаха уйти из Чернигова в Переславль. В два последующих года Святополк и Владимир вели борьбу одновременно с половецкими ханами Боняком и Тугорканом и с Олегом. В 1095 году Владимир под Переславлем уничтожил отряды ханов Итларя и Кытана. В 1096 году была разгромлена орда Тугоркана, а сам он (тесть Святополка) убит. Олег в том же году был изгнан из Чернигова и перенес усобицу на северо-восток Руси. Здесь, под Муромом, в бою с ним погиб сын Владимира Мономаха Изяслав, но старший брат последнего Мстислав, князь новгородский, нанес Олегу поражение в Ростовской волости, после которого тот вынужден был пойти на переговоры со своими двоюродными братьями Святополком и Владимиром. В 1097 году на съезде князей в Любече было заключено соглашение, по которому Святополк, Владимир и Олег с братьями Давидом и Ярославом Святославичами должны были владеть отчинами - территориями, которые по завещанию Ярослава Мудрого принадлежали их отцам Изяславу, Всеволоду и Святославу (с центрами соответственно в Киеве, Переславле и Чернигове). Давид Игоревич, внук Ярослава, получил Владимир-Волынский, а внуки старшего сына Ярослава Владимира - Володарь и Василько - соответственно Перемышль и Теребовль (Юго-Западная Русь).

     Князья  договорились о совместных действиях по защите Руси. Но сразу же после съезда разгорелась новая кровопролитная усобица. Давид Игоревич в сговоре со Святополком Изяславичем захватил в Киеве  Василька Ростиславича Теребовльского и ослепил его. После этого он попытался захватить волость Василька, но потерпел поражение от его брата Володаря и вынужден был освободить пленника. Тем временем Владимир  Мономах с Олегом и Давидом Святославичами выступили против Святополка. Тот вынужден был пойти в поход против Давида Игоревича и изгнать его из Владимира-Волынского. После этого Святополк, однако, попытался захватить также волости Володаря и Василька. В решающей битве он потерпел поражение, и тогда его сын Ярослав привел в Перемышлю (столице княжества Володаря) войско венгерского короля Кальмана. Давид Игоревич, к этому времени вступивший в союз с Володарем, в противовес венграм соединился с половецким ханом Боняком. В битве под Перемышлем (1099) половцы, применили характерный для кочевников прием "ложного отступления": их отряд подскакал к расположению венгерских войск, выпустил по стреле и обратился в бегство; когда же венгры погнались следом, основные силы Боняка ударили им в тыл. Окруженное войско Кальмана было наголову разбито и бежало в беспорядке, неся огромные потери. Потерпела неудачу и попытка Святополка закрепить за собой Владимир-Волынский.

     В 1100 году состоялся княжеский съезд в Уветичах, подведший итог трехлетней войне. Давид Игоревич как инициатор усобицы был лишен Владимира-Волынского и посажен на княжение в Бужск (менее значительный город Западной Руси). Последующие годы отмечены отсутствием усобиц и организацией Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем нескольких успешных походов в Половецкую степь с участием многих русских князей - в 1103,1107, и 1111гг.; были разбиты ханы Шарукан (возглавлявший еще поход на Русь в 1068 г.), Боняк, Урусоба, Сугра.

     В 1113 г. умер киевский князь Святополк  Изяславич, и в Киеве вспыхнуло восстание против администрации умершего князя и ростовщиков. В этих условиях киевское боярство пригласило на княжение Владимира Мономаха. Владимир, вокняжившись в Киеве, издал ряд законов, учитывавших требования восставших; по его повелению был создан новый юридический свод - так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI - начале XII веков. Пространная Правда фиксирует существование боярской собственности; специальные разделы посвящены закупам, новой категории зависимого населения, а также холопам. Внесены были изменения и в ряд существовавших ранее норм.

Вывод: изучив эту главу можно сделать вывод, что основным признаком кризиса государственности в конце XI – начале XII веков были постоянные междоусобные войны князей за власть. На их фоне периодически возникали восстания и массовые волнения. Справедливости ради следует отметить, что последующие годы отмечены отсутствием усобиц.

 

Заключение.

     Таким образом, изучив социально-экономического и политического развития Киевской Руси, я пришел к следующим выводам:

     В XI начале XII веков шел процесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядки сложились в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканский строй которого незаслуженно признан современной историографией феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, древний князь таил в потенции монархические качества и свойства. Но для того, чтобы они получили выход и возобладали, необходимы были иные социальные и политические условия. Эти условия возникали за пределами древнерусского периода отечественной истории.

     В экономике господствовало натуральное хозяйство – сельское хозяйство и ремесло находилось на высшем уровне, а внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо. Что же касается социального развития, то наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание оценить Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальном. С появлением свода законов "Правда Русская” произошла кодификация древнерусского права.

Информация о работе Киевская Русь: социально-экономическое и политическое развитие