Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:02, реферат
Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе
Китайская цивилизация
Китайская
цивилизация пережила переход от
древности к средневековью
В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуции (551—479 гг. до н. э. ) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.
Идеи
Конфуция, на первый взгляд далекие
от реальности, спустя несколько веков
стали государственной религией
и на протяжении более чем двух
тысячелетий, почти не изменившись,
сохраняли ведущую роль в духовной
жизни китайского общества.
Конфуцианство: спасение на земле
Конфуцианство —очень “земная” религия. Рациональность и практицизм настолько сильно выражены в нем, что некоторые ученые вообще не считают его религией в полном смысле слова.
Методы
управления государством, регулирование
отношений между разными
Государство, которое Конфуций стремился привести в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось какбольшая семья. В этой семье каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении.
Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном. Конфуций
Стержнем,
на котором держится государство, были
для философа преданность и покорность.
Эти качества должны пронизывать
всю жизнь общества сверху донизу.
Дети почитают родителей, младшие братья
и сестры— старших, а подданные
— своих правителей.
Однако принцип большой семьи означал
и другое:
не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность властей перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.
“Преданность
государю и забота о людях” —вот
те основы, на которых, по мысли китайского
философа, зиждется благополучие страны.
Конфуций стремился сделать
Конфуций
Поэтому
Конфуций придавал большое значение
нравственному облику чиновников —представителей
власти, непосредственно осуществляющих
управление страной и напрямую связанных
с народом. К ним философ предъявлял
очень высокие требования, создавая
образ чиновника-рыцаря—
Конфуций
и приверженцы его учения пытались
перевести теорию в практику: создавали
специальные школы, в которых
готовили новую бюрократическую
элиту к выполнению высокой миссии.
Впоследствии, когда конфуцианство
превратилось в государственную
религию, учение философа вошло как
основной предмет в систему
Реальность нередко расходилась с высокими идеями философа: среди чиновников, наизусть знавших конфуцианский “моральный кодекс”, попадалось немало корыстолюбцев, жестоких и нечестных людей.
Однако
были и другие, относившиеся к своим
обязанностям именно так, как хотел
основатель учения. Так, в XVI в. чиновники-инспекторы,
обеспокоенные бедственным
Конфуцианство
с его идеей гуманности и нравственности
государственной власти укрепило бюрократический
аппарат, а в конечном счете и
саму государственность. Конечно, конфуцианство
не определяло полностью духовную жизнь
Китая. Оно существовало в обстановке
соперничества с другими
Конфуцианство
выдержало и борьбу с политической
школой легистов (от слова lex —закон), которые
претендовали на ведущую роль в управлении
страной. Легисты видели основу благополучия
государства в строгом, суровом
культе закона. Выполнение законов
поощрялось, малейшее отступление от
них преследовалось. Во времена Конфуция
политика китайских правителей почти
целиком находилась под влиянием
легистов. Но в конце концов (и
это очень примечательный факт) власть
сделала ставку на конфуцианство, пророчески
оценив это гуманное учение как цементирующую
цивилизацию силу.
Циклы китайской истории
Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом долголетия и устойчивости:
ведь
на протяжении почти двух тысячелетий
она сохранялась практически
в неизменном виде. Между тем история
Китая в средние века была весьма
бурной. Страна переживала времена
процветания и жесточайших
Еще в древности китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов есть определенный ритм, действующий с четкостью часового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл и действовала весьма успешно. Но спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее проявлялись признаки упадка: разорялось крестьянство, среди чиновников росла коррупция, крупные земельные собственники отстаивали свою независимость от центральной власти. Под конец всеобщий развал завершался народным восстанием, участники которого требовали смены правящей “плохой” династии.
Именно в таких условиях —жесточайшего экономического и социального кризиса, голода и распада административной системы, восстаний—в 206 г. до н. э. начала свое существование первая конфуцианская империя, которой правиладинастия Ханъ. Ее основателем был крестьянин, один из вождей восставших. Новая династия вновь объединила страну, отменила многие казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские нормы; ставка была сделана не столько на насилие, сколько на моральные принципы и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую полосу упадка.
В III в. Китай распался на три самостоятельных государства. Правда, в конце III в. была предпринята попытка вернуться к централизации, но новойдинастии Цзинь удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий... В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севере страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками. Они довольно быстро кита-изировались, перенимая местную культуру, обычаи и систему управления.
Следующий
этап централизации был осуществлен
при династии Суй, которая в конце
VI в. объединила север и юг, но была
свергнута в начале VII в. Эпоха
истинного расцвета Китая связана
с династией Тан, правившей достаточно
долго (с начала VII по начало Х в. )
и династией Сун (X—XIII вв. ). В ту
эпоху по всей стране строились дороги,
каналы и новые города, необычайного
расцвета достигли ремесло и торговля,
все изящные искусства и
Правление
Сунской династии закончилось трагически
для Китая, пережившего новую
волну вторжения кочевых
Хотя монголы довольно быстро стали ассимилироваться, недовольство их правлением возрастало. Древняя буддийская сектаБелый Лотос, которая к XIV в. превратилась в тайное общество, объединила восставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник буддийского монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев, разгромил монголов и в 1368г. объявил себя императоромдинастии, получившей символическое название Мин (Свет). Минское правительство сумело восстановить экономику страны; было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возможности продвигаться вверх по иерархической лестнице. Но в конце XVI в. последовал очередной кризис, закончившийся весьма драматично: в начале XVII в. небольшое племяманьчжуровстало набирать силу и, объединившись с соседними племенами, повело вооруженную борьбу с Китаем, и во второй половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземнаядинастия Цин. Маньчжуры со временем удивительно органично вписались в структуру китайской империи и конфуцианскую культуру. Очевидно, именно в этом была причина долголетия династии, которая просуществовала вплоть до начала XX в. Чем же можно объяснить регулярно повторяющиеся периоды расцвета и упадка, централизации и децентрализации в истории Китая? Многие китайские историки считают, что в этих циклах отражается борьба двух космических сил—добра и зла, попеременно одерживающих победу. Но если перевести разговор из плана метафизического в конкретно-исторический, то объяснение получится иным. В борьбе с частной собственностью
Сильная
централизованная государственная
власть в Китае имела древние
и прочные традиции. Ее важнейшей
опорой было право верховной собственности
на землю. Государство, осуществляющее
жесткий контроль над обществом
(как и во всех восточных деспотиях),
издавна взяло на себя функцию
управления экономикой. “Земледелие,
торговля и управление— три основные
функции государства” — так реформатор
легист Шан Ян (390—338 гг. до н. э. ) сформулировал
концепцию, которой правительство
руководствовалось в своей
Направляя
экономические процессы, власть стремилась
ограничить частную собственность
(прежде всего на землю), сохранить
свою монополию в использовании
природных богатств, пыталась поставить
под контроль торговлю и ремесло.
Главным, разумеется, был вопрос о
земле и положении
В
Китае, конечно, существовало крупное
частное землевладение (так называемые
“сильные дома”), относительно независимое
от центральной власти, но именно по
этой причине и невыгодное для
правительства. Как только начинало
расти крупное землевладение, доходы
казны резко падали: обезземеленные,
разорившиеся крестьяне становились
арендаторами у богатых землевладельцев,
которые всеми возможными способами
старались сократить сумму
Вновь
созданная династия обычно начинала
свое правление с реформ, призванных
установить социальную гармонию. При
этом в вопросе о частной
Поэтому реформы обычно сводились к гигантскому, в рамках всей Поднебесной империи, переделу земли— с тем чтобы каждый трудоспособный
крестьянин
получил свой участок. Иногда правительство
даже шло на конфискацию земель у
богатых землевладельцев. Использовались
и другие средства: на некоторое
время запрещалась продажа
Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных земель, причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение определенного времени освобождались от налогов.
Ныне
в течение нескольких поколений
в Поднебесной царит мир, богатые
и сильные из числа чиновников
и простолюдинов обладают имуществом
в несколько сот миллионов
монет, а бедные и слабые испытывают
все большие тяготы.... Поэтому
следует несколько ограничить количество
земель, находящихся в частном
владении.
Из постановлений эпохи династии Хань,
конец I в. до н. э.